Население и трудовые ресурсы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть население и трудовые ресурсы России.

Для достижения данной цели мы выполним следующие задачи:

дадим характеристику, приведем количественные и качественные показатели населения России;
рассмотрим понятие «трудовые ресурсы»;
охарактеризуем особенности воспроизводства населения и ресурсов для труда;
приведем показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов;
рассмотрим оценку возможности трудового потенциала в экономике;
сделаем выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ………………5

1.1. Характеристика населения. Количественные и качественные

показатели населения России……………………………………………….5

1.2. Ресурсы для трудовой деятельности………………………………………12

1.3. Воспроизводство населения и ресурсов для труда……………………….17

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОЦЕНКА ТРУДОВОГО

ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА……………………………………………………..28

2.1. Показатели, характеризующие использование

трудовых ресурсов………………………………………………………….28

2.2. Оценка возможности трудового потенциала в экономике……………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

      Демографическое положение в стране характеризуется  также определенной динамикой возрастных групп населения (см. Приложение 2). Существенно уменьшилась доля населения моложе трудоспособного возраста за период 1990-2009 гг.: с 24,4 до 16,0%, но увеличились доли населения трудоспособного и старше трудоспособного возрастов: первая с 56,9 до 63,3%, вторая - с 18,7 до 20,7%. Особенно большое уменьшение доли населения моложе трудоспособного возраста отмечается у городского населения - с 23,7 до 15,0%, то есть снижение на 8,7 пункта; у сельского населения снижение с 26,5 до 18,6%, то есть на 7,9 пункта. Подобное положение чревато тем, что через одно поколение в стране наступит период сокращения доли людей в трудоспособном возрасте, то есть возможен дефицит трудовых ресурсов.

      Пропорционально общему сокращению численности населения  сокращается численность мужчин и женщин, при этом число мужчин меньше числа женщин: на 1000 мужчин приходится – 1140 женщин. Преобладание женской части населения над мужской складывается за счет населения старших возрастов. В возрасте до 34 лет преобладает, хоть и незначительно, мужское население. После 35 лет начинает возрастать доля женского населения, особенно заметно она растет для женщин в старших возрастных группах, а после 70 лет число женщин превышает число мужчин более чем в 2,5 раза. Диспропорция в численности полов обусловлена высокой смертностью мужчин в рабочем возрасте, а также большими потерями мужского населения во время Великой Отечественной и в последующих войнах. Все это нашло отражение и в показателе среднего возраста мужчин и женщин. Средний возраст женщин в 2000 г. составил 39,6, а мужчин - 34,7 лет. Средняя продолжительность жизни мужчин в России меньше, чем у женщин. Так, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в среднем в России в 2008 г. составила 66,8 года, том числе у мужчин - 60,4 лет, у женщин - 73,2 года.

      Население помимо количественных оценок имеет  различные качественные характеристики. К ним относятся: уровень образования  и культуры, профессионально-квалификационная структура, Показатели здоровья населения, соотношение занятых преимущественно  умственным и преимущественно физическим трудом, структура занятых в материальном производстве и в непроизводственной сфере, показатели миграции, национально-этническая структура и др.

      Среди качественных характеристик населения  важным является уровень образования, отражающий интеллектуальный потенциал общества. Наша страна отличалась в мире высоким уровнем образования населения. И в настоящее время, несмотря на сложные условия перехода к рыночным отношениям, этот уровень продолжает возрастать.

      Уровень образования населения за последние 50 лет все время повышался, за исключением периода 1974-1983 гг. (население в возрасте 35-44 года), когда рост уровня образования несколько снизился.

      Численность учащихся в государственных общеобразовательных  школах на начало 2008/2009 учебного года составила 13,7 млн., а в негосударственных - 71 тыс. человек (на начало 1993/1994 учебного года их было соответственно 21 млн. и 32 тыс. человек); численность студентов в государственных средних специальных учебных заведениях составила 2408 тыс. человек (на начало 1993/1994 учебного года их было 1994 тыс. человек); численность студентов государственных высших учебных заведений была 6208 тыс. человек, а в негосударственных - 1253 тыс. человек (на начало 1993/1994 учебного года их было соответственно 2638 тыс. и 70 тыс. человек).3

      Проблема  заключается в рациональном использовании  этого важнейшего потенциала общества. Здесь, однако, возникает много трудностей, одним из неблагоприятных последствий  которых является так называемая утечка мозгов - выезд квалифицированных специалистов и ученых за рубеж.

      Показатели  здоровья населения за последние 15 лет также ухудшились. Число болезней на 1000 населения возросло с 614,6 в 1992 г. до 763,9 в 2006 г., причем это характерно для всех видов заболеваний, а также травматизма на производстве и отравлений. Увеличилось число лиц, впервые признанных инвалидами, с 74,9 человек на 10 000 населения в 1992 г. до 78,1 человек на 10 000 населения в 2009 г.4

      Оценка  качественных характеристик населения - дело весьма сложное, так как не существует интегрального, обобщающего показателя для этих целей, а частные показатели по отдельным характеристикам качества населения изменяются во времени зачастую в прямо противоположных направлениях и с различной интенсивностью.

      Рассматривая показатели качества населения России, отметим, что, несмотря на все трудности и противоречия, благоприятные показатели уровня образования населения порождают оптимизм при оценке перспектив развития нашего общества. 
 
