Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:43, реферат
Развитие любой теории, в том числе и теории налогов, невозможно