Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:05, курсовая работа
Неолиберализм - одно из направлений экономической науки XX в., сторонники которого стремятся обосновать необходимость сочетания принципов свободной конкуренции с государственным регулированием экономики и выработать на этой основе экономическую политику государства. Система неолиберальных воззрений начала складываться в кризисные 30-е гг., но наибольшего распространения и влияния она достигла после Второй мировой войны. Ее идеи разделили многие экономисты Франции, Великобритании, Италии, США. Однако центром Н. стала ФРГ, экономисты которой дали наиболее систематизированную и полную разработку теории. Выдвинутая ими программа государственной экономической политики до конца 60-х гг. применялась боннским правительством. Видные представители западногерманского неолиберализма - В. Ойкен, А. Рюстов, Л. Эрхард и др.
РЕФЕРАТ
на тему:
«НЕОЛИБЕРАЛИЗМ»
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
Неолиберализм - одно из направлений экономической науки XX в., сторонники которого стремятся обосновать необходимость сочетания принципов свободной конкуренции с государственным регулированием экономики и выработать на этой основе экономическую политику государства. Система неолиберальных воззрений начала складываться в кризисные 30-е гг., но наибольшего распространения и влияния она достигла после Второй мировой войны. Ее идеи разделили многие экономисты Франции, Великобритании, Италии, США. Однако центром Н. стала ФРГ, экономисты которой дали наиболее систематизированную и полную разработку теории. Выдвинутая ими программа государственной экономической политики до конца 60-х гг. применялась боннским правительством. Видные представители западногерманского неолиберализма - В. Ойкен, А. Рюстов, Л. Эрхард и др.
Неолибералы исповедуют традиционный для либеральных экономистов взгляд на свободную конкуренцию как на наиболее эффективный механизм, обеспечивающий формирование такой системы цен, которая, складываясь под действием спроса и предложения и выполняя роль регулятора хозяйственных процессов, обусловливает рациональное распределение экономических ресурсов и полное удовлетворение запросов потребителей. Однако, по их мнению, действие этого механизма не может быть обеспечено автоматически, так как свободная конкуренция при стихийном развитии порождает монополию и олигополию. Отсюда делается вывод о необходимости государственного вмешательства в экономику с целью поддержания благоприятных условий для конкуренции и свободного ценообразования.
Государство нельзя подпускать к планированию экономического процесса, считает В. Ойкен, но оно необходимо для формирования элементов экономического порядка (т. е. условий, необходимых для эффективного функционирования рынка), среди которых первенствующее значение имеют установление правовых рамок, культивирование и защита конкуренции. Идеи Н. очень точно сформулировал французский экономист М. Алле: государство, подобно регулировщику уличного движения, должно, не предписывая конкретного маршрута, поддерживать определенные "правила уличного движения", нарушение которых чревато тяжелыми последствиями.
В 40-х - 60-х гг. неолиберальные взгляды нашли воплощение в экономической политике Западной Германии, известной как "социальное рыночное хозяйство" (см.). Ее создатель и проводник канцлер Л. Эрхард исходил из концепции "взаимозависимости порядков", суть которой в сочетании рыночных рычагов, обеспечивающих экономическую эффективность, и деятельности государства в области социальных отношений (заработная плата, занятость, социальное обеспечение).
Если кейнсианство изначальным
считает осуществление мер
Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функциях «ночного сторожа» либо «спортивного судьи». Представители неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, памятуя напутствие Л.Эрхарда — «конкуренция везде, где возможно, регулирование— там, где необходимо», — доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей как условие устранения неравновесия в экономике.
Уже в 30-е
гг. для противодействия
Предваряя краткую характеристику особенностей школ неолиберальных идей различных стран, следует отметить, что представители неолиберального движения еще в начале 30-х гг. пытались выработать единую научно-практическую платформу. Общие в данной связи принципы неолиберализма были продекларированы в международном масштабе в 1938 г. на конференции в Париже. Этот форум неолибералов ныне называют также «коллоквиумом Липпмана» из-за созвучности одобренных на конференции принципов неолиберализма с положениями изданной в том же году американским экономистом А.Уолтером Липпманом книги под названием «Свободный город». Суть одобренных в Париже общих принципов неолиберального движения сводилась к провозглашению необходимости государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условие приоритета частной собственности, свободы сделки и свободных рынков могло быть пересмотрено действиями государства лишь в экстремальных случаях (война, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).
После второй
мировой войны идеология
Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания». Впервые ее концептуально изложил А.Мюллер-Армак в своей книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой также впервые использовал термин «социальное рыночное хозяйство». Разработки в этом направлении были продолжены В.Репке, Л.Эрхардом, В.Ойкеном и др. Причем о создании модели «социального рыночного хозяйства» в качестве главной задачи экономической политики страны было заявлено самим канцлером ФРГ К.Аденауэром в предисловии к книге В.Репке «Правильна ли немецкая экономическая политика?» (1950).
По характеристике В.Репке «социальное рыночное хозяйство» — это путь к «экономическому гуманизму». В своей книге «Гуманное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет коллективизму персонализм, концентрации власти — свободу, централизму — децентрализм, организации — самопроизвольность и т.д. Солидаризируясь с мнением В.Репке, Л.Эрхард на съезде христианско-демократического союза (ХДС) в 1957 г. утверждал о начале второго этапа в ФРГ «социального рыночного хозяйства». Немногим позднее в одной из своих публикаций начала 60-х гг. Л.Эрхард подчеркивал, что именно «свободное соревнование является прежде всего основным элементом социального рыночного хозяйства». А на очередном партийном съезде ХДС в 1965 г. Л.Эрхард заявил о завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства», превратившей эту страну в «оформленное общество».
Доктрина
«сформированного общества», по мнению
Л.Эрхарда и его
Вальтер Ойкен (1891—1950) в своей выдержавшей девять изданий книге «Основания национальной экономии» (1947) осуществил фундаментальную проработку проблематики типологии основных форм рыночной организации экономики. В главе этой книги «Экономические системы» им доказывается естественное сосуществование в одних и тех же обществах двух идеальных, как он полагает, типов экономики: меновой и централизованно управляемой. Он пишет: «Система «централизованно управляемой экономики» характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и белее отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это — система "меновой экономики"».
Далее В.Ойкен уточняет, что «в исторической реальности»
элементы обеих этих систем «в большинстве
случаев переплетаются» и что система
«неменовой экономики... существовала
и существует в двух формах: как «простая
централизованно управляемая экономика»
(обособленное хозяйство) или как "централизованно-
Вместе с тем, по Ойкену, «две упомянутые формы реализуются в трех формах», каждую из которых он характеризует так:
а) «тотальная централизованно управляемая экономика» (обмен вообще не допускается; производство, распределение и потребление продуктов «до последней мелочи» осуществляется по указаниям и приказам центрального руководства);
б) «централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления» (обмен осуществляется также при наличии центральной инстанции, определяющей «способ использования производительных сил, временную структуру производственного процесса, способ распределения продуктов... Но в отличие от первого варианта потребители могут здесь вносить коррективы в распределение выделяемых предметов потребления путем обмена»);
в) «централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором» (потребительский выбор благ свободен, но, как правило, из тех, которые намечает для производства «центральная инстанция»).
Осознавая невозможность автоматического функционирования «свободного рыночного хозяйства», В.Репке и Л.Эрхард признавали необходимым противопоставить любому проявлению анархии производства соответствующие меры государственного вмешательства, которые обеспечивали бы «синтез между свободным и социально обязательным общественным строем». Роль государства, согласно образной иллюстрации Репке—Эрхарда, сравнивается с положением судьи (арбитра) на футбольном поле, который строго наблюдает за действиями футбольных команд в соответствии с определенными правилами, но не имеет права непосредственно участвовать в игре. Другими словами, государство для поддержания условий существования «социального рыночного хозяйства» как «идеального типа» свободного рыночного хозяйства должно следить за соблюдением «правил» свободной конкуренции («честной игры»), контролировать условия ценообразования и пресекать попытки установления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий.
В 60—70-е гг. концепция неолибералов о создании и функционировании модели «социального рыночного хозяйства» во многом была созвучна возникшей в тот период модели институционалистов об «обществе всеобщего благоденствия», поскольку и в той, и другой отвергаются положения об эксплуатации человека человеком и классовом антагонизме. Обе модели, кроме того, основываются на идее активной социальной функции государства по обеспечению всем гражданам равных прав и равных возможностей в получении социальных услуг и повышении их благосостояния. При этом под внешним проявлением «всеобщего благоденствия» имелись, конечно, в виду не только рост числа акционеров в различных слоях общества, но и возросшая стабильность всех общественных институтов, уверенность значительной части трудящихся в завтрашнем дне и т.д.
В США, как отмечалось выше, альтернативой
кейнсианству стала так называемая
Чикагская школа
Первые достаточно серьезные сомнения в необходимости, как выразился М.Блауг, «упрощенных экономических рекомендаций политикам, типичных для времен кейнсианской революции» вкрались в экономическую науку с появлением выведенной в 1958 г. А.У. Филлипсом эмпирической кривой, характеризующей связь между ежегодным процентным изменением заработной платы в денежном выражении и уровнем (долей) безработицы в Англии за период с 1861 по 1913 г. Причем дискуссии по поводу данной зависимости приобрели еще больший размах после того, как в 1964 г. П.Самуэльсон включил связанную с этой кривой фактически новую концепцию в шестое издание своего учебника «Экономикс» и назвал сам график именем его автора — кривая Филлипса.
О последней М.Блауг пишет, что она оказалась тем открытием, которое «сразило наповал прежний кейнсианский идеал полной занятости без инфляции в качестве цели экономической политики. Стабильность цен и безработица оказались несовместимыми, конфликтующими целями: уменьшение безработицы достижимо только ценой ускоренной инфляции, а уменьшение инфляции обычно предполагает увеличение безработных. Таким образом прежняя надежда на одновременное достижение устойчивых цен и полной занятости уступила место понятию выбора между стабильностью цен и полной занятостью.