Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:43, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………… 4
1 Сущность научно-технического прогресса и его виды………………. 6
1.1 Научно-технический прогресс (НТП) – основа развития современного общества…………………………………………………... 6
1.2 Приоритетные направления НТП……………………………………. 8
1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса…………………………………………………... 9
2 Инновационная политика в системе экономической политики……… 14
2.1 Классификация инноваций…………………………………………… 14
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики………………………………………... 16
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь………. 20
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь………... 20
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики……………… 23
Заключение…………………………………………………………………. 28
Список использованных источников……………………………………... 30
Приложение А. Данные о научных исследованиях и разработках
Брестской области……………………………………………………..…….. 31
Приложение Б. Данные о передовых производственных технологиях
Брестской области за 2006-2007 года……………………………………… 32
В 90-е гг. XX в. в Беларуси возник и развился новый вид организационно-экономических форм научно-технической деятельности — инновационное предпринимательство, преимущественно в виде малых инновационных предприятий.
В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-центров, 4 научно-технологических парка, свыше 10 центров трансфера технологий и инновационных центров.
Из функционирующих технопарков («Технопарк «Могилев», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехнопарк», «Технопарк БНТУ») только «Технопарк «Могилев» комплексно решает вопросы трансфера технологий и коммерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАН Беларуси.
В системе Министерства образования Республики Беларусь функционируют 8 центров трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые — при университетах.
Технологический
и технический уровень
Из
анализа структуры
Таблица 3.1 – Структура технологической оснащенности отраслей экономики
Отрасль | Традиционные технологии | Новые технологии | Высокие технологии |
1 | 2 | 3 | 4 |
Промышленность | 87,3 | 10,4 | 2,3 |
Сельское и лесное хозяйство | 41,4 | 37,8 | 20,8 |
Строительство | 26,5 | 58,9 | 14,6 |
Транспорт | 59,0 | 34,0 | 7,0 |
Связь | 53,0 | 22,0 | 25,0 |
Сфера торговли и услуг | 75,8 | 24,2 | - |
Социальная сфера | 34,2 | 49,0 | 16,8 |
В среднем по экономике | 79,0 | 15,8 | 5,2 |
Примечание - Источник: [15, с. 117, таблица 8.2].
Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не применяется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются только Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок) [15, с. 96].
Расходы
республиканского бюджета на науку
в целом и по направлениям имеют
тенденцию к росту (табл. 3.2).
Таблица
3.2 – Фактическое выделение
Показатель | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Расходы республиканского бюд-жета на науку | 185339 | 245263 | 300611 | 337480 |
в % к ВВП, в т. ч. | 0,37 | 0,38 | 0,38 | 0,35 |
Фундаментальные
и приклад-ные научные |
173907 | 229048 | 284382 | 319128 |
Международное сотрудничество | 5011 | 7187 | 9083 | 10536 |
в % от общих расходов | 2,7 | 2,9 | 3,0 | 3,1 |
Подготовка,
повышение квали-фикации |
3917 | 5642 | 7146 | 7816 |
Примечание
– Источник: [16, с. 59, таблица 3].
Объем
расходов увеличился в 2007 г. по сравнению
с 2004 г. на 152149 млн. руб. или на 82,1 % и растет
в среднем на 22,4 % в год.
Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна страна не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.
Средства,
выделяемые на международное научно-
Продолжает сохраняться разрыв между наукой и производством, научными исследованиями и практической реализацией результатов исследовательских работ. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных технологий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах. Актуальными остаются проблемы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой охраны, а также коммерциализации нововведений.
Наиболее существенными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, налоговая система, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств. В результате менее 13 % промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. — до 70 % ).
Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.
Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного и бизнес-сообществ. В течение 2001—2004 гг. были приняты новые законодательные и другие нормативные акты, учитывающие актуальные проблемы Беларуси, ее специфику, с ориентацией на мировые тенденции, технические, организационные, институционально-правовые и иные решения в инновационной сфере высокоразвитых стран. В числе этих документов Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (16.11.2002 г.), Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах государственной поддержки науки» (05.07.2002 г. № 362), постановления Совета Министров Республики Беларусь «О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности» (22.05.2003 г.), «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003—2007 годы» (31.07.2003 г.), № 1103 от 31.08.2006 г. «Об использовании результатов научно-исследовательских и ОКР» и др.[15, с. 97].
С учетом задач совершенствования управления научной сферой, поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», а также исходя из решений, выработанных на Витебском семинаре по инновационной деятельности в 2004 г., специалисты Национальной академии наук Беларуси, ГКНТ, других министерств, ведущих НИИ и вузов страны разработали «Концепцию развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г.» и «Перечень приоритетов научной деятельности и приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006—2010 гг.». Разработан Закон «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».
В целом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.
Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:
- организационную структуру — совокупность организаций государственного и частного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности, осуществляющих исследования и разработки, производство и реализацию инновационной продукции (университетов и академий, НИИ, крупных и мелких компаний, региональных научных и технологических центров), а также занятых управлением и формированием инновационной сферы;
- инфраструктуру (систему комплексного обслуживания первичного процесса производства новых знаний и инноваций) — центры поддержки инновационного предпринимательства, технико-внедренческие зоны и др.;
- институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, совокупность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное образование);
- систему подготовки и переподготовки кадров;
- систему управления (менеджмента) и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем, финансирования и рыночной коммерциализации нововведений.
Важнейшим элементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком. В совокупности с охраной и развитой правовой системой использования и передачи интеллектуальной собственности финансовая система создает действенные стимулы для производства и использования знаний, коммерциализации нововведений.
Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:
Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика