Научно-технический прогресс и инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, экономико-математические.
Исследования и разработки: изучены приоритетные направления развития НТП, проведен анализ инновационной деятельности в РБ, рассмотрены основные задачи совершенствования инновационной политики.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................4
1 Сущность научно-технического прогресса и его виды.....................................6
1.1 Научно-технический прогресс и его стадии......................................................6
1.2 Приоритетные направления научно-технического прогресса.........................7
1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса......................................................................................................................8
2 Инновационная политика в системе экономики.............................................12
2.1 Классификация инноваций................................................................................12
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики..........................................................................................13
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь.....................18
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь..........................18
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики..................................22
Заключение.................................................................................................................29
Список используемых источников..........................................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................33

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 679.30 Кб (Скачать)

Одной из особенностей развития экономики индустриально  развитых стран является стремление обеспечить формирование и реализацию научно-технической и инновационной  политики. Ускоренное развитие науки  и техники усилило необходимость  в разработке комплексных прогнозов  национального научно-технического развития. При этом в течение последних лет практически во всех индустриально развитых странах значительно повысилась роль государства в разработке различного ряда прогнозов, формировании научно-технических программ, их финансировании и организационном обеспечении. Такое повышение роли государства в выборе приоритетов научно-технического развития и прогнозного обеспечения проявились в создании в большинстве стран специальных управленческих структур.

В настоящей  работе рассмотрены вопросы научно-технического прогресса как основы развития современного общества, приоритетные направления развития и основные показатели его оценки.

Cегодня, как никогда очевидно, что конкурентоспособность экономики государства достигается, когда научно-технический прогресс, новые и высокие технологии становятся приоритетным направлением развития народного хозяйства. Учитывая это, Республика Беларусь стремится урегулировать научную и инновационную деятельности путём создания правовых, экономических, социальных, организационных и других условий, обеспечивающих создание "под ключ" производств новой конкурентоспособной продукции на основе современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в интересах развития экономики и повышения уровня жизни населения.

Поднять в короткие сроки огромный пласт  проблем и добиться хороших результатов, чрезвычайно трудно. Необходимо совершенствовать законодательство. Но еще более важны  два следующих момента. Во-первых, нужно менять мышление, и не только в научной сфере. Во-вторых, люди должны иметь право (и финансовые возможности) на риск и даже на ошибку. Без этого модернизации (изменений) в экономике не будет.

Выдающийся  ученый, нобелевский лауреат, А.Эйнштейн отметил: "Проблемы, стоящие перед  нами, невозможно решить на том уровне мышления, на котором мы их создали". Решение наших проблем предлагает неизбежный переход на новый уровень  мышления. И чем скорее, тем лучше  для страны.

Кроме того, создание благоприятных условий  для инвестирования в научные  исследования позволит не только модернизировать  научно-техническую базу, но и поднять  конкурентоспособность белорусской  науки на новый уровень, а выбор  приоритетов позволит сконцентрировать ресурсы на тех направлениях научных  исследований, где республика имеет  определенные заделы и может занять достойное место в системе  международного разделения труда. Целевое  финансирование по приоритетным направлениям, контроль качества исполнения программ и проектов, а также использования  государственных средств позволит в конечном итоге создать те новые  производства и отрасли, которые  обеспечат устойчивое положение  Беларуси на мировых рынках.

Принципиальная  особенность стратегии научно-технического развития выделение приоритетных направлений НТП: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, применение систем автоматизированного проектирования (САПР), развитие энергетики, применение принципиально новых материалов, создание промышленных технологий их производства и обработки.

Национальная  экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

По сей  день не решены многие вопросы, которые  связаны с обеспечением инвестиционной привлекательности хозяйственного механизма для иностранных партнеров. Вместе с тем создание для зарубежных инвесторов привычных организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влиянием высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводятся из Западной Европы. Для Беларуси такой прием создал бы передышку, которая позволила бы при высокой и эффективной занятости населения сформировать современную наукоемкую структуру национальной экономики.

Рассмотрены задачи по повышению уровня научных  исследований и разработок и в  целом по усилению роли науки в  инновационном развитии экономики, которые требуют существенных финансовых вложений в сферу науки.

Наиболее  существенные из них:

- рациональное  сочетание государственного регулирования  рыночных механизмов при реализации  приоритетных направлений развития  науки и технологий;

- совершенствование  нормативно-правовой базы научной,  научно-технической и инновационной  деятельности;

- совершенствование  системы подготовки научных и  инженерных кадров высшей квалификации  в области науки и технологий;

- поддержка  научных исследований, разработок  в приоритетных направлениях  развития науки и технологий  с учетом мировых тенденций  в этой сфере.

Стремление  Беларуси сохранить свою нишу на внешних  рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием национальных кластеров - конгломератов конкурентоспособных отраслей национальной экономики. Особые экономические возможности для обеспечения устойчивого экономического роста открываются вслед за созданием международных ФПГ.

Правовое  регулирование процесса передачи технологий позволяет обеспечить конкурентные преимущества, улучшить инновационный  климат, совершенствовать инфраструктуру, создать благоприятные условия  для широкого и повсеместного  применения инноваций, достичь высокой  и сверхвысокой прибыли от осуществления  процесса коммерциализации технологий, установить и сохранить стабильность протекания всех операций, связанных  с куплей-продажей, торговлей, обменом, географическим распространением, диффузией, перетеканием и трансфером инновационной, научно-технической и технологической  продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Акулич И.Л. Международный маркетинг: учебное пособие. - Мн.: Высшая школа, 2006. - 544 с.

2 Базылев Н.И., Базылева М .И. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с.

3 Вабищевич С.С. Внешне-экономическая деятельность в РБ: правовые перспективы. - Мн.: Молодежное научное общество, 2005. - 232 с.

4 Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. - М.: Финпресс, 2000. - 384 с.

5 Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства: Практ. пособие. - Мн.: ФУ Аинформ, 2001. - 528с.

6 Зубко H.М., Зубко А.Н. Практическое пособие по экономической теории. - Мн.: АПИ, 1999. - 192с.

7 Киреенко Е.Г. Социально-экономическая география Республики Беларусь: Учеб. пособие - Мн.: Аверсэв, 2003. - 400 с.

8 Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие Мн.: Новое знание. 2002. - 250 с.

9 Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3) Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: ФУ Аинформ, 2004. -576 с.

10 Прогнозирование и планирование экономики: учебник/Под ред. Г.А. Кандауровой, В.И.Борисевича.- Мн.: Современная школа, 2005.- 476 с.

11 Смычник А. Звенья успеха. Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы.- 2009. - № 3 (20).- С. 68 – 71.

12 Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н. Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.

13 Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы // http://belisa.org.by

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица П 1.1 Основные показатели деятельности организаций,

выполнявших научные исследования и разработки

 

2005

2006

2007

2008

20091)

Число организаций, выполнявших научные  исследования и разработки, единиц

 

Списочная численность  работников, выполнявших научные  исследования и разработки, человек

 

Затраты на научные исследования и разработки – всего, млрд. руб.

в том числе:

 

внутренние затраты  на научные исследования и  разработки,

млрд. руб.

в том числе:

 

внутренние текущие  затраты на научные исследования и разработки, млрд. руб.

 

Выполненный объем работ, млрд. руб

 

322

 

 

 

30222

 

 

511,2

 

 

 

 

441,5

 

 

 

402,1

 

832,7

 

338

 

 

 

30544

 

 

602,8

 

 

 

 

523,7

 

 

 

485,5

 

833,7

 

340

 

 

 

31294

 

 

1039,8

 

 

 

 

934,8

 

 

 

606,8

 

1017,1

 

329

 

 

 

31473

 

 

1084,7

 

 

 

 

962,4

 

 

 

774,8

 

1252,5

 

446

 

 

 

33516

 

 

1049,6

 

 

 

 

882,9

 

 

 

839,5

 

1163,9


1) Включая субъекты малого предпринимательства.

 

Таблица П 1.2 Основные показатели инновационной  деятельности организаций промышленного  производства

 

2005

2006

2007

2008

20091)

Число организаций, осуществляющих технологические  инновации, единиц

 

Удельный  вес организаций, осуществляющих технологические  инновации в общем числе организаций, процентов

 

Затраты на технологические инновации, млрд. руб.

в том  числе

исследование и разработка новых  продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов

 

приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями

318

 

 

 

 

14,1

 

 

2362,1

 

 

 

 

162,3

 

 

 

797,8

378

 

 

 

 

16,3

 

 

2787,5

 

 

 

 

682,3

 

 

 

1267,7

380

 

 

 

 

17,8

 

 

2787,6

 

 

 

 

708,7

 

 

 

1314,5

371

 

 

 

 

17,6

 

 

2947,6

 

 

 

 

562,2

 

 

 

1569,7

 

290

 

 

 

 

5,6

 

 

2728,9

 

 

 

 

324,7

 

 

 

1799,9

 

2005

2006

2007

2008

20091)

приобретение новых технологий

приобретение  компьютерных программ

 

производственное  проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых  продуктов, внедрения новых услуг  или методов их производства (передачи

 

обучение  и подготовка персонала, связанные  с инновациями

 

маркетинговые исследования

 

прочие  затраты на технологические инновации

 

Объем отгруженных (переданных) товаров собственного производства в фактических отпускных ценах (без налогов и сборов, включаемых в выручку), млрд. руб.

 

из нее  инновационной продукции

16,6

 

3,7

 

179,7

 

 

 

 

2,3

 

 

3,7

 

1196,0

 

46063,1

 

 

 

 

 

 

 

 

7003,6

86,2

 

8,0

 

243,4

 

 

 

 

2,3

 

 

3,6

 

494,1

 

55413,6

 

 

 

 

 

 

 

 

8206,1

14,6

 

5,7

 

211,4

 

 

 

 

2,4

 

 

3,7

 

524,6

 

70724,8

 

 

 

 

 

 

 

 

10441,6

13,6

 

14,1

 

250,2

 

 

 

 

3,9

 

 

9,0

 

524,9

 

94281,7

 

 

 

 

 

 

 

 

13410,2

36,4

 

8,3

 

250,5

 

 

 

 

2,8

 

 

9,6

 

296,7

 

100055,72)

 

 

 

 

 

 

 

 

10192,2


 

1) За 2009 год государственная статистическая  отчетность по форме 1-нт (инновация)  представлялась юридическими лицами (включая малые организации с  численностью более 15 человек), их  обособленными подразделениями,  имеющими отдельный баланс, основным  видом экономической деятельности  которых является производство  промышленной продукции, связь  и деятельность, связанная с вычислительной  техникой.

2) Отгружено (передано) продукции  собственного производства в  фактических отпускных ценах  (без налогов и сборов, включаемых  в выручку).

 


Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика