Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:19, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и тенденции ее развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ…...5
1.1. Налоговая система понятие, цели, содержание, роль……………….5
1.2. Принципы построения налоговой системы……………………….....9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….12
2.1. Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в 2010 году…………………………………………………………………...12
2.2. Особенности современной налоговой системы РФ………………..18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………………………………………………20
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…………………………………………………………………………...20
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ…………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...31
2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
3) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав – недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
4) принцип единства
экономического пространства –
не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое
5) принцип определённости правил
налогообложения – при
6) принцип истолкования всех
неясностей в налоговом
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в 2010 году
Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет РФ в 2010 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7662,9 млрд. р., что на 21,9% больше, чем за 2009 г.. В декабре 2010 г. поступления в консолидированный бюджет составили 768,2 млрд. р. и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 28,9%.
Таблица 2.1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам, млрд. р.
Наименование |
Январь-ноябрь 2010 г. |
В % к январю-ноябрю 2009 г. | ||||
консо-лидиро-ванный бюджет |
в том числе |
консо-лидиро-ванный бюджет |
в том числе | |||
феде-ральный бюджет |
консоли-дирован-ные бюджеты |
феде-ральный бюджет |
консоли-дирован-ные бюджеты | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
7662,9 |
3174,3 |
4488,6 |
121,9 |
126,8 |
118,6 |
в т.ч. налог на прибыль |
1774,4 |
255,0 |
1519,4 |
140,3 |
130,5 |
142,1 |
налог на доходы физичес-ких лиц |
1789,6 |
- |
1789,6 |
107,5 |
- |
107,5 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, ввозимые из Республики Беларусь и Казахстан |
1384,0 |
1384,0 |
- |
114,6 |
114,6 |
- |
из него НДС, реализуемые на территории РФ |
1328,7 |
1328,7 |
- |
112,9 |
112,9 |
- |
акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ |
441,4 |
113,9 |
327,5 |
134,8 |
139,4 |
133,3 |
Продолжение табл. 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
налоги на имущество |
628,2 |
- |
628,2 |
110,3 |
- |
110,3 |
налоги, сборы и регу-лярные платежи за поль-зование природными ре-сурсами |
1440,8 |
1408,3 |
32,4 |
133,3 |
140,0 |
43,4 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
1406,3 |
1376,6 |
29,7 |
133,4 |
140,3 |
41,0 |
поступления в счет пога-шения задолженности по перерасчетам по отме-ненным налогам, сборам и иным платежам |
2,2 |
0,3 |
1,9 |
95,8 |
36,0 |
130,5 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2010 г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 23,4%, налога на прибыль организаций - 23,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,4%.
В 2010г. в консолидированный бюджет РФ поступило федеральных налогов и сборов 6823,3 млрд. р. (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 497,7 млрд. р. (6,5%), местных - 131,6 млрд. р. (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 207,0 млрд. р. (2,7%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ в 2010 г. составило 1774,4 млрд. р. и увеличилось по сравнению с 2009 г. на 40,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в 2010 г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с 2009 г. на 1,2 процентного пункта и составила 94,4%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 1,2 процентного пункта и составила 4,6%. В декабре 2010 г. поступление налога на прибыль организаций составило 168,2 млрд. р. и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 39,6%.
Таблица 2.2. Поступление налога на прибыль организаций
Наименование |
Справочно январь-ноябрь 2010 г. |
Справочно январь-ноябрь 2009 г. | ||||||
консолидированный бюджет |
в том числе |
консолиди-рованный бюджет |
в том числе | |||||
млрд. р. |
в % к итогу |
феде-ральный |
консоли-дирован-ные бюджеты |
млрд. р. |
в % к итогу |
феде-ральный |
консоли-дирован-ные бюджеты | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего |
1774,4 |
100 |
255,0 |
1519,4 |
1264,4 |
100 |
195,4 |
1069,0 |
в т.ч. зачисляемый в бюджеты по соответ-ствующим ставкам с доходов, полученных в виде дивидендов |
1674,3 |
94,4 |
156,7 |
1517,6 |
1178,2 |
93,2 |
110,3 |
1067,9 |
с доходов, полученных в виде процентов по госу-дарственным и муници-пальным ценным бумагам |
15,9 |
0,9 |
15,9 |
- |
11,9 |
0,9 |
11,9 |
- |
В 2010 г. в консолидированный бюджет РФ (консолидированные бюджеты субъектов РФ) поступило 1789,6 млрд. р. налога на доходы физических лиц, что на 7,5% больше, чем за 2009 г. В декабре 2010 г. поступление налога на доходы физических лиц составило 258,3 млрд. р., что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем месяце.
Таблица 2.3. Поступление налога на доходы физических лиц
Наименование |
Январь-ноябрь 2010 г. |
Справочно январь-ноябрь 2009 г. | ||
млрд. р. |
в % к итогу |
млрд. р. |
в % к итогу | |
Всего |
1789,6 |
100 |
1665,0 |
100 |
из них с доходов, полученных физлицами-резидентами в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций |
39,4 |
2,2 |
39,0 |
2,3 |
с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 НК РФ |
1730,8 |
96,7 |
1609,6 |
96,7 |
с доходов, полученных физлицами-нерезидентами |
14,0 |
0,8 |
13,2 |
0,8 |
с доходов, полученных в виде выигрышей и призов, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных средств |
4,8 |
0,3 |
3,0 |
0,2 |
В 2010 г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1406,3 млрд. р., увеличившись по сравнению с 2009 г. на 33,4%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 90,1% и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 1,4 процентного пункта. В декабре 2010 г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 133,5 млрд. р., что на 3,2% больше по сравнению с предыдущим месяцем.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2011 г. составила 703,4 млрд. р. По сравнению с 1 января 2010 г. она увеличилась на 4,2%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 28,1%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых на 42,8%, акцизам в целом - на 0,9%, налогу на добавленную стоимость - на 0,7%.
Таблица 2.4. Поступление налога на добычу полезных ископаемых,
млрд. р.
Наименование |
Январь-ноябрь 2010 г. |
Январь-ноябрь 2009 г. | ||||
консо-лидиро-ванный бюджет |
в том числе |
консо-лидиро-ванный бюджет |
в том числе | |||
феде-ральный |
консоли-дирован-ные бюджеты |
феде-ральный |
консоли-дирован-ные бюджеты | |||
Всего |
1406,3 |
1376,6 |
29,7 |
1053,8 |
981,5 |
72,3 |
из него нефть |
1266,8 |
1266,8 |
- |
934,3 |
887,6 |
46,7 |
газ горючий природный |
85,1 |
85,1 |
- |
75,0 |
75,0 |
- |
газовый конденсат |
9,4 |
9,4 |
- |
6,9 |
6,6 |
0,3 |
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2011 г. составила 394,9 млрд. р. и сократилась по сравнению с 1 января 2010 г. на 11,0%.
Недоимка по налоговым платежам на 1 января 2011 г. составила 314,3 млрд. р. (44,7% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010 г. она увеличилась на 3,6%, в том числе по налогу на прибыль организаций - в 1,5 раза, акцизам в целом на - 14,7%. Уменьшилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 50,3%, налогу на добавленную стоимость - на 14,4%.
Урегулированная задолженность на 1 января 2011 г. составила 377,7 млрд. р. (53,7% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010 г. она увеличилась на 3,9%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 170,1 млрд. р. (45,0%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 121,3 млрд. р. (32,1%).
Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему регулирования налогообложения в РФ.