Научно-технический прогресс и инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 4
1 Сущность научно-технического прогресса и его виды………………. 6
1.1 Научно-технический прогресс (НТП) – основа развития современного общества…………………………………………………... 6
1.2 Приоритетные направления НТП……………………………………. 8
1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса…………………………………………………... 9
2 Инновационная политика в системе экономической политики……… 14
2.1 Классификация инноваций…………………………………………… 14
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики………………………………………... 16
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь………. 20
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь………... 20
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики……………… 23
Заключение…………………………………………………………………. 28
Список использованных источников……………………………………... 30
Приложение А. Данные о научных исследованиях и разработках
Брестской области……………………………………………………..…….. 31
Приложение Б. Данные о передовых производственных технологиях
Брестской области за 2006-2007 года……………………………………… 32

Файлы: 1 файл

Курсовая_по_макроэкономике.doc

— 864.50 Кб (Скачать)

      - быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

      - опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;

      - иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

      Соответственно, стратегическими приоритетами НИС  должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.

      На  период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности отнесены [15, с. 98]:

      - ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

      - новые материалы и новые источники энергии;

      - информационные и телекоммуникационные технологии;

      -технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

      - промышленные биотехнологии;

      - экология и рациональное природопользование;

      - медицина и фармация.

      Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

      В рамках данных документов основными задачами являются следующие:

      - создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

      - формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;

      - постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора экономики и социальной сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

      - адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

      - рациональное сочетание государственного регулирования рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

      - совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

      - совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров;

      - поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий;

      - укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

      - расширение инновационной инфраструктуры в регионах страны (центров трансфера технологий, центров по поддержке предпринимательства), развитие частного сектора в науке, венчурных фондов и предпринимательства, создание территориальных инновационных центров с целью не только технологического, но и социально-экономического развития территорий, включающих сеть научно-исследовательских центров, конструкторских бюро и других организаций, занимающихся инновационными проектами, направленными на создание высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.

      Важнейшим шагом в этом направлении явился Декрет Президента Республики Беларусь «О Парке высоких технологий» (22.09.2005 г. № 12), призванный не только развивать белорусскую науку, но и разрабатывать «программное обеспечение, информационно-коммуникационные, иные новые и высокие технологии, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики».

      Задачи по повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки в инновационном развитии экономики потребуют существенных финансовых вложений в сферу науки. Внутренние затраты на исследования и разработки к 2010 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования в общих затратах на исследования, разработки и работы по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции должны составить не менее 50 % [15, с. 100].

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Успешность  инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

      - уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

      - состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

      - наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

      - уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

      - наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

      - степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

      - системой подготовки кадров-инноваторов;

      - финансовым обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяются в процессе инновационной деятельности, которые в свою очередь оцениваются в мировой практике:

      - долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;

      - развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);

      - внешнеторговым обменом продукцией высокой и средне-высокой наукоемкости (долей в экспорте);

      - участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;

      - участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

      В настоящей работе рассмотрены вопросы  научно-технического прогресса как основы развития современного общества, приоритетные направления развития и основные показатели его оценки.

      Принципиальная  особенность стратегии научно-технического развития – выделение приоритетных направлений НТП: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, применение систем автоматизированного проектирования (САПР), развитие энергетики, применение принципиально новых материалов, создание промышленных технологий их производства и обработки.

      Национальная  экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

      По  сей день не решены многие вопросы, которые связаны с обеспечением инвестиционной привлекательности хозяйственного механизма для иностранных партнеров. Вместе с тем создание для зарубежных инвесторов привычных организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влиянием высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводятся из Западной Европы. Для Беларуси такой прием создал бы передышку, которая позволила бы при высокой и эффективной занятости населения сформировать современную наукоемкую структуру национальной экономики.

      Рассмотрены задачи по повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки в инновационном развитии экономики, которые требуют существенных финансовых вложений в сферу науки.

      Наиболее  существенные из них:

      - рациональное сочетание государственного регулирования рыночных механизмов при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

      - совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

      - совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

      - поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере.

      Стремление  Беларуси сохранить свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием национальных кластеров - конгломератов конкурентоспособных отраслей национальной экономики. Особые экономические возможности для обеспечения устойчивого экономического роста открываются вслед за созданием международных ФПГ.

      Правовое  регулирование процесса передачи технологий позволяет обеспечить конкурентные преимущества, улучшить инновационный климат, совершенствовать инфраструктуру, создать благоприятные условия для широкого и повсеместного применения инноваций, достичь высокой и сверхвысокой прибыли от осуществления процесса коммерциализации технологий, установить и сохранить стабильность протекания всех операций, связанных с куплей-продажей, торговлей, обменом, географическим распространением, диффузией, перетеканием и трансфером инновационной, научно-технической и технологической продукции.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

    1. Акулич И.Л. Международный маркетинг: учебное пособие. - Мн.: Высшая школа, 2006. - 544 с.

    2. Базылев Н.И., Базылева М .И. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с.

    3. Вабищевич С.С. Внешне-экономическая деятельность в РБ: правовые перспективы. - Мн.: Молодежное научное общество, 2005. - 232 с.

    4. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. - М.: Финпресс, 2000. - 384 с.

    5. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства: Практ. пособие. - Мн.:ФУ Аинформ, 2001. - 528с.

    6. Зубко H.М., Зубко А.Н. Практическое пособие по экономической теории. - Мн.: АПИ, 1999. - 192с.

    7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.: Дело, 2002. - 472 с.

    8. Киреенко Е.Г. Социально-экономическая география Республики Беларусь: Учеб. пособие - Мн.: Аверсэв, 2003. - 400 с.

    9. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие - Мн.: Новое знание. 2002. - 250 с.

    10. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3) Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: ФУ Аинформ, 2004. -576 с.

    11. Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2003. - 743 с.

    12. Прогнозирование и планирование экономики: учебник/Под ред. Г.А.Кандауровой, В.И.Борисевича.- Мн.: Современная школа, 2005.- 476 с.

    13. Смычник А. Звенья успеха/А. Смычник//Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы.- 2009. - № 3 (20).- С. 68 – 71.

    14. Статистический ежегодник. Брестская область - Брест: Облстатуправ-ление, 2007. -352 с.

Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика