Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 15:08, курсовая работа
Данная работа состоит из трех основных частей. В первой части рассматриваются направления экономического анализа деятельности предприятия: оценка, диагностика и прогнозирование.
Во второй части работы дается классификация приемов и методов экономического анализа, а также указанные приемы рассматриваются более подробно в соответствии с тремя выделенными группами: традиционные, факторный анализ и общетеоретические бинарные.
Целью третьей части работы является применение матричного приема на практике, для чего используются отчеты об экономической деятельности ОАО РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» за пять лет. Рассчитываются интегральные показатели обоих предприятий и дается некая сравнительная оценка состояния их финансово-хозяйственной деятельности.
Введение. 3
Теоретическая часть 5
1. Направления экономического анализа деятельности предприятий 5
1.1. Оценка. 5
1.2 Диагностика 7
1.3 Прогнозирование. 9
2. Классификация приемов и методов экономического анализа 11
2.1 Традиционные методы. 13
2.2 Факторный анализ. 17
2.3 Общетеоретические бинарные, интуитивные, формализованные. 18
Практическая часть 23
Заключение. 39
Список используемых источников: 41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ |
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» в г. Екатеринбурге |
курсовая работа
по дисциплине «Экономический анализ»
на тему: «Направление экономического анализа деятельности предприятия, его классификация и методы »
Исполнитель Клименко И.В.
Группа 3 ФК 20з
Преподаватель Самсонова И.А.
г. Екатеринбург
2013
Содержание
Анализ финансово-
Данная работа посвящена матричному приему экономического анализа, который, являясь многокритериальным методом, позволяет дать оценку общего состояния анализируемого предприятия.
Данная работа состоит
из трех основных частей. В первой части
рассматриваются направления
Во второй части работы дается классификация приемов и методов экономического анализа, а также указанные приемы рассматриваются более подробно в соответствии с тремя выделенными группами: традиционные, факторный анализ и общетеоретические бинарные.
Целью третьей части работы является применение матричного приема на практике, для чего используются отчеты об экономической деятельности ОАО РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» за пять лет. Рассчитываются интегральные показатели обоих предприятий и дается некая сравнительная оценка состояния их финансово-хозяйственной деятельности.
В литературе проблема использования матричного приема практически не затрагивается. В использованных автором работы учебных материалах, как правило, лишь упоминается о существовании данного приема и его месте в общей классификации методов экономического анализа, хотя остальные методы рассмотрены очень подробно. Наиболее полное описание матричного приема представлено в Л.Г. Макаровой, А.С. Макарова «Экономический анализ». Однако данная проблема, наоборот, вызывает интерес к изучению данного приема более подробно и применению его на практике, что и является основной целью данной работы.
Экономический анализ деятельности предприятий предполагает оценку хозяйственных процессов, диагностику и прогнозирование их развития. Каждое направление анализа предполагает свои методы, правила и приемы анализа.
Оценка как аналитическая процедура связана с выявлением размера и динамики отклонений определенных показателей, отражающих экономическое состояние предприятия, от базисных значений критериев.
При оценке изучается также структура хозяйственного процесса и его элементов. Оценка требует установления критериев, выражающих цель либо желаемое состояние хозяйственного процесса, его элементов, а также знания алгоритмов ведения работ по оценке различных видов деятельности предприятия.1
В вопросе выбора критериев
оценки финансово-хозяйственной деятел
Более объективные результаты можно получить, используя в качестве критериев не отдельные показатели, а их совокупности. Например: выручка, затраты, активы, численность персонала.
Диагностика, или факторный анализ, применяется для выявления влияния различных факторов на некоторый результирующий показатель.
Факторы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Изучение взаимосвязи требует выявления соподчиненной системы показателей, выделения совокупного, результирующего показателя и факторов, на него влияющих. Один и тот же показатель в разных ситуациях может выполнять роль как факторного, так и результирующего показателя. Это зависит от цели и объекта анализа. Например, производительность труда является показателем, отражающим результаты инвестирования в производство, в свою очередь, производительность труда является фактором роста объема производства.
В процессе анализа важно предварительно классифицировать показатели-факторы по группам: внешние и внутренние, основные и второстепенные, определяющие и подчиненные. Выявление основных, определяющих факторов позволит менеджеру найти эффективные рычаги управления экономическим потенциалом предприятия.
В процессе диагностики производится количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель. Это далеко не всегда можно сделать легко, так как большинство факторов находится не в прямой функциональной, а в вероятностной или стохастической зависимости. Чтобы в этом случае определить форму связи, следует провести статистическое наблюдение, накопить различные факты, создать массив информации, обработать его, построить математическую модель.
Применение диагностики в экономическом анализе включает в себя несколько последовательных процедур:
Периодичность и сроки диагностики зависят от размера и частоты возникновения отклонений в экономической деятельности предприятия.
Прогнозирование в экономическом анализе связано с опережающим определением показателей экономической деятельности предприятий.
Возрастание роли прогнозирования определяется как необходимостью предвидения изменений с целью повышения эффективности внутрихозяйственного управления, так и чисто финансовой возможностью осуществления прогнозных работ. В условиях, когда накоплен достаточно богатый экономико-математический инструментарий, когда предприятия даже малого и среднего бизнеса имеют возможность быстрого и сравнительно недорогого оснащения современной компьютерной техникой, постановка регулярного прогнозирования не является сложной проблемой. Внедрение прогнозирования не требует существенных капиталовложений, не влечет негативных последствий для менеджмента фирмы, а вот положительных результатов приносит немало.
Предприятия, осознавшие необходимость и возможность прогнозирования на современном этапе и развивающие прогностическое направление экономического анализа, приобретают дополнительное конкурентное преимущество, усиливают адаптивные способности выживания. Прогнозирование на уровне предприятия снижает неопределенность и риски, обеспечивая дополнительную информационную, поддержку управленческому персоналу. Анализ будущего позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды, а также активно использовать новые перспективные возможности, которые в текущий момент еще слабо проявились. В частности, прогнозирование создает возможность упреждающего поведения предприятия в окружающем его бизнес-пространстве, а значит, подготавливает более успешное сотрудничество с будущими потенциальными партнерами и инвесторами.
Прогностическое управление позволяет проводить опережающее обучение персонала предприятия, т.е. грамотно осуществлять инвестиции в «человеческий капитал», заранее подготавливая его к будущим переменам в сфере производства и новым технологиям. Появляется возможность перейти от политики выживания к стратегии роста, базирующейся на «проактивном» поведении персонала, устремлении его к стратегическим целям.4
Прогнозирование расширяет пространственный и временной горизонт предприятия, что способствует принятию более взвешенных и грамотных управленческих решений. Развитие прогностических способностей менеджмента фирмы приближает ее к саморазвивающимся, самоорганизующимся, самообучающимся системам, обладающим высокими адаптивными и прогрессивными качествами. Все это в целом усиливает эффективность управления, делает возможным реализовать стратегию развития предприятия с использованием концепции жизненного цикла.
Многообразие задач, возникающих в процессе экономического анализа, требует использования различных методов, способов и приемов для их решения. До настоящего времени не выработана единая классификация применяемых методов, способов и приемов, поэтому сгруппируем их по следующим признакам:
Каждое направление экономического анализа — оценка, диагностика и прогнозирование — отличается спецификой решаемых задач, что позволяет выделить характерные методы, способы и приемы их решения.
Некоторые методы, способы и приемы (например, группировки, нахождения средних величин и т.п.) используются во всех направлениях анализа, другие (специальные) используются только в отдельных исследованиях.
Выбор приемов, методов и способов для решения конкретной аналитической задачи определяется постановкой задачи. Классификация методов, способов и приемов по направлениям экономического анализа представлена в приведенной ниже таблице.5 Согласно таблице существует три основные группы методов: традиционные, факторный анализ, общетеоретические бинарные.
Сравнение.
Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.6
В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.
Относительные и средние величины.
Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные показатели рассчитываются по следующей формуле, где – показатель выручки за текущий период, - аналогичный показатель базисного периода.7
В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.
Группировки.
Группировка информации - деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.
В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки. Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, снижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.