Обеспеченность продовольствием - экономическая основа продовольственной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:17, реферат

Краткое описание

Обеспечение населения страны продовольствием в достаточном количестве и ассортименте представляет сложную проблему, включающую комплекс вопросов производства продовольственной продукции, конъюнктуры национального и мирового продовольственных рынков, конкурентоспособности и платежеспособности страны, уровня доходов и структуры питания населения, социальной политики государства и т.д. Проблема обеспечения населения продовольствием не является чем, то особенным, присущим только Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Экономика организации.docx

— 91.69 Кб (Скачать)

Обеспеченность  продовольствием - экономическая основа продовольственной безопасности

Обеспечение населения страны продовольствием в достаточном  количестве и ассортименте представляет сложную проблему, включающую комплекс вопросов производства продовольственной  продукции, конъюнктуры национального  и мирового продовольственных рынков, конкурентоспособности и платежеспособности страны, уровня доходов и структуры  питания населения, социальной политики государства и т.д.

Проблема обеспечения  населения продовольствием не является чем, то особенным, присущим только Российской Федерации. Она существовала всегда, сохраняется в настоящее время  и носит общемировой характер. Однако впервые мировая практика и экономическая наука обратилась к продовольственной проблематике с позиций мировой и национальной экономической безопасности относительно недавно, в середине 70-х годов  ХХ века. Поводом послужил спад объемов  производства зерна в ведущих  зернопроизводящих странах мира. Уменьшение совокупного предложения  на мировом зерновом рынке и последовавший  за этим рост цен на другие виды продовольствия дестабилизировал ситуацию на других продовольственных рынках. Отказ  стран-экспортеров зерна от выполнения своих договорных обязательств поставил ряд стран перед угрозой острой нехватки важнейших продуктов питания, потери экономической и политической независимости. Мировой зерновой кризис 1972-1973 гг. способствовал тому, что  проблема продовольственного обеспечения  превратилась в важный фактор национальной безопасности всех стран.

Попытка анализа причин продовольственного кризиса и выработки путей  выхода из него была предпринята в  материалах Всемирной продовольственной  конференции (Рим, 1974 г.). В эти годы Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) был образован  Комитет международной продовольственной  безопасности, призванный отслеживать  процессы с продовольственной обеспеченностью  стран мира и вырабатывать рекомендации по решению возникающих проблем.

Продовольственная обеспеченность представляет собой новую и достаточно не раскрытую экономическую категорию, как с точки зрения ее сущности, так и методологии исследования. Следует отметить, что до настоящего времени не существует даже единого  общепринятого определения самого понятия «продовольственная обеспеченность».

Так, в материалах Всемирной  конференцией по продовольствию (1996 г.) отмечается: «…. проблема заключается  в том, чтобы обеспечить физический и экономический доступ населения  к достаточному количеству безопасной и калорийной пищи с целью удовлетворения его потребностей в продуктах  питания определенного количества и качества и дать ему возможность, таким образом, вести активный и  здоровый образ жизни».

По нашему мнению из этого  определения следует, что в проблеме продовольственного обеспечения необходимо выделить два важных аспекта. Первый заключается в физической доступности  основных видов продовольствия для  населения независимо от места проживания на территории страны или мира. Это  означает, что продукты питания в  физических объемах, достаточных для  удовлетворения потребностей людей, должны бесперебойно поступать к местам их конечного потребления. Физическая доступность предполагает необходимость решения комплекса задач, связанных не только с производством достаточного количества продовольственной продукции, но и с их беспрепятственным перемещением, как между странами, так и внутри них.

Однако физическая доступность  продуктов питания – это необходимое, но не достаточное условие продовольственной  обеспеченности. Основные виды продуктов  питания должны быть экономически доступны, т.е. должны быть обеспечена возможность  их приобретения всеми социально-демографическими группами населения на уровне физиологических  норм питания.

В последнее время проблема обеспечения населения страны продуктами питания связывается с продовольственной  безопасностью. Вместе с тем, проведенные  исследования показывают, что в современной  экономической литературе нет единого  мнения относительно содержания самого понятия продовольственной безопасности и ее оценки применительно к России. Одни авторы считают, что продовольственная  безопасность России находится под  угрозой, другие, наоборот, утверждают, что ей ничего не угрожает, а третьи приходят к выводу, что существует лишь потенциальная угроза, а современное  продовольственное положение страны характеризуется чертами, присущими  временной зависимости от импорта. Однако все они согласны в одном: в последние годы в продовольственном  обеспечении страны сформировались неблагоприятные тенденции и  федеральным и региональным органам  власти необходимо принимать незамедлительные меры по улучшению ситуации на продовольственном  рынке. При этом многие из них отмечают, что решение проблемы продовольственной  безопасности страны связано, прежде всего, с ее макроэкономическим развитием.

Большинство авторов проблему продовольственной безопасности рассматривают  с разных точек зрения. Так, некоторые  из них утверждают, что применение самого понятия продовольственной  безопасности к трансформирующимся экономикам носит явно спекулятивный  характер: оно направлено не на обоснование  действительно повышения душевого производства продовольственной продукции, повышения уровня и сбалансированности питания российских граждан, а на обоснование протекционизма по отношению  к аграрному сектору экономики. Другие, наоборот, считают, что в  национальном плане проблему продовольственной  безопасности можно рассматривать  в контексте экономической, социальной и даже политической безопасности, а ее решение требует проведения последовательной продовольственной  политики, включающей в себя ряд  основных стратегических направлений:

• стимулирование развития отечественного сельского хозяйства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• обеспечение роста агропромышленного  производства, как главной цели аграрной реформы;

• внесение корректив в  социальную политику с целью существенного  улучшения уровня питания всех социально-демографических  групп населения.

Всемирный Совет по продовольствию ООН, членом которого является и Российская Федерация, определил продовольственную  безопасность как политику, которая  позволяет стране достичь наиболее высокой степени самообеспеченности продовольствием в результате интегрированных  усилий по увеличению производства необходимых  продуктов питания, улучшения систем снабжения, потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода.

Следует отметить, что самообеспеченность продовольствием или продовольственная  независимость страны не должна быть самоцелью государственной политики в сфере экономики. Как свидетельствует  мировой опыт практически ни одна страна в мире не обходится без импорта в тех или иных объемах определенных видов продовольственных товаров. Импорт позволяет более полно удовлетворить спрос на продовольственном рынке страны, компенсируя недостаточное предложение товаров собственного производства. В качественном отношении ввоз отдельных видов продуктов способствует оптимизации структуры питания населения в соответствии с рекомендуемыми физиологическими нормами. Для Российской Федерации, как и для других стран с трансформируемой экономикой, импорт играет определенную положительную роль в формировании рыночных отношений в аграрной сфере, способствуя развитию конкуренции на внутреннем продовольственном рынке. Однако ввоз продовольствия в значительных объемах при ухудшении конъюнктуры мирового рынка может поставить под угрозу обеспечение населения страны, особенно такими важными видами продовольствия как зерно, мясо и некоторые другие.

Опыт стран свидетельствует, что продовольственная самообеспеченность не всегда достигается даже в экономических развитых странах. Так, например, Япония импортирует продовольствие в значительных объемах и уровень ее продовольственной самообеспеченности, рассчитываемый как отношение объема собственного производства продовольствия к величине внутреннего потребления, составляет лишь 50% .

Однако нельзя сказать, что  страна находится в продовольственной  зависимости от других стран, т.к. возможности  национальных компаний, занимающихся закупками продовольственных товаров  за рубежом и их реализацией на внутреннем рынке страны, позволяют  импортировать необходимые объемы продуктов питания без угрозы для продовольственной безопасности страны. Кроме того, в мировой  торговле Япония выступает как крупнейший нетто-экспортер с балансом внешнеторгового  оборота, достигающим в последние  годы 60 млрд. долл. США. Это означает, что экспортная выручка значительно  превышает расходы на импорт продовольствия.

Опасная зависимость страны от внешних источников продовольствия возникает тогда, когда она не в состоянии оплачивать импорт необходимого объема продовольственных товаров  без ущерба для национальной экономики  либо отказ от ввоза основных видов  продуктов питания приводит к  снижению достигнутого уровня продовольственного обеспечения населения страны.

А.И. Алтухов, Г.И. Макин, М.А. Бабков определяют национальную продовольственную обеспеченность как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. Однако практика перехода России от административно-командной к рыночной экономике свидетельствует о том, что государство фактически сняло с себя ответственность за продовольственное обеспечение населения страны. Это подтверждается резким сокращением в последние годы государственных закупок продовольственной продукции. Так, если в период 1986-1990 г.г. такого важного вида сельскохозяйственной продукции, как зерно, государство в среднем ежегодно закупало треть общего объема его производства в стране, то в конце 90-х годов только одну десятую часть. Учитывая, что за этот же период валовые сборы зерновых культур сократились на 20-40%, то можно сделать вывод о том, что федеральные и региональные органы власти и управления фактически устранились от решения проблем продовольственного обеспечения населения.

По нашему мнению, продовольственная  безопасность страны представляет собой  политико-правовую категорию, имеющую, как минимум, два смысловых содержания. Первое из них связано с экономическим процессом обеспечения населения основными видами продуктов питания, а второе – с проблемой национальной безопасности.

При различиях в подходах к определению продовольственной  безопасности, общим является требование поддержания продовольственного снабжения  населения на таком уровне, который  гарантировал бы устойчивое экономическое  развитие и социально-политическую стабильность в стране. Причем надежность ее продовольственной безопасности достигается как достаточным  самообеспечением продуктами питания, так и наличием финансовых средств для их импорта в нужных количествах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений и нарушений в поступлении продовольствия по импорту.

Таким образом, экономической  основой национальной безопасности в продовольственной сфере является продовольственное обеспечение  населения страны основными видами продуктов питания. Это означает, что если налажено бесперебойное  и достаточное по медицинским  нормам снабжение населения основными  продуктами питания, то продовольственную  безопасность страны можно считать  гарантированной.

В настоящее время сформировалось два принципиально отличных концептуальных подхода к проблеме продовольственного обеспечения. Согласно одному из них, необходимый  уровень обеспечения населения  страны основными видами продуктов  питания обеспечивается за счет их импорта из нескольких ведущих стран  мира при устранении тарифных и нетарифных барьеров для перемещения продовольствия и сокращения уровня государственной  поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сторонниками такого подхода выступают страны-экспортеры продовольственной продукции с  либеральной моделью экономики (США, Канада, Австралия). Они располагают  почвенно-климатическими условиями, благоприятными для возделывания продовольственных  сельскохозяйственных культур, прежде всего зерновых, значительными экономическими ресурсами, развитым аграрным сектором.

Сельское хозяйство производит основные виды продовольствия в объеме, превышающем внутренние потребности  и удовлетворяющем значительную часть спроса на мировом рынке. Так, в США агропромышленный комплекс обеспечивает полную продовольственную  самообеспеченность страны и ее ведущую  роль, как экспортера на мировых  рынках сельскохозяйственной продукции  и продовольствия.

Производя в избытке практически  все виды продуктов питания, страна в значительных объемах, до 25% всей производимой аграрной продукции, вывозит в другие страны. Удельный вес продовольствия в структуре экспорта составляет 20%, а в объеме мирового экспорта достигает 13%. На долю США приходится 35% мирового рынка пшеницы, 70% - кукурузы и сои, 25% - хлопка, 20% - риса. Однако и  в этих странах аграрный сектор функционирует  не только на принципах рыночной саморегуляции, хотя, значение непосредственного дотирования сельского хозяйства уменьшается. Так, в США в структуре расходной части бюджета министерства сельского хозяйства за 20 лет с 1970 г. по 1990 г. удельный вес прямых субсидий фермерским хозяйствам сократился с 45 до 15%. Одновременно с 15 до 47% возросла доля расходов на продовольственную помощь нуждающимся слоям населения.

В большинстве стран, развитых в агропромышленном отношении, увеличиваются  расходы на проведение фундаментальных  и прикладных исследований в области  аграрных проблем, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, информационное обеспечение, охрану окружающей среды, контроль качества продовольствия и  т.д. Так, в Канаде, несмотря на высокую  доходность, например, зернового производства, осуществляются прямые выплаты из государственного бюджета фермерам:

• на проведение сезонных работ  целевым назначением для конкретных фермерских хозяйств с учетом урожайности, величины посевных площадей, уровня цен, складывающихся внутреннем и мировом  продовольственном рынке;

Информация о работе Обеспеченность продовольствием - экономическая основа продовольственной безопасности