Научно-технический прогресс и инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, экономико-математические.
Исследования и разработки: изучены приоритетные направления развития НТП, проведен анализ инновационной деятельности в РБ, рассмотрены основные задачи совершенствования инновационной политики.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................4
1 Сущность научно-технического прогресса и его виды.....................................6
1.1 Научно-технический прогресс и его стадии......................................................6
1.2 Приоритетные направления научно-технического прогресса.........................7
1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса......................................................................................................................8
2 Инновационная политика в системе экономики.............................................12
2.1 Классификация инноваций................................................................................12
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики..........................................................................................13
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь.....................18
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь..........................18
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики..................................22
Заключение.................................................................................................................29
Список используемых источников..........................................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................33

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 679.30 Кб (Скачать)

В последние  годы в Республике Беларусь проводилась  целенаправленная работа по сохранению и развитию научно-технического и  инновационного потенциалов, таблица П1.1. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась законодательная и нормативная правовая база научно-инновационной деятельности, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию инфраструктуры, малых инновационных предприятий.

По ряду направлений Республика Беларусь удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области  физики, математики, новых материалов. Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные заделы позволяют  сегодня белорусской науке и  экономике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом  по таким направлениям, как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффективные  технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость, радиационная безопасность и другим. Результаты прикладных исследований и разработок последних лет обеспечили достижения в области автомобиле– и тракторостроения, современных телевизоров, городского транспорта, медицинского оборудования и лекарственных препаратов, сенсорной  техники.

Однако  негативные тенденции в научной  и инновационной сферах сохраняются.

Инновационно-активными  в промышленности в 2004 году были только 13 процентов предприятий, в 2007 – 17,8 процента, в 2008 – 17,6 процента, в 2009 году – 12 процентов. Это существенно ниже, чем в странах с высоким (Ирландия – 75 процентов, Канада, Германия, Австрия  – 60 процентов и выше) и средним (Мексика – 46 процентов, Эстония  – 38 процентов, Латвия – 35 процентов, Словения, Венгрия – 28 процентов) уровнями экономического развития.

Основными видами технологических инноваций  промышленных предприятий являются приобретение машин и оборудования (в 2008 году – 71,7 процента предприятий, 2009 году – 62 процента), исследования и  разработки (в 2008 году – 42,3 процента предприятий, 2009 году – 63,6 процента). Новые технологии приобрели в 2009 году только 6 процентов  инновационно-активных предприятий (в 2002 году – 11,7 процента), в том числе  с правами на объекты интеллектуальной собственности – 1,7 процента. Количество патентов, полученных отечественными заявителями на изобретения и  полезные модели, при этом увеличилось  с 1265 в 2004 году до 1951 в 2008 году.

Инновационная активность промышленности Беларуси в  основном обеспечивается за счет устойчивой группы предприятий, где инновационная  деятельность носит постоянный характер и связана с приобретением  машин и оборудования за счет собственных  средств. Построение же экономики инновационного типа предполагает вовлечение в инновационную  деятельность широкого круга субъектов  предпринимательской деятельности с большим спектром инноваций  за счет различных источников, таблица П 1.2.

В 2008 году создано 375 передовых производственных технологий, из них новыми для Беларуси являются 84,8 процента (в 2007 году – 78,1 процента), новыми за рубежом – 13,9 процента (в 2007 году – 20,3 процента), принципиально  новыми – 1,3 процента (в 2007 году – 1,6 процента).

Число использовавшихся в отраслях экономики передовых  производственных технологий возросло в 2008 году по сравнению с 2007 годом  на 11 процентов. Наибольшая их часть (91,6 процента) была применена в промышленности (в 2007 году – 92,5 процента). При этом доля производственных технологий, используемых 10 и более лет, остается достаточно высокой, в частности, в 2008 году она  составляла 32,9 процента. В ведущих  зарубежных странах этот показатель не превышает 7 процентов.

В государственном  реестре за 10-летний период функционирования национальной патентной системы  зарегистрировано 5500 изобретений, 960 патентов на полезные модели, 615 — на промышленные образцы, 75 — на сорта растений. Анализ изобретательной активности отечественных  заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от государственных  предприятий и организаций (36%), физических лиц (30%), вузов (20%), предпринимательских  структур (10%). Изобретатели республики создают решения мировой новизны  более чем по 30 направлениям науки  и техники. Их внедрение — важный фактор роста конкурентоспособности.

В результате технологических инноваций изменения  произошли в таких областях, как  улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энергетических и материальных затрат, обеспечение соответствия современным  нормам и стандартам и др.

В настоящее  время в стране действует система  государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-центров, 4 научно-технологических  парка, свыше 10 центров трансфера  технологий и инновационных центров.

Из функционирующих  технопарков («Технопарк «Могилев», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехнопарк», «Технопарк БНТУ») только «Технопарк «Могилев»  комплексно решает вопросы трансфера  технологий и коммерциализации научных  разработок. Ассоциация «Академтехнопарк»  была создана по инициативе НАН Беларуси.

В системе  Министерства образования Республики Беларусь функционируют 8 центров трансфера  технологий и 5 региональных инновационных  и бизнес-центров. Первые созданы  в основном при технических вузах, вторые — при университетах.

Технологический и технический уровень экономики  Беларуси по своим качественным характеристикам  существенно отстает от уровня высокоразвитых стран. Из общего числа применяемых  в стране технологий 12,5 % были разработаны  за рубежом, 38 % - в самой Беларуси, 49,5 % - в бывшем СССР.

Из анализа  структуры технологической оснащенности отраслей экономики (табл. 3.1) следует, что преобладает использование  традиционных технологий – 79 %, к новым  относятся 15,8 % и к высоким – 5,2 %.

 

Таблица 3.1 – Структура технологической  оснащенности отраслей экономики

Отрасль

Традиционные технологии

Новые технологии

Высокие технологии

1

2

3

4

Промышленность

87,3

10,4

2,3

Сельское и лесное хозяйство

41,4

37,8

20,8

Строительство

26,5

58,9

14,6

Транспорт

59,0

34,0

7,0

Связь

53,0

22,0

25,0

Сфера торговли и услуг

75,8

24,2

-

Социальная сфера

34,2

49,0

16,8

В среднем по экономике

79,0

15,8

5,2


 

Успешное  развитие инновационного предпринимательства  невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том  числе такой его формы, как  венчурная. Однако в Беларуси она  практически не применяется. Финансированием  инновационного предпринимательства  в стране занимаются только Белорусский  фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные  проекты) и Белорусский инновационный  фонд (кредитует инновационные проекты  в области научных исследований и разработок).

Расходы республиканского бюджета на науку  в целом и по видам работ представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ

 

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

млн. руб

%

млн. руб

%

млн. руб

%

Внутренние  текущие затраты на ИР, всего

в т.ч. на:

 

485 479,0

 

100,0

 

608 781,0

 

100,0

 

774 822,0

 

100,0

фундаментальные исследования

85 930,0

17,7

95 781,0

15,8

114 171,0

14,7

прикладные  исследования

124 283,0

25,6

154 021,0

23,9

201 846,0

26,1

разработки

275 266,0

56,7

365 889,0

60,3

458 805,0

59,2


 

На разработки в 2008 году затрачено 458,8 млрд руб. (59,2%), на прикладные исследования – 201,8 млрд. руб. (26,1%), на фундаментальные  исследования – 114,2 млрд. руб. (14,7%).

 

 

 

      3.2 Задачи совершенствования инновационной политики

 

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

В рамках данных документов основными задачами являются следующие:

- создание  организационных и экономических  механизмов для опережающего  развития приоритетных фундаментальных  исследований, важнейших прикладных  научно-исследовательских работ  и разработок, а также повышения  востребованности производством  отечественных и зарубежных инноваций;

- формирование  и развитие технологической базы  науки, опытных производств;

- постоянное  повышение научно-технического уровня  и новизны научных исследований  и разработок и обеспечение  их соответствия потребностям  реального сектора экономики  и социальной сферы; дальнейшее  совершенствование нормативно-правовой  базы, связанной с вовлечением  объектов интеллектуальной собственности  в хозяйственный оборот;

- адаптация  научно-технического комплекса к  условиям рыночной экономики,  привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных  организаций, банковских кредитов  и других источников финансирования, направленных на развитие науки  и технологий;

- рациональное  сочетание государственного регулирования  рыночных механизмов, мер прямого  и косвенного стимулирования  научной, научно-технической и  инновационной деятельности при  реализации приоритетных направлений  развития науки и технологий;

- совершенствование  нормативно-правовой базы научной,  научно-технической и инновационной  деятельности;

- совершенствование  системы подготовки научных и  инженерных кадров;

- поддержка  научных исследований, разработок  в приоритетных направлениях  развития науки и технологий;

- укрепление  научно-исследовательского сектора  высшей школы;

- расширение  инновационной инфраструктуры в  регионах страны (центров трансфера  технологий, центров по поддержке  предпринимательства), развитие частного  сектора в науке, венчурных  фондов и предпринимательства,  создание территориальных инновационных  центров с целью не только  технологического, но и социально-экономического  развития территорий, включающих  сеть научно-исследовательских центров,  конструкторских бюро и других  организаций, занимающихся инновационными  проектами, направленными на создание  высокотехнологических отраслей  и производств как точек быстрого  роста экономики.

В настоящее  время разработана и утверждена Советом Министров Республики Беларусь 01.10.2010 № 1420 Стратегия технологического развития Республики Беларусь до 2015 года.

При разработке стратегии учтены основные положения  концепции Государственной программы  инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (одобрена Президиумом  Совета Министров Республики Беларусь, протокол от 21 апреля 2010 г. № 11), проекта  Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006–2025 годы, Пошаговой стратегии до 2015 года увеличения не менее чем на 200 процентов доли наукоемкой и высокотехнологичной  продукции в общем объеме белорусского экспорта (утверждена Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 27 декабря 2009 г. № 34/310-491), а также  предложения Государственного комитета по науке и технологиям, Национальной академии наук Беларуси, республиканских  органов государственного управления.

В стратегии  рассмотрены мировые тенденции  технологического развития и его  состояние в Беларуси, определены цели и задачи технологического развития отраслей экономики, направления создания высокотехнологичных производств, способных предложить принципиально  новые виды товаров и услуг, рыночные стимулы для повышения инновационной  активности субъектов предпринимательской  деятельности и основные результаты реализации стратегии в 2011–2015 годах.

Основная  цель стратегии – создание конкурентоспособной  экономики, основанной на использовании  прогрессивных технологий и стимулов повышения инновационной активности субъектов предпринимательской  деятельности.

Реализация  стратегии направлена на решение  следующих задач:

- модернизация традиционных отраслей экономики в целях увеличения производительности труда, снижения энерго– и материалоемкости, создания новых видов продукции, обеспечивающих снижение импортозависимости республики и наращивание экспортного потенциала;

- создание и развитие производств, обеспечивающих выпуск продукции нового поколения;

- разработка технологий, позволяющих наладить выпуск конкурентоспособной на мировых рынках продукции с высокой добавленной стоимостью;

- создание безопасных условий труда на рабочих местах.

Стратегия ориентирована на разработку и внедрение  отечественных и привлечение  зарубежных прогрессивных технологий для развития производств V и VI технологических  укладов (информационно-коммуникационных и биологических технологий) и  технологическое совершенствование  традиционных производств IV технологического уклада. Важнейшими аспектами стратегии  являются решение проблем формирования человеческого капитала, отвечающего требованиям времени, экономических условий, стимулирующих бизнес на осуществление инноваций, и национальной инновационной системы как развитой системы институтов (норм и правил), обеспечивающей эффективное взаимодействие участников инновационных процессов.

Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика