Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и тенденции ее развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ…...5
1.1. Налоговая система понятие, цели, содержание, роль……………….5
1.2. Принципы построения налоговой системы……………………….....9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….12
2.1. Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в 2010 году…………………………………………………………………...12
2.2. Особенности современной налоговой системы РФ………………..18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………………………………………………20
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…………………………………………………………………………...20
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ…………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая экономика рамиль.doc

— 191.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ…...5

1.1. Налоговая система понятие, цели, содержание, роль……………….5

1.2. Принципы построения налоговой системы……………………….....9

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….12

2.1. Характеристика и анализ поступления  основных налогов в бюджет РФ в 2010 году…………………………………………………………………...12

2.2. Особенности современной налоговой системы РФ………………..18

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………………………………………………20

3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…………………………………………………………………………...20

3.2. Перспективы развития  налоговой системы РФ…………………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство  не может обойтись без налогов  и поэтому налоги являются тем  фоном, на котором происходят экономические  и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

На современном этапе  трансформации экономической системы РФ важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и тенденции ее развития.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения  следующих задач:

- проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;

- определить принципы построения налоговой системы;

- дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет РФ в 2010 г;

- кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;

- перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;

- раскрыть тенденции развития налоговой системы РФ.

Объектом исследования является действующая налоговая система РФ.

Теоретической и методологической основой работы являются теории и  концепции экономической трансформации  налогообложения и налоговой системы в РФ.

Основное содержание курсовой работы изложено во введении, в трех главах и заключении. В первой главе излагаются теоретические основы налоговой системы РФ. Во второй главе работы проводится анализ функционирования налоговой системы РФ. В третьей главе на основе проведенного исследования рассматриваются тенденции развития налоговой системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

1.1. Налоговая  система понятие, цели, содержание, роль

 

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи  государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными  условиями развития общества.

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Экономическое содержание налогов состоит в том, что  они представляют собой часть  производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

В настоящее время  сложилось несколько подходов к  определению понятия налоговой  системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе1.

В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке2.

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства3.

И.М. Александров рассматривает  налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения4.

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости5.

Цель налоговой системы создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах, создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Базовую основу функционального  проявления системы налогообложения  составляют функции финансов как  всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

Однако теоретическое  определение функций ещё не означает, что именно в заданном ими направлении  будет действовать принятая в  законе налоговая система. Функциональную ёмкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задаёт не только наука, но и практика.

В числе налоговых  функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в  полном, вышеназванном перечне, так  и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Посредством фискальной функции реализуется главное  общественное предназначение налогов  – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной  функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

 

1.2. Принципы  построения налоговой системы

 

Впервые принципы налогообложения  были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»6:

- налоги не должны быть чрезмерно обременительны;

- они должны быть понятны налогоплательщикам;

- каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему;

- налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги;

- государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

Сегодня эти постулаты  называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Принципы построения эффективной налоговой системы  достаточно обоснованы в налоговой  теории и включают в себя следующие:

- экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых);

- определенность налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы;

- справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией;

- простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой7.

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности  налогообложения и принцип равенства  прав налогоплательщиков – каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы;

Информация о работе Налоговая система