Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:19, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и тенденции ее развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ…...5
1.1. Налоговая система понятие, цели, содержание, роль……………….5
1.2. Принципы построения налоговой системы……………………….....9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….12
2.1. Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в 2010 году…………………………………………………………………...12
2.2. Особенности современной налоговой системы РФ………………..18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………………………………………………20
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…………………………………………………………………………...20
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ…………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
1.1. Налоговая система понятие, цели, содержание, роль……………….5
1.2. Принципы построения налоговой системы……………………….....9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….12
2.1. Характеристика и анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………………………………………………
3.1. Проблемы и ограничения развития современной
налоговой системы……………………………………………………………
3.2. Перспективы развития
налоговой системы РФ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе трансформации экономической системы РФ важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и тенденции ее развития.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
- определить принципы построения налоговой системы;
- дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет РФ в 2010 г;
- кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
- перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
- раскрыть тенденции развития налоговой системы РФ.
Объектом исследования является действующая налоговая система РФ.
Теоретической и методологической
основой работы являются теории и
концепции экономической
Основное содержание курсовой работы изложено во введении, в трех главах и заключении. В первой главе излагаются теоретические основы налоговой системы РФ. Во второй главе работы проводится анализ функционирования налоговой системы РФ. В третьей главе на основе проведенного исследования рассматриваются тенденции развития налоговой системы РФ.
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1. Налоговая система понятие, цели, содержание, роль
Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.
Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.
Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.
В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе1.
В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке2.
Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства3.
И.М. Александров рассматривает налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения4.
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости5.
Цель налоговой системы создани
Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.
Однако теоретическое
определение функций ещё не означает,
что именно в заданном ими направлении
будет действовать принятая в
законе налоговая система. Функциональную
ёмкость системы
В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция налогов
как экономической категории
состоит в том, что появляется
возможность количественного
Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».
Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.
1.2. Принципы построения налоговой системы
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»6:
- налоги не должны быть чрезмерно обременительны;
- они должны быть понятны налогоплательщикам;
- каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему;
- налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги;
- государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.
Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:
- экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых);
- определенность налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы;
- справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией;
- простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой7.
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
1) принцип всеобщности
налогообложения и принцип