Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, экономико-математические.
Исследования и разработки: изучены приоритетные направления развития НТП, проведен анализ инновационной деятельности в РБ, рассмотрены основные задачи совершенствования инновационной политики.
Введение.......................................................................................................................4
1 Сущность научно-технического прогресса и его виды.....................................6
1.1 Научно-технический прогресс и его стадии......................................................6
1.2 Приоритетные направления научно-технического прогресса.........................7
1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса......................................................................................................................8
2 Инновационная политика в системе экономики.............................................12
2.1 Классификация инноваций................................................................................12
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики..........................................................................................13
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь.....................18
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь..........................18
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики..................................22
Заключение.................................................................................................................29
Список используемых источников..........................................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................33
По своему
содержанию и характеру получаемых
результатов научные
Фундаментальные исследования делятся на теоретические и экспериментальные. Основой фундаментальных исследований является открытие новых явлений, закономерностей и принципов, которые могут быть использованы при создании новой техники, технологии производства, организации производства и потребления и др. Результаты фундаментальных исследований, как правило, служат основой для проведения поисковых и прикладных исследований, прямо касающихся вопросов создания новых видов материалов, средств и способов производства.
Поисковые
научные исследования направлены на
изучение более конкретных проблем,
например, возможностей создания новых
материалов, техники, технологии, повышения
производительности труда и качества
выпускаемой продукции и т. п.
Результатами поисковых исследований
является научно-техническая информация,
которая во многих случаях имеет
материально-техническое
При положительных результатах выводы поисковых работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов, экспериментальных образцов.
Прикладные
научные исследования непосредственно
направлены на создание новых конкретных
изделий либо на совершенствование
существующих, а также на разработку
способов их производства; на разработку
средств механизации и
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики
С понятием НТП тесно связано понятие научно-технического потенциала.
Научно-технический потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходимых для создания и реализации достижений НТП в народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного регулирования, а следовательно, прогнозирования и планирования.
Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. Конечным результатом является рост конкурентоспособности продукции, предприятия, экономики в целом.
В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.
Инновационная деятельность — это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий.
Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты — предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).
С целью
активизации инновационной
Инновационная политика базируется на таких важнейших принципах, как:
- признание
модели инновационного
- создание
государством экономико-
- максимальное
использование рыночных
- эффективное
развитие и использование
- оптимальное
сочетание интересов
Реализация
этих принципов требует проведения
экспертизы и формирования законодательства
с точки зрения наиболее эффективного
стимулирования инновационной деятельности
и обеспечения развития инновационных
процессов в основных сферах промышленности,
сельского хозяйства и
Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных идей и проектов.
Источниками идей могут быть исследования и разработки, проводимые в стране, достижения мировых науки и технологий, привлекаемых путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ноу-хау (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.
Преимущества в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат с наименьшими затратами. Важным является формирование инфраструктуры нововведений, способствующей продвижению инноваций на рынок.
Первостепенное значение имеет развитие малого научно-инновационного предпринимательства по следующим направлениям:
- создание
структур, объединяющих малые и
научно-инновационные
- формирование
сети институтов
- развитие
организаций материально-
- создание
центров передачи технологий, информационных
систем обмена проектами и
поиска партнеров для
- открытие
торговых домов, ярмарок, бирж
и иных структур, обеспечивающих
взаимодействие разработчиков,
- образование структур, оказывающих различные услуги (маркетинговые, рекламные, аудиторские, сертификационные, консалтинговые, юридические) [1, с. 280].
Должен быть обеспечен соответствующий уровень стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда.
Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):
- уровнем
научно-технических разработок (потенциальной
конкурентоспособностью в
- состоянием
и мощностью опытно-
- наличием
резервных производственных
- уровнем
технологической базы
- наличием
эффективных систем подготовки
производства и ресурсов для
серийного выпуска новой
- степенью
инновационной активности
- системой подготовки кадров-инноваторов;
- финансовым
обеспечением (объемами, источниками).
Интенсивность и эффективность
использования потенциала и
- долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;
- развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);
- внешнеторговым обменом продукцией высокой и средне-высокой наукоемкости (долей в экспорте);
- участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;
- участием
предприятий в финансово-
Влияние интеллектуального капитала на производительность труда представлено на рис. 2.1.
Рисунок 2.1 – Влияние интеллектуального капитала на производительность труда
В инновационной
деятельности слабо используются современные
управленческие технологии. Причина
заключается в высокой
Таким образом, инновации – это не только использование высоких технологий, но и новшества в сфере управленческих решений.
3 ОСОБЕННОСТИ ИНОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь
Инновационная
сфера в Беларуси существовала и
при плановой экономике, где отсутствовали
рыночные институты, механизм внедрения
новшеств носил административный, приказной
характер и реализовывался в планах
новой техники. Существовал достаточно
мощный отраслевой сектор науки: отраслевые
НИИ и система опытно-
Резкое ослабление отраслевых НИИ и сокращение числа ОКТБ в период распада СССР, демонтажа плановой экономики и возникшего глубокого системного кризиса усложнили многократно проблему инноваций. В государствах—участниках СНГ, включая Беларусь, после 1991 г. удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5—6 % (ранее он составлял 60—70 %) общего количества организаций. Произошли падение спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.
Оставшийся
от советского периода научно-технический
потенциал с архаичной
Начало
решению указанных проблем
Принятая в 1996 г. Программа развития научно-инновационной деятельности, постановления правительства страны о приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки (1997 г.), о научно-технологическом парке (1997 г.), о создании Белорусского инновационного фонда (1998 г.) позволили не только заложить основы законодательного регулирования в этой сфере, но и принять ряд практических мер по сохранению и эффективному использованию научного и научно-технического потенциалов и созданию новых, рыночно ориентированных звеньев инновационной сферы, и прежде всего инновационной инфраструктуры.
Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика