Научно-технический прогресс и инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 4
1 Сущность научно-технического прогресса и его виды………………. 6
1.1 Научно-технический прогресс (НТП) – основа развития современного общества…………………………………………………... 6
1.2 Приоритетные направления НТП……………………………………. 8
1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса…………………………………………………... 9
2 Инновационная политика в системе экономической политики……… 14
2.1 Классификация инноваций…………………………………………… 14
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики………………………………………... 16
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь………. 20
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь………... 20
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики……………… 23
Заключение…………………………………………………………………. 28
Список использованных источников……………………………………... 30
Приложение А. Данные о научных исследованиях и разработках
Брестской области……………………………………………………..…….. 31
Приложение Б. Данные о передовых производственных технологиях
Брестской области за 2006-2007 года……………………………………… 32

Файлы: 1 файл

Курсовая_по_макроэкономике.doc

— 864.50 Кб (Скачать)

      Эффект  НТП - это результат научно-технической деятельности, который в теории эффективности отождествляется с физическим объемом чистого продукта. На уровне отраслей и предприятий эффектом считают либо чистую продукцию, либо часть чистой продукции - прибыль. Эффектом является и снижение затрат живого труда, себестоимости, материальных ресурсов, капитальных вложений и оборотных средств, приводящее к росту чистого продукта (накоплений, национального дохода, прибыли).

В последнее  время своеобразным элементом эффекта считают и снижение экономического ущерба, например, от загрязнения окружающей среды, если это приводит к росту национального дохода.

      Рост  физического объема производства не может рассматриваться в качестве эффекта, поскольку этот рост может и не привести к росту ВВП.

      Под затратами на НТП понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных видов ресурсов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов [17, с. 381].

      В зависимости от уровня оценки, объема учитываемых эффекта и затрат, а также назначения оценки различают несколько видов эффективности.

      Народнохозяйственная  эффективность НТП характеризует отношение эффекта к затратам в масштабах народного хозяйства и показателях, принятых для характеристики его функционирования. Этот вид эффективности определяет результативность не конкретного объекта в его хозяйственных границах, а всей народнохозяйственной системы, испытывающей воздействие данного объекта: эффект отражает рост внутреннего валового продукта во всех отраслях и производствах, связанных с оцениваемым объектом, а затраты - полный объем ресурсов (живого труда и материальных затрат других отраслей и производств), необходимых для функционирования оцениваемого объекта.

      Хозрасчетная  эффективность НТП характеризует результативность затрат в масштабах отрасли, объединения, предприятия и рассчитывается на базе показателей, принятых для оценки деятельности этих звеньев народнохозяйственной системы; под эффектом понимают прибыль или чистую продукцию, а под затратами - стоимость производственных фондов или себестоимость. Наиболее распространенным показателем хозрасчетной эффективности является рентабельность производства.

      Полная  эффективность НТП  (как народнохозяйственная, так и хозрасчетная) отражает отношение полного эффекта хозяйственной и социальной деятельности, например, полный объем ВВП ко всем затратам, вызвавшим этот эффект (как в прошлом, так и расчетном периоде).

      Приростная  эффективность НТП  характеризует соотношение прироста эффекта за расчетный период к приросту вызвавших его затрат.

      Сравнительная эффективность НТП представляет частный случай приростной эффективности, когда базой для расчета эффекта и затрат являются не показатели прошлой деятельности, а один из сравниваемых вариантов. В качестве эффекта здесь чаще всего выступает рост прибыли за счет снижения себестоимости при реализации одного варианта по сравнению с другим (или просто разность себестоимости), а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту.

      Сравнительная эффективность отражает лишь эффективность совершенствования (реконструкции, развития, улучшения и т.п.) варианта, но не эффективности функционирования усовершенствованного варианта. Кроме того, сравнительная эффективность всегда определяется в условиях полной сопоставимости вариантов, то есть представляет собой чисто расчетную, условную величину. Сравнительная эффективность позволяет судить о преимуществах отдельных вариантов совершенствования производства и отобрать наилучшие из них, не предопределяя конечного решения от целесообразности его реализации. Это решение может быть принято только на основе расчета абсолютной эффективности и сопоставления ее с нормативной.

      Абсолютная  эффективность НТП  характеризует отношение конечного народнохозяйственного или хозрасчетного эффекта к затратам на реализацию варианта, отобранного по критериям максимальной сравнительной эффективности или минимума приведенных затрат. Расчет абсолютной эффективности завершает весь цикл выбора наиболее эффективного варианта хозяйственного развития.

      Абсолютная  эффективность, в отличие от сравнительной, всегда рассчитывается по фактическим или ожидаемым показателям реализации варианта без приведения их в условный сопоставимый вид [17, с. 390].

      Таким образом, рассмотрены сущность НТП, основные направления научно-технического прогресса, показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса.

      НТП представляет собой процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники  и производства, образующий единый комплекс, состоящий из следующих  этапов: фундаментальные разработки; прикладные научные исследования; техническое развитие производства на базе достижений науки и техники.

 

  1. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
 
    1. Классификация инноваций
 

      Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладываются два понятия. Инновация - это, во-первых, новшество, т. е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

      Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности [9, с. 139].

      Можно дать следующую классификацию инноваций.

      1. По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.

      2. По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.

      3. По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

      4. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.

      5. По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.

      6. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

      7. По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.

     Развитие  науки тесно взаимосвязано с  техникой и производством. Результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ широко используется в производстве, а современные научные исследования все больше нуждаются в точной, сложной и дорогостоящей технике, поставляемой производством.

     По  своему содержанию и характеру получаемых результатов научные исследования могут быть фундаментальными, поисковыми и прикладными.

     Фундаментальные исследования делятся на теоретические  и экспериментальные. Основой фундаментальных  исследований является открытие новых  явлений, закономерностей и принципов, которые могут быть использованы при создании новой техники, технологии производства, организации производства и потребления и др. Результаты фундаментальных исследований, как правило, служат основой для проведения поисковых и прикладных исследований, прямо касающихся вопросов создания новых видов материалов, средств и способов производства.

     Поисковые научные исследования направлены на изучение более конкретных проблем, например, возможностей создания новых  материалов, техники, технологии, повышения  производительности труда и качества выпускаемой продукции и т. п. Результатами поисковых исследований является научно-техническая информация, которая во многих случаях имеет материально-техническое воплощение.

     При положительных результатах выводы поисковых работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов, экспериментальных образцов.

     Прикладные  научные исследования непосредственно  направлены на создание новых конкретных изделий либо на совершенствование  существующих, а также на разработку способов их производства; на разработку средств механизации и автоматизации производства, систем и методов контроля за качеством продукции и т. д. Результаты прикладных исследований в форме отчетов, технической документации, макетов, опытных образцов и т. п. являются основой дальнейших разработок с целью внедрения в практику научных идей. Прикладные исследования, относящиеся к материальному производству, в результате которых осуществляется техническое и рабочее проектирование, изготавливаются и испытываются опытные образцы, называются опытно-конструкторскими работами. В процессе этих работ решаются технические задачи на основе возможностей, изысканных в результате прикладных исследований [8, с. 125].

    1. Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики
 

      С понятием НТП тесно связано понятие научно-технического потенциала.

      Научно-технический  потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходимых для создания и реализации достижений НТП в народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного регулирования, а следовательно, прогнозирования и планирования, Государство выступает как институт, финансирующий, организующий и управляющий его развитием.

      Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. Конечным результатом является рост конкурентоспособности продукции, предприятия, экономики в целом [12, с. 319].

      В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

      По  существу смысл всей экономической реформы состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники.

      Это обусловливает необходимость активизации инновационной деятельности.

      Инновационная деятельность — это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий.

      Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты — предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

      С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика