Общественные блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:33, доклад

Краткое описание

Общественные блага занимают в экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

Файлы: 1 файл

Семинар №2. Блага.docx

— 22.23 Кб (Скачать)

Общественные  блага: понятие, сущность, классификация 

       Общественные  блага занимают в экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и  потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития экономики.

       В обобщенном смысле блага – это  определенная совокупность средств, которые  позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

       В экономике существует обширный видовой  состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

       По  характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

       1) общественные, отличающиеся тем,  что находятся в свободном  потреблении всеми членами общества  и не могут быть использованы  индивидуально;

       2) индивидуальные, отличающиеся тем,  что они могут быть использованы  только одним членом общества  и направлены на удовлетворение  только его потребностей.

       В числе общественных благ выделяют как  собственно общественные, так и коллективные блага.

       Коллективное  благо отличается от общественного  тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

       Общественные  блага – это совокупность товаров  и услуг, которые предоставляются  населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

       К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

       Производство  и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь  проявляется направленность государства  на отражение и реализацию интересов  всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

       Относительно  механизма производства и распределения общественных благ законы экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

       Общественные  блага обладают следующим специфическими чертами:

       1) отсутствием конкуренции в потреблении  общественных благ, обусловленное  тем, что использование блага  одним человеком нисколько не  уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих  общественное благо, его ценностные  характеристики существенным образом  не страдают. Например, высаженными  на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

       2) неделимостью блага, обусловленной  тем, что индивид не может  самостоятельно определять характеристики  блага, объем его производства. Например, освещение на улице  не может включаться и выключаться  в определенное время по просьбе  определенного человека. Он может  только  использовать или же  не использовать это благо;

       3) нерыночным характером стоимости  блага, связанным с тем, что  на него не действуют законы  свободного рынка и конкуренции.  Производство общественных благ  не может быть регулируемо  законами рынка, а поэтому на  себя эту функцию берет государство,  искусственно определяя характер  производства и распределения общественных благ;

       4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

       По  критерию масштаба распространения  в рамках национальной экономики  выделяют следующие виды благ:

       1) общегосударственные общественные  блага. Это блага, которые имеют  значение и распространяются  на территории всего государства.  К ним, например, относится деятельность  федеральных органов государственной  власти, армии, Федеральной службы  безопасности;

       2) местные общественные блага. Это  блага, к которым имеет доступ  только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся  в соответствии с региональной  принадлежностью населения. К  ним, например, относятся, городские  парки, городское освещение.

       В зависимости от степени доступности  выделяют следующие виды общественных благ:

       1) исключаемые общественные блага.  Это блага, использование которых  может быть ограничено определенным  кругом населения. Например, вход  в музей может осуществляться  по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;

       2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

       Так как количество населения, потребляющего  общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным  производителем благ может быть государство. Государство может различным  образом участвовать в производстве общественных благ:

       1) косвенно. В этом случае государство  поручает предприятиям частного  сектора за определенную норму  вознаграждений производство общественных  благ. Такая форма участия государства  эффективна в том случае, когда  издержки частных компаний на  производство блага будут существенно  ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;

       2) напрямую. Эта форма производства  общественных благ основана на  том, что государство напрямую  и самостоятельно производит  блага. Это эффективно только  в некоторых случаях, когда  для производства благ необходима  высокая степень концентрации  производственных мощностей, например  армия, милиция.

       В национальной экономике эти две  формы участия государства в  производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.

       Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными  финансовыми средствами, которые  необходимы для их производства, которые  образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата  за пользование благами, осуществляемая всем населением. 

       Экономическое благо

       В основе экономического поведения лежит  стремление человека удовлетворить  свои экономические потребности (получить определенные блага) посредством экономической  деятельности. Потребности людей  многообразны. Человек, имея малое всегда стремится к большему, ставит цели, поднимаясь по ступеням саморазвития. Не менее многообразны и средства их удовлетворения. В экономической теории любое такое средство называется благом.

       Разные  авторы по-разному его определяют. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо, как любой положительный  смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. В экономической  литературе есть и другие определения  блага. А.Маршалл, например, под благом понимал «все вещи, удовлетворяющие человеческие потребности». В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами. Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы. Так А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком. /5/

       Экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические  потребности. На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности  за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические  блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто  просто товарами, продуктами, продукцией). Человечество устроено так, что его  экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие. /6/ 

       Классификация экономических благ 

       Предполагается, что блага различаются по следующим  характеристикам:

    1. По физическим характеристикам, видам благ (например, бумага разного качества);
    2. Времени, когда они становятся доступными (просмотр фильма сегодня – это не то же самое, что просмотр этого же фильма завтра);
    3. Местами их расположения (персики, продаваемые в Ташкенте, и такие же персики, продаваемые в Новосибирске, рассматриваются как разные блага);
    4. Состояниям природы (зонтик завтра, в случае, если завтра пойдет дождь, отличается от зонтика завтра, если будет солнечная погода) и т.д. /15/
 

       Частные и общественные блага. 

       Общественные  блага - блага, выгода от пользования  которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

       Общественные  блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного  блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

       Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные "антиблага" - общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

       Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

       Чистое  общественное благо - благо, которое  потребляется коллективно всеми  людьми независимо от того, платят они  за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

       Чистое  частное благо - благо, которое можно  разделить среди людей так, что  другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

       Если  эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных  действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

       Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

       Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с  другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

       Чистые  общественные блага имеют две основные особенности.

       Чистые  общественные блага обладают свойством  неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

Информация о работе Общественные блага