Научно-технический прогресс и инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 4
1 Сущность научно-технического прогресса и его виды………………. 6
1.1 Научно-технический прогресс (НТП) – основа развития современного общества…………………………………………………... 6
1.2 Приоритетные направления НТП……………………………………. 8
1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса…………………………………………………... 9
2 Инновационная политика в системе экономической политики……… 14
2.1 Классификация инноваций…………………………………………… 14
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики………………………………………... 16
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь………. 20
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь………... 20
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики……………… 23
Заключение…………………………………………………………………. 28
Список использованных источников……………………………………... 30
Приложение А. Данные о научных исследованиях и разработках
Брестской области……………………………………………………..…….. 31
Приложение Б. Данные о передовых производственных технологиях
Брестской области за 2006-2007 года……………………………………… 32

Файлы: 1 файл

Курсовая_по_макроэкономике.doc

— 864.50 Кб (Скачать)

      В 90-е гг. XX в. в Беларуси возник и развился новый вид организационно-экономических форм научно-технической деятельности — инновационное предпринимательство, преимущественно в виде малых инновационных предприятий.

      В настоящее время в стране действует  система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-центров, 4 научно-технологических парка, свыше 10 центров трансфера технологий и инновационных центров.

      Из  функционирующих технопарков («Технопарк «Могилев», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехнопарк», «Технопарк БНТУ») только «Технопарк «Могилев» комплексно решает вопросы трансфера технологий и коммерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАН Беларуси.

      В системе Министерства образования  Республики Беларусь функционируют 8 центров  трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые — при университетах.

      Технологический и технический уровень экономики  Беларуси по своим качественным характеристикам  существенно отстает от уровня высокоразвитых стран. Из общего числа применяемых в стране технологий 12,5 % были разработаны за рубежом, 38 % - в самой Беларуси, 49,5 % - в бывшем СССР.

      Из  анализа структуры технологической  оснащенности отраслей экономики (табл. 3.1) следует, что преобладает использование традиционных технологий – 79 %, к новым относятся 15,8 % и к высоким – 5,2 % [15, с. 117]. 

      Таблица 3.1 – Структура технологической  оснащенности отраслей экономики

Отрасль Традиционные  технологии Новые технологии Высокие технологии
1 2 3 4
Промышленность 87,3 10,4 2,3
Сельское  и лесное хозяйство 41,4 37,8 20,8
Строительство 26,5 58,9 14,6
Транспорт 59,0 34,0 7,0
Связь 53,0 22,0 25,0
Сфера торговли и услуг 75,8 24,2 -
Социальная  сфера 34,2 49,0 16,8
В среднем  по экономике 79,0 15,8 5,2
 

      Примечание - Источник: [15, с. 117, таблица 8.2].

      Успешное  развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не применяется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются только Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок) [15, с. 96].

      Расходы республиканского бюджета на науку  в целом и по направлениям имеют  тенденцию к росту (табл. 3.2). 

      Таблица 3.2 – Фактическое выделение средств  из республиканского бюджета на науку, млн. руб.[16, с. 59] 

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Расходы республиканского бюд-жета на науку 185339 245263 300611 337480
в % к  ВВП, в т. ч. 0,37 0,38 0,38 0,35
Фундаментальные и приклад-ные научные исследования 173907 229048 284382 319128
Международное сотрудничество 5011 7187 9083 10536
в % от общих расходов 2,7 2,9 3,0 3,1
Подготовка, повышение квали-фикации научных  кадров 3917 5642 7146 7816
 

      Примечание  – Источник: [16, с. 59, таблица 3]. 

      Объем расходов увеличился в 2007 г. по сравнению  с 2004 г. на 152149 млн. руб. или на 82,1 % и растет в среднем на 22,4 % в год. 

    1. Задачи  совершенствования  инновационной политики
 
 

      Международная кооперация в науке и технологиях  является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна страна не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.

      Средства, выделяемые на международное научно-техническое  развитие, составляют 3—4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития международного сотрудничества разрабатывается план мероприятий по интеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонский процесс» интеграции высшего и последипломного образования. Подводя итог анализу научно-инновационного потенциала и его составляющих, следует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодолены. В результате затраты на науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих странах мира. Наукоемкость ВВП стабилизировалась на уровне ниже 1 % (критического для нормального развития значения). Доля работников, выполняющих исследовательские работы, в численности населения республики, занятого в экономике в 2004 г., составляла всего около 0,54 %, тогда как в начале 90-х гг. XX в. она превышала 1 %. Быстро морально устаревает материальная база науки, темпы ее обновления не компенсируют этот процесс. Уровень макропараметров инновационной сферы (доля высокотехнологической, наукоемкой продукции в экспорте, удельный вес новой продукции, доля прогрессивных технологий и др.) низок по сравнению с высокоразвитыми странами. Из используемых в экономике республики технологий 80 % составляют преимущественно традиционные.

      Продолжает  сохраняться разрыв между наукой и производством, научными исследованиями и практической реализацией результатов исследовательских работ. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных технологий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах. Актуальными остаются проблемы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой охраны, а также коммерциализации нововведений.

      Наиболее  существенными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, налоговая система, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств. В результате менее 13 % промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. — до 70 % ).

      Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.

      Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного и бизнес-сообществ. В течение 2001—2004 гг. были приняты новые законодательные и другие нормативные акты, учитывающие актуальные проблемы Беларуси, ее специфику, с ориентацией на мировые тенденции, технические, организационные, институционально-правовые и иные решения в инновационной сфере высокоразвитых стран. В числе этих документов Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (16.11.2002 г.), Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах государственной поддержки науки» (05.07.2002 г. № 362), постановления Совета Министров Республики Беларусь «О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности» (22.05.2003 г.), «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003—2007 годы» (31.07.2003 г.), № 1103 от 31.08.2006 г. «Об использовании результатов научно-исследовательских и ОКР» и др.[15, с. 97].

      С учетом задач совершенствования управления научной сферой, поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», а также исходя из решений, выработанных на Витебском семинаре по инновационной деятельности в 2004 г., специалисты Национальной академии наук Беларуси, ГКНТ, других министерств, ведущих НИИ и вузов страны разработали «Концепцию развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г.» и «Перечень приоритетов научной деятельности и приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006—2010 гг.». Разработан Закон «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».

      В целом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

      Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:

      - организационную структуру — совокупность организаций государственного и частного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности, осуществляющих исследования и разработки, производство и реализацию инновационной продукции (университетов и академий, НИИ, крупных и мелких компаний, региональных научных и технологических центров), а также занятых управлением и формированием инновационной сферы;

      - инфраструктуру (систему комплексного обслуживания первичного процесса производства новых знаний и инноваций) — центры поддержки инновационного предпринимательства, технико-внедренческие зоны и др.;

      - институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, совокупность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное образование);

      - систему подготовки и переподготовки кадров;

      - систему управления (менеджмента) и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем, финансирования и рыночной коммерциализации нововведений.

      Важнейшим элементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком. В совокупности с охраной и развитой правовой системой использования и передачи интеллектуальной собственности финансовая система создает действенные стимулы для производства и использования знаний, коммерциализации нововведений.

      Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:

Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика