Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:43, реферат
Развитие любой теории, в том числе и теории налогов, невозможно без четкой определенности в вопросе о сущности и свойствах понятий. Свойства налогов определяются спецификой организации финансовых отношений и практических механизмов их функционирования. Сущность налогов, кроме фискального характера, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня дохода в различных отраслях экономики.
В Беларуси в прошлом пятилетии немало сделано для качественного улучшения характеристик налоговой системы. В частности, отменено 26 налогов и платежей, реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы, существенно снижена налоговая нагрузка на экономику. О планах по дальнейшему совершенствованию этой отрасли экономики, о том, как сделать налоговую систему еще более простой и понятной, а также об особенностях налогообложения отдельных категорий плательщиков корреспонденту БЕЛТА рассказал министр по налогам и сборам Беларуси Владимир Полуян.
«Владимир Николаевич, в последние годы было много мер предпринято для реформирования налоговой системы Беларуси. Можно ли уже говорить, что реформа налогообложения в стране завершена? Как Вы считаете, она прошла успешно? Какие изменения в налоговой системе, произошедшие в прошлом году, Вы считаете ключевыми?
-Да, в 2010 году практически завершена проводимая в течение нескольких лет реформа налогообложения, в результате которой налоговая система Республики Беларусь по составу основных налогов и порядку их уплаты максимально приблизилась к системам развитых европейских стран.
Существенно сокращена периодичность подачи деклараций и уплаты основных платежей. Начиная с 2011 года, декларации по налогу на прибыль будут подаваться в налоговые органы один раз в год с уплатой налога ежеквартальными текущими платежами. Окончательный расчет плательщики произведут только в марте 2012 года.
Право выбора периодичности уплаты налога на добавленную стоимость и представления соответствующей декларации ежемесячно либо поквартально предоставлено всем плательщикам независимо от размера полученной выручки. Также с текущего года отменены обязательные периодические платежи по НДС и акцизам.
Значительно упростилась процедура исполнения организациями налогового обязательства по налогу на недвижимость и земельному налогу. Сейчас эти налоги уплачиваются исключительно по месту постановки на учет в инспекции МНС организации независимо от места расположения объекта налогообложения.
Означает ли это, что реформы в налоговой сфере закончились? В этой связи, какие первоочередные задачи стоят перед Министерством по налогам и сборам в 2011 году?
- «В этом году министерству предстоит дальнейшая работа по гармонизации налоговой системы республики с системами европейских стран. В первоочередном порядке мы проработаем наиболее актуальные вопросы, в том числе перенос убытков на будущие периоды для целей исчисления налога на прибыль, сокращение малоэффективных льгот либо замену льготируемых расходов на возможность их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении. Также необходимо определить предельный размер выручки от реализации, при котором организация не будет являться плательщиком НДС».
Реформа налогообложения, которая проводилась в Беларуси в последние годы, позволила приблизить действующую налоговую систему по основным качественным характеристикам к системам европейских стран. Об этом сообщил министр по налогам и сборам Беларуси Владимир Полуян. Он принимал участие во встрече с трудовым коллективом ОАО "Гомельский химический завод", передает корреспондент БЕЛТА.
На сегодняшний день налогоплательщик в Беларуси, если не считать отчисления в социальный фонд, делает только пять платежей: налог на прибыль, на добавленную стоимость, на недвижимость, земельный, экологический. Тот, кто занимается какими-то особыми видами деятельности, может платить акцизный налог либо делать какие-то иные платежи.
Что касается оценок налоговой системы стран, которые делает Всемирный банк, то, по словам министра, они идут с определенным опозданием. Последний рейтинг, например, был выстроен по результатам работы за 2009 год. Анализ нынешних параметров налоговой системы Беларуси, то есть с учетом тех кардинальных изменений, которые были внесены в 2010 году, показывает, что реально Беларусь находится примерно на сотом месте, а никак не в самом конце списка. "Возможно, в других странах также проходят реформы налогообложения, и по результатам новых оценок белорусское государство не войдет в первую сотню, однако это место однозначно будет достаточно высоким", - подчеркнул глава ведомства.
Министр также сообщил, что примерно 30 стран, которые стоят в начале оценочного рейтинга Всемирного банка, это фактически оффшорные зоны. Большинство этих стран расположено недалеко от земного экватора и там нет такой мощной государственной системы социальной защиты, как в Беларуси. "У нас ведь нельзя прожить по принципу: съел банан и отдохнул под пальмой - другие климатические условия и особенности", - констатировал Владимир Полуян.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
3.1 Анализ налоговой нагрузки на национальную экономику в Республике Беларусь и зарубежных стран
[1] В.Г.Пансков «Показатель налогового бремени» // Налоговая политика и практика №3, 2004, с.83
[2] налоговая нагрузка рассчитана как отношение налоговых доходов к валовому внутреннему продукту