Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:19, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и тенденции ее развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ…...5
1.1. Налоговая система понятие, цели, содержание, роль……………….5
1.2. Принципы построения налоговой системы……………………….....9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….12
2.1. Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в 2010 году…………………………………………………………………...12
2.2. Особенности современной налоговой системы РФ………………..18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………………………………………………20
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…………………………………………………………………………...20
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ…………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...31
Во-первых, налоговый кодекс РФ установил закрытый
перечень налогов и сборов, который может
быть изменен или дополнен только законом,
принятым Федеральным Собранием. До этого,
в силу Указа Президента РФ № 2268 от 22.12.1993
г., законодательные (представительные)
органы власти субъектов Федерации (включая
и органы местного самоуправления) имели
право вводить на своей территории практически
любые налоги, сверх включенных в установленный
перечень. Ранее органам национально-государственных
и территориально-
Во-вторых, в главах, определяющих конкретные
режимы налогообложения, представлены
как отдельные самостоятельные налоги,
так и группы налогов одинакового или
близкого типа (например, акцизы (в главе
«Акцизы», пошлины (в главе «Государственная
пошлина»), налоги на отдельные виды доходов
(в главе «Налог на доходы физических лиц»),
и т.д.). При этом для целей классификации
налогов применен административно-
В-третьих, с принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщика имеют не более чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.
В-четвертых, таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).
В-пятых, согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
. Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.
Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:
– для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
– для хозяйствующих
субъектов – в получении
– для населения –
в получении достаточных
Доходы федерального бюджета за 2010 год, по предварительным данным Минфина России, составили составил в текущих ценах 44491,4 млрд.рублей. Индекс его физического объема относительно 2009 г. составил 104,0%. Индекс-дефлятор ВВП за 2010 г. по отношению к ценам 2009 г. – 110,3%.
Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2010 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2009 году. Доходы, администрируемые ФНС России, поступили по итогам января-марта 2010 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2009 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2010 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).
Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2010 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2010 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2010 года.
С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-марте 2010 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП).
В январе-марте 2010 года значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили «другие федеральные органы» - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2010 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2009 года на 44,7 млрд. рублей.
При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ
Министерство финансов РФ опубликовало на своем сайте «Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Документ не является нормативно-правовым актом, однако на его основе разрабатываются и вносятся изменения в налоговое законодательство. Следовательно, именно на его положения предприниматели могут ориентироваться при долгосрочном налоговом планировании.
В 2012 – 2014 гг. предполагается внести изменения в налоговое законодательство по акцизам, налогу на прибыль, НДПИ, спецрежимам. Планируется также провести оптимизацию налоговых льгот, например, уточнить перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ. Законодатели намерены совершенствовать налогообложение финансовых операций и сделок с ценными бумагами (ввести правила обложения налогами депозитарных расписок, освободить от налога на прибыль процентов по еврооблигациям российских эмитентов и др.). Остановимся на некоторых положениях документа подробнее.
Один из основных вопросов, волнующих работников и работодателей в преддверии начала следующего года – это ставка страховых взносов. Как указано в опубликованном документе, на период 2012 – 2013 гг. их тарифы будут снижены с 34 до 30 процентов. Максимальная величина выплат, после которой взносы уже не взимаются по общей ставке, составит 512 тыс. руб. в следующем году и 567 тыс. руб. – в 2013 г. Для зарплат, превышающих эти пороги, будет установлен тариф взносов 10 процентов.
Как указал Минфин России,
в ближайшее время планируется
совершенствование патентной
Законодатели предполагают постепенное сокращение сферы применения ЕНВД: в частности, с 1 января 2013 г.
из перечня видов
предпринимательской
Таким образом, для индивидуальных предпринимателей станет возможным выбор между общим режимом налогообложения, упрощенной или патентной системами налогообложения. Организации, относящиеся к малому бизнесу, смогут при определенных условиях выбирать между общей системой налогообложения и УСН. При этом будут уточнены ограничения по размеру доходов, дающих право перехода на УСН с 1 января 2013 г. и применения упрощенной системы за налоговый период начиная с 2013 г..
Ряд изменений планируется внести и в нормы о налоге на прибыль. Минфин России отметил, что в целях более гибкого регулирования признания расходов на приобретение, реконструкцию и модернизацию основных средств необходимо продолжить разработку новых подходов к классификации основных средств на группы и определение норм амортизации. Поэтому на данный момент Росстат осуществляет разработку новой версии Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ). Структурная переработка ОКОФ потребует внесения соответствующих изменений в классификацию основных средств, что может способствовать реализации принципа построения амортизационных групп не только в соответствии со сроками физической эксплуатации основных средств, но и с учетом иных факторов, вызывающих необходимость их ускоренного обновления.
Наряду с этим будет продолжена работа по оценке эффективности применения повышающих коэффициентов к норме амортизации. Так, в частности, предлагается ввести использование коэффициента ускоренной амортизации при совершении лизинговых операций, но только если такие операции соответствуют задачам модернизации экономики и обновления фондов производственного сектора. В целях упорядочивания данной меры предполагается разработка перечня видов основных средств, в отношении которых при предоставлении (получении) в лизинг к основной норме амортизации может применяться повышающий коэффициент.
Ускоренная амортизация также, возможно, будет применяться к энергоэффективному оборудованию, перечень которого планируется разработать.
Также предполагается уточнить порядок признания убытков в виде безнадежных долгов. Для этого, возможно, будут внесены изменения в ст. 266 НК РФ в части уточнения, что безнадежными долгами признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в следующих случаях:
– если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
– если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Целый ряд мер предлагается для усиления налоговой поддержки налогоплательщиков, на обеспечении к находятся дети. В частности, уже подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий увеличение размера стандартного налогового вычета на детей, предоставляемого налогоплательщикам. В частности, вычет в размере 3000 руб. будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка. Правда, законопроектом предусматривается отмена стандартного налогового вычета в размере 400 руб., предоставляемого в настоящее время для всех налогоплательщиков.
Как и в прошлом году, запланировано заметное повышение акцизов. В документе говорится, что повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться темпами, опережающими темпы инфляции. Причем быстрее всего будут расти ставки акцизов на крепкий алкоголь. В отношении прочих подакцизных товаров предусматривается сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 гг. в размерах, предусмотренных действующим законодательством. Однако с 1 января 2014 г. ставки будут проиндексированы на 10 процентов (относительно размера ставок, который будет действовать в 2013 г.).
Относительно налога на недвижимость, споры о необходимости введения которого не стихают уже несколько лет, в документе говорится следующее. Для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Поэтому для реализации этих целей необходимо провести работы по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.