Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и тенденции ее развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ…...5
1.1. Налоговая система понятие, цели, содержание, роль……………….5
1.2. Принципы построения налоговой системы……………………….....9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….12
2.1. Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в 2010 году…………………………………………………………………...12
2.2. Особенности современной налоговой системы РФ………………..18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………………………………………………20
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…………………………………………………………………………...20
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ…………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая экономика рамиль.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав – недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства  экономического пространства –  не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) принцип определённости правил  налогообложения – при установлении  налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов;

6) принцип истолкования всех  неясностей в налоговом законодательстве  в пользу налогоплательщика –  все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

2.1. Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в 2010 году

 

Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет РФ в 2010 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7662,9 млрд. р., что на 21,9% больше, чем за 2009 г.. В декабре 2010 г. поступления в консолидированный бюджет составили 768,2 млрд. р. и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 28,9%.

 

Таблица 2.1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам, млрд. р.

Наименование

Январь-ноябрь 2010 г.

В % к январю-ноябрю 2009 г.

консо-лидиро-ванный бюджет

в том числе

консо-лидиро-ванный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консоли-дирован-ные бюджеты субъектов РФ

феде-ральный бюджет

консоли-дирован-ные бюджеты субъектов  РФ

1

2

3

4

5

6

7

  Всего

7662,9

3174,3

4488,6

121,9

126,8

118,6

в т.ч. налог на прибыль

1774,4

255,0

1519,4

140,3

130,5

142,1

налог на доходы физичес-ких лиц

1789,6

-

1789,6

107,5

-

107,5

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, ввозимые из Республики Беларусь и Казахстан

1384,0

1384,0

-

114,6

114,6

-

из него НДС, реализуемые на территории РФ

1328,7

1328,7

-

112,9

112,9

-

акцизы по подакцизным  товарам, производимым на территории РФ

441,4

113,9

327,5

134,8

139,4

133,3


 

Продолжение табл. 2.1

1

2

3

4

5

6

7

налоги на имущество

628,2

-

628,2

110,3

-

110,3

налоги, сборы и регу-лярные платежи за поль-зование природными ре-сурсами

1440,8

1408,3

32,4

133,3

140,0

43,4

из них налог на добычу полезных ископаемых

1406,3

1376,6

29,7

133,4

140,3

41,0

поступления в счет пога-шения задолженности по перерасчетам по отме-ненным налогам, сборам и иным платежам

2,2

0,3

1,9

95,8

36,0

130,5


 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2010 г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 23,4%, налога на прибыль организаций - 23,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,4%.

В 2010г. в консолидированный бюджет РФ поступило федеральных налогов и сборов 6823,3 млрд. р. (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 497,7 млрд. р. (6,5%), местных - 131,6 млрд. р. (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 207,0 млрд. р. (2,7%).

Поступление налога на прибыль  организаций в консолидированный бюджет РФ в 2010 г. составило 1774,4 млрд. р. и увеличилось по сравнению с 2009 г. на 40,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в 2010 г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с 2009 г. на 1,2 процентного пункта и составила 94,4%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 1,2 процентного пункта и составила 4,6%. В декабре 2010 г. поступление налога на прибыль организаций составило 168,2 млрд. р. и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 39,6%.

 

Таблица 2.2. Поступление налога на прибыль организаций

Наименование

Справочно январь-ноябрь 2010 г.

Справочно январь-ноябрь 2009 г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолиди-рованный бюджет

в том числе

млрд. р.

в % к итогу

феде-ральный 

консоли-дирован-ные бюджеты субъектов  РФ

млрд. р.

в % к итогу

феде-ральный

консоли-дирован-ные бюджеты субъектов  РФ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего

1774,4

100

255,0

1519,4

1264,4

100

195,4

1069,0

в т.ч. зачисляемый в бюджеты по соответ-ствующим ставкам с доходов, полученных в виде дивидендов

1674,3

94,4

156,7

1517,6

1178,2

93,2

110,3

1067,9

с доходов, полученных в виде процентов по госу-дарственным и муници-пальным ценным бумагам

15,9

0,9

15,9

-

11,9

0,9

11,9

-


 

В 2010 г. в консолидированный бюджет РФ (консолидированные бюджеты субъектов РФ) поступило 1789,6 млрд. р. налога на доходы физических лиц, что на 7,5% больше, чем за 2009 г. В декабре 2010 г. поступление налога на доходы физических лиц составило 258,3 млрд. р., что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем месяце.

 

Таблица 2.3. Поступление налога на доходы физических лиц

Наименование

Январь-ноябрь 2010 г.

Справочно январь-ноябрь 2009 г.

млрд. р.

в % к итогу

млрд. р.

в % к итогу

Всего

1789,6

100

1665,0

100

из них с доходов, полученных физлицами-резидентами в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

39,4

2,2

39,0

2,3

с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 НК РФ

1730,8

96,7

1609,6

96,7

с доходов, полученных  физлицами-нерезидентами

14,0

0,8

13,2

0,8

с доходов, полученных в  виде выигрышей и призов, процентных доходов по вкладам в банках, в  виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных средств

4,8

0,3

3,0

0,2


 

В 2010 г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1406,3 млрд. р., увеличившись по сравнению с 2009 г. на 33,4%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 90,1% и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 1,4 процентного пункта. В декабре 2010 г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 133,5 млрд. р., что на 3,2% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность  по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2011 г. составила 703,4 млрд. р. По сравнению с 1 января 2010 г. она увеличилась на 4,2%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 28,1%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых на 42,8%, акцизам в целом - на 0,9%, налогу на добавленную стоимость - на 0,7%.

 

 

 

Таблица 2.4. Поступление налога на добычу полезных ископаемых,

млрд. р.

Наименование

Январь-ноябрь 2010 г.

Январь-ноябрь 2009 г.

консо-лидиро-ванный бюджет

в том числе

консо-лидиро-ванный бюджет

в том числе

феде-ральный

консоли-дирован-ные бюджеты субъектов  РФ

феде-ральный

консоли-дирован-ные бюджеты субъектов  РФ

Всего

1406,3

1376,6

29,7

1053,8

981,5

72,3

из него нефть

1266,8

1266,8

-

934,3

887,6

46,7

газ горючий природный

85,1

85,1

-

75,0

75,0

-

газовый конденсат

9,4

9,4

-

6,9

6,6

0,3


 

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2011 г. составила 394,9 млрд. р. и сократилась по сравнению с 1 января 2010 г. на 11,0%.

Недоимка по налоговым  платежам  на 1 января 2011 г. составила 314,3 млрд. р. (44,7% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010 г. она увеличилась на 3,6%, в    том числе по налогу на прибыль организаций - в 1,5 раза, акцизам в целом на - 14,7%. Уменьшилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 50,3%, налогу на добавленную стоимость - на 14,4%.

Урегулированная задолженность на 1 января 2011 г. составила 377,7 млрд. р. (53,7% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010 г. она увеличилась на 3,9%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 170,1 млрд. р. (45,0%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 121,3 млрд. р. (32,1%).

 

2.2. Особенности современной  налоговой системы РФ

 

Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему регулирования налогообложения в РФ.

Информация о работе Налоговая система