 
 

1.2. Ресурсы для трудовой  деятельности    

      Работающие  люди, а также те граждане, которые  хотят работать, ищут работу, но по разным обстоятельствам пока ее не имеют, представляют собой человеческие ресурсы для  труда. Их изучение имеет большое  значение при оценке рынка труда  и проведении государством соответствующей демографической политики с целью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости.

      В отечественной литературе по экономике  широко распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда лица, длительное время не работающие без уважительных причин (кроме инвалидов I и частично II группы), считались ведущими паразитический образ жизни, преследовались по закону и наказывались лишением свободы, строгий статистический учет трудоспособного населения - трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики.

      Понятие «трудовые ресурсы» используется и  в настоящее время. Но требования рыночной экономики привели к необходимости перехода нашей статистики к принятому в международной практике иному учету ресурсов для труда, рекомендованному Международной организацией труда.

      Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

      Возрастные  границы и социально-демографический  состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных  актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды развития нашей страны.

      Так, в период первой пятилетки (1929-1933 гг.) нижняя граница трудоспособного  возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (к 1937 г.) нижняя граница была повышена до 15 лет. В годы Великой Отечественной войны эта граница вновь опустилась до 14 лет. В послевоенные годы и до 1995 г. включительно - 16 лет. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» нижняя граница трудоспособного возраста изменена с 16 до 15 лет.

      С введением с 1 февраля 2002 г. в действие ТК РФ трудоспособный возраст определяется возрастом лица, с которым допускается  заключение трудового договора. Таким  возрастом для учащихся может  быть: 14 лет, когда работа по трудовому договору разрешается в свободное от учебы время с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) для выполнения легкого труда; 15 лет - если окончено основное общее образование или прекращено обучение в школе; 16 лет - для всех (ст. 63 ТК РФ).

      Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что в зависимости  от возраста все население может  быть разделено на три неравные части:

  1. лица моложе трудоспособного возраста - от рождения до 15 лет включительно;
  2. лица в трудоспособном (рабочем) возрасте - в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно;
  3. лица старше трудоспособного, то есть пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости, - в России женщины - с 55, мужчины - с 60 лет.

      В зависимости от способности к труду различают лиц трудоспособных и нетрудоспособных. Таким образом, по отношению к трудовой деятельности можно выделить четыре группы населения:

      1)  трудоспособное население в трудоспособном  возрасте;

      2) трудоспособное население в нетрудоспособном возрасте, например работающие пенсионеры по старости;

      3) нетрудоспособное население в  трудоспособном возрасте, например  инвалиды I и II группы допенсионного  возраста;

      4)  нетрудоспособное население в  нетрудоспособном возрасте.

      К трудовым ресурсам до 1993 г. относили:

  • население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II группы и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях (женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьми лет; матери инвалидов с детства, воспитавшие их также до восьми лет, - по достижении 50 лет и некоторые другие категории, а также лица, вышедшие на пенсию раньше в связи с тяжелыми и вредными условиями труда: женщины в возрасте 45-54 лет, мужчины - 50-59 лет);
  • работающих лиц пенсионного возраста;
  • работающих подростков в возрасте до 15 лет. Численность населения России и его возрастная структура в разные годы показаны в Приложении 1.

      Переход на рекомендуемую международными конференциями  статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации, в соответствии с которой население делится на экономически активное и экономически неактивное, осуществлен в нашей статистике с середины 1993 г.

      Экономически  активное население, или (в трактовке Росстата) рабочая сила, в соответствии с методологией Международной организации труда представляет собой часть населения, обеспечивающую предложение своего труда для производства товаров и оказания разнообразных услуг. Количественно эта группа населения складывается из численности занятых и безработных, под которыми понимаются строго определенные группы людей (см. Приложение 4, 5).

      Понятие «экономически активное население» появилось в методологии учета трудоспособного населения в России с 1993 г. в связи с рекомендацией Международной конфедерации статистиков труда и Международной организации труда (МОТ).

      Экономически  активное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей  силы для производства товаров и  услуг. Уровень экономической активности населения рассчитывается по формуле:

                        Д э.а.н

      У э.а.н =      Чн         ,

      где У э.а.н - уровень экономической активности населения; Д э.а.н – доля экономически активного населения в общей его численности; Чн – общая численность населения.

      Экономически неактивное население (по методике Росстата) - это та часть населения, которая не входит в состав ресурсов для труда. К ней относятся:

  • учащиеся, студенты, служащие, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
  • лица, получающие пенсию по старости и на льготных условиях;
  • лица, получающие пенсию по инвалидности;
  • лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
  • отчаявшиеся найти работу, то есть прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;
  • другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

      Классификация состава населения по методологии  МОТ представлена в Приложении 3.

      Сравнение категорий «трудовые ресурсы» и  «экономически активное население» показывает, что они отличаются друг от друга отдельными элементами.

      Конституцией  РФ провозглашены свободный труд и запрет труда принудительного, это делает бессмысленным использование  понятия «трудовые ресурсы» в  том содержании, как об этом было сказано в начале параграфа. Не могут относиться к трудовым ресурсам, то есть к потенциально возможным источникам удовлетворения потребностей в труде, категории лиц, которых иначе как принудительно к работе не привлечь. Необходимо, правда, отметить, что подобная аргументация не всем представляется убедительной. Авторы, придерживающиеся иной точки зрения, продолжают отстаивать существовавшее ранее представление о том, что трудовые ресурсы складываются из экономически активного населения; лиц, занятых учебой с отрывом от производства, и трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью и не обучающихся.

Информация о работе Население и трудовые ресурсы России