Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:26, доклад
Структура идеала может быть представлена в виде пирамиды ценностей и норм. По поводу вершины пирамиды существует относительное единство взглядов. Несмотря на усиление релятивистских тенденций, преобладающим является представление о том, что истинность является наиболее сильным регулятивом научного познания.
Наука и её идеалы.
Под "идеалом науки" понимается система познавательных ценностей и норм, интерпретация которых зависит от широкого социокультурного контекста. Это нормы объяснения и описания знания, его обоснованности и доказательности, структуры и организации.
Структура
идеала может быть
Основание пирамиды составляют универсальные нормы, значимые для всех областей научного познания во все исторические периоды. Различные авторы дают сходные, хотя и не во всем совпадающие списки таких универсальных критериев. Прекрасная работа по выявлению таких критериев проделана, например, Г.Фоллмером. Он утверждает: "Необходимыми признаками являются отсутствие порочного круга в обосновании непротиворечивость, объясняющая ценность, проверяемость и успешность проверки".Кроме необходимых, Фоллмер выделяет еще и ряд "желательных" признаков: "Широта, глубина, точность, простота, наглядность, способность к прогнозам, воспроизводимость описываемых, объясняемых, предсказываемых феноменов, плодотворность".
Однако не только "желательные",
но также необходимые признаки допускают
большое число различных
В современности представления
об идеале научности претерпевают наиболее
существенные изменения за всю историю
его существования.
В последнее время осуществляется переход
от веками утвердившихся классических
представлений к новому, еще формирующемуся
идеалу. Состояние перехода выражается:
а) в неудаче попыток реализации классического
идеала во всех его формах,
б) в резкой критике его основоположений,
в) в выдвижении альтернатив основоположениям
классического идеала,
г) в попытках обнаружения новых эталонов,
образцов научности.
Рассмотрим классический идеал науки.
Классический
идеал научности, несмотря на многообразие
форм выражения, имеет "твердое ядро",
состоящее из ряда регулярно воспроизводимых,
стабильно действующих основоположений.
Эти основоположения тесно вплетены в
интеллектульную традицию, сформировавшуюся
еще в античности. Они длительное время
имели характер "очевидностей", альтернатива
которым фактически не воспринималась,
находилась на периферии интеллектульного
горизонта. Серьезное критическое обсуждение
основоположений классического идеала
научности начинает занимать центральное
место лишь в современности, когда после
длительного развития наступает его фундаментальный
кризис и отчетливо намечается переход
к существенно иным представлениям. Тем
не менее фактически все основоположения
классического идеала научности находят
своих активных защитников вплоть до сегодняшнего
дня. По поводу некоторых основоположений
ведутся острые дискуссии, исход которых
еще далеко не очевиден. Некоторые основоположения,
действительно имеют непреходящую ценность
и в уточненной, модифицированной форме
войдут в структуру нового идеала научности.
Основоположения классического идеала
таковы:
а) Чистая истина. Истинность является не только
нормативной ценностью , но и необходимой
дескриптивной характеристикой любых
познавательных результатов, претендующих
на научный статус. В соответствии с этим
классическим представлением "наука
не должна содержать никакой примеси заблуждений".
б) Фундаментализм. Наука должна давать совершенно
надежное знание посредством окончательной
обоснованности.
в) Теоретико-научный редукционизм. В его основе представление
о возможности выработать универсальный
стандарт научности. Это представление
служит питательной почвой двух главных
гипотез, определяющих стратегию теоретико-научного
редукционизма. Согласно первой из них,
универсальный стандарт научности может
быть сформулирован на базе "наиболее
развитой" и " совершенной" области
знания или даже теории. Согласно второй
гипотезе, все прочие области познания
"подтянутся" к выработанному таким
образом стандарту научности.
В соответствии со стратегией теоретико-научного
редукционизма сегодня многие ученые
и философы эталон научности усматривают
в естествознании, а в самом естествознании
чаще всего обращаются к физике. Однако
ориентация на физику ни в истории, ни
в современности не является единственной.
Более того, сегодня возникает вопрос
о границах стратегии теоретико-научного
редукционизма в целом.
г) Интернализм. Социокультурная автономия
науки и стандарта научности. В соответствии
с классическими представлениями фундаменталистски
обоснованное научное знание и сами стандарты
его обоснования должны быть полностью
независимыми от социокультурных (социально-экономических,
культурно-исторических, социально-политических)
условий их формирования. Выводы науки
должны осуществляться в соответствии
с изучаемой реальностью.
Указанные основоположения далеко не
всегда в явной форме выступали исходными
принципами множества конкретных философско-методологических
программ. К числу важных факторов, приведших
к кризису классического идеала, относится
постепенное "накопление" кризисов
этих конкретных программ. На определенном
этапе происходит как бы "переключение
гештальта" и эти кризисы, расценивавшиеся
ранее как частные неудачи реализации
классических основоположений, начинают
осознаваться как симптом гораздо более
существенного, фундаментального кризиса.
Рассмотрим формы классического идеала.
Конкретные
философские концепции, в которых получил свое
выражение классический идеал научного
знания, очень многообразны. Тем не менее
его важнейшие формы коррелируют с некоторыми
реальными образцами научного знания.
Этими важнейшими формами являются:
а)математический идеал научности,
б)физикалистский идеал,
в)гуманитарно-научный идеал
В математическом идеале в качестве универсальных
рассматривают следующие признаки: логическая
ясность, строго дедуктивный характер,
непреложность выводов, обеспечиваемая
неприятием эмпирии в качестве научного
аргумента, непротиворечивость как главный
критерий научности.
В физикалистском идеале главную роль
играет эмпирия, физические "аксиомы"
детерминированы эмпиричкой информацией.
Заключения физики не так непреложны как
математические; имеется логическая возможность
нарушения физических законов. Структура
знания рассматривается как гипотетико-дедуктивная,
а само знание как имеющее вероятностный
характер. Познавательный интерес физического
исследования фиксирован не столько на
предельной строгости и законченности
теории, сколько на раскрытии реального
содержания теоретических положений,
на развитии теории с целью охвата ею большего
класса явлений. Научность гипотезы определяется
здесь прежде всего успешностью объяснений
и прогнозов.
Сторонники гуманитарно-научного идеала
усматривают его особенности прежде всего
в следующих двух пунктах:
1) Более широкая трактовка субъекта познания.
Субъект гуманитано-научного познания
должен быть не только носителем "чистого
разума", но человеком со всеми его способностями
и возможностями, со всеми его чувствами,
желаниями и интересами.
2) Роль этого субъекта не сводится только
к участию в познавательном процессе,
но распространяется также на оценку познавательных
реззультатов. Другими словами, социкультурные
интересы входят в определенной мере в
сами стандарты научности.
Рассмотрим примеры.
Попытки использовать геометрию Евклида
как образец для медицины (Геродикос),
теории артиллерийского искусства (Тарталья),
философии (Спиноза), всех наук (Декарт).
В качетве другого примера можно назвать
попытки сторонников физикалистского
идеала рассматривать математику как
эмпирическую науку (Бэкон, Локк); создать
"социальную механику", "социальную
физику; использовать физику как образец
для всех наук (неопозитивизм). С другой
стороны имеются проекты сторонников
гуманитарно-научного идеала реконструировать
естествознание таким образом, чтобы оно
давало только позитивные в моральном
и социальном аспектах результаты (Л.Толстой,
Г.Маркузе).
На основании исследования истории идеалов
научности я могу утверждать:
а) Все попытки реализации классических
основоположений оказались неудачными.
б) Ни один из этих идеалов (математический,
физикалистский, гуманитарно-научный)
не является универсальным, но значим
в определенной области.
в) Переход к новому идеалу (от математического
к физикалистскому) был аксиологическим:
он состоял в переинтерпретации представлений
о "подлинной науке".
г) Асксиологическая "победа" физикалистского
идеала была достигнута не в последнюю
очередь благодаря инструменталистской
трактовке математического идеала.
Особенности
современного идеала научности
Новый идеал находится еще в процессе
формирования. Этот процесс идет по двум
главным направлениям. Во-первых, осуществляется
через критику классического идеала. Во-вторых,
через поиск новых образцов, эталонов
научности.
Формирование нового идеала через критику
классического имеет следующие основные
тенденции: антифундаментализация, плюрализаци,
экстернализация.
А) Антифундаментализация.
Фундаменталистская парадигма на протяжении
всего огромного срока своего существования
претерпевала перманентный кризис. Радикальное
сомнение в состоятельности фундаментализма
становится возможным на базе гуманитарно-научного
идеала. Однако ранние выразители этого
идеала (Дильтей, Риккерт) не были столь
радикальными.
Гораздо более существенной по своим последствиям
для судьбы фундаменталистской парадигмы
оказалась имманентная критика физического
идеала и прежде всего кризис логического
позитивизма. Ключевое значение при этом
имела интерпретация "опыта" в концепции
Поппера. Опыт в концепции Поппера не обосновывающая,
а потенциально опровергающая инстанция.
Широко известна также убедительная критика
фундаментализма Г.Альбертом, особенно
трилемма Мюнхаузена.
Антифундаменталистская тенденция просматривается
в истолковании всех важнейших областей
научного познания: математического, естественно-научного,
гуманитарного. Она является выражением
отхода от классических представлений.
Критика фундаментализма имеет большое
значение в аксиологическом аспекте. Объективно
она ведет к понижению статуса обоснования
как норматива научности.
Б) Плюрализация.
В современности наибольшую популярность
получили концепции, в которых наука рассматривается
как совокупность парадигм (Кун), эпистем
(Фуко), исследовательских программ (Лакатос),
познавательных интересов (Хабермас).
Широкую известность приобрела концепция
П.Фейерабенда, где плюралистическая тенденция
в истолковании науки доведена до своего
логического предела.
Плюралистическая тенденция, так же как
и антифундаменталистская, имеет прежде
всего критическую направленность, ведет
к предодлению классических представлений
об идеале научного знания. Однако если
антифундаментализм подрывает классический
идеал "изнутри", то плюрализация
разрушает его "извне", демонстрируя
и обосновывая многообразие и эффективность
иных идеалов.
Еще более важно подчеркнуть то, что обе
тенденции особый акцент делают не на
статике, а на динамике, развитии науки.
Другими словами, в соответствии с этими
тенденциями, наука и ее стандарты рассматриваются
не как самоцель, а как средство решения
проблем. На смену фундаменталистской
обоснованности, как ведущей ценности
в классичесом идеале научности, все больше
выдвигается критерий эффективности в
решении проблем.
в) Экстернализация.
Экстерналистская тенденция, проявляющаяся
в современной теории науки, выражет наиболее
радикальный разрыв с классическими представлениями
об идеале научного знания. Однако в современной
философской литературе тезис о социальной
обусловленности науки трактуется существенно
раличным образом. Для понимания сути
проблемы важно учитывать три аспекта
науки:
1) исследовательское поведение ученых
2) содержание научных утверждений, теорий,
гипотез
3) стандарты научности, оценки результатов
научного познания
В современности фактически не подвергается
сомнению важная роль социокультурных
факторов в первом из этих аспектов. Общие
социокультурные условия, а также моральные
нормы и даже личная склонность могут
воздействовать на выбор проблемы исследования,
его наиболее эффективного метода, могут
стимулировать, либо затормаживать исследования
в какой-либо частной проблемной сфере.
Однако, в отличие от современных, для
классических представлений было характерно
убеждение в возможности создания "логики
открытия", позволившей бы, вне зависимости
от всяких "внешних" условий, получать
важные познавательные результаты. Так
что современное согласие по данному вопросу
возникло лишь в ходе длительной эволюции
философского, теоретико-научного мышления,
смягчения его ригоризма в отношении независимости
научного познания от социокультурных
ценностей.
Эта эволюция приводит некоторых теоретиков,
главным образом представителей "социологии
знания" к попыткам доказать возможность
прямого, непосредственного позитивного
влияния социокультурных факторов на
содержание научных утверждений, гипотез,
теорий (третий аспект). Однако ни одна
из этих попыток, на мой взгляд, не была
успешной. Это относится, непример, к интересной
попытке М.Малкея доказать непосредственное
заимствование Дарвиным для своей концепции
биологической эволюции аналога восходящей
к Мальтусу идеи борьбы за существование. В противоположность Малкею
можно утверждать, что это заимствование
не было прямым, а было опосредовано определенными
методологическими требованиями. Как
известно, Дарвин длительное время не
публиковал свои эволюционные исследования.
Он знал позицию своих оппонентов в Лондоне.
Согласно методологическому принципу
Уэвелла, при объяснении эволюции видов
нельзя допускать гипотетических причин
эволюции. Должна быть указана такая причина
прошлой эволюции, действие которой можно
продемонстрировать и доказать в настоящем.
В поисках такой причины, Дарвин, читая
Мальтуса, и приходит к идее о фундаментальной
роли естественного отбора в эволюционном
процессе. Таким образом, научное познание
позитивно воспринимает воздействия внешних
социокультурных факторов лишь в той мере,
в какой оно в состоянии переработать
их, превратить из внешних во внутренние.
Социокультурное влияние на науку всегда
опосредовано определенными стандартами
научности.
Сами стандарты научности детерминированы двояко. С одной стороны, они детерминированы тем или иным познавательным интересом человеческого рода, находящем преломление в определенных культурно-исторических условиях. С другой стороны, они детерминированы тем аспектом реальности, тем классом решаемых с помощью этого стандарта проблем, на который направлен соответствующий поззнавательный интерес.
Поиски
новых образцов
Новый идеал научности находится еще в
стадии формирования. Его основные тенденции
угадываются достаточно отчетливо: замена
фундаменталистской обоснованности критерием
эффективности в решении проблем, допустимость
множественности частных идеалов научности,
учет социокультурных факторов. Однако
о завершении этапа формирования можно
будет говорить лишь тогда, когда для новых
философских, научно-теоретических идей
и представлений будет найден реальный
образец научного знания. Симптоматичной
и интересной в этом плане была попытка
Штарнбергской школы представить в качестве
такового особый слой фундаментальных
исследований. Развитие этого
слоя обусловлено не внутринаучными, а
внешними, социально-практическими интересами.
Например, агрохимия Ю.Либиха. Агрохимия
возникла на основе "методической зрелости"
органической химии. Но она не была простым
практическим применением органической
химии. Она содержала элементы физики,
агрономии, физилолгии, причем объединяла
эти элементы не эклектически, а посредством
особой парадигмы. Главное понятие агрохимической
парадигмы - круговорот органических процессов.
Однако агрохимия не только учение о круговороте,
она представляет собой еще и определенную
технологию изменения естественного круговорота.
Главным стимулом в развитии агрохимии
был социальный интерес. Этот интерес
четко сформулировал сам Либих: "рост
урожаев на вечные времена". Следует
подчеркнуть, что постоянный рост урожая
не встречается в "дикой" природе.
Это значит, что агрохимия должна была
открыть такие законы, которые соответствуют
социальным интересам и ценностям. Строго
говоря, центральное понятие агрохимии
не "круговорот процессов", а определенная
социальная цель: "рост урожаев".
На первый взгляд эта задача представляется
невыполнимой. Однако концепция круговорота
прокладывает путь к ее решению: не нарушая
круговорота в целом варьировать его отдельными
звеньями. Концепция круговорота привела
к открытию таких химических связей, которые
были недоступны прежнему "линейному"
способу мышления химии. Были созданы
искусственные удобрения и социальная
цель в значительной степени была достигнута.
Таким образом, создание агрохимии не
было необходимым для решения фундаментальных
"внутренних" проблем химии. Решающую
роль сыграла здесь концепция круговорота.
Эту теорию, а также другие подобного типа
штарнбергцы называют "теорией основ
применения". Возникновение таких теорий
соопределяется социокультурными интересами
и целями.
Поиски новых образцов научности еще далеко
не завершены. Однако и здесь заметны ведущие
тенденции. В реальном научном познании
сегодня происходят изменения, в русле
которых идет и теоретико-научное мышление.
Современная наука переходит все больше
к междисциплинарным исследованиям. Изменяется
и характер решаемых современной наукой
проблем: возрастает их сложность и социально-практическая
значимость. Комплексные междисциплинарные
исследования (например, социальная экология)
чаще всего и выдвигаются в качестве нового
образца научности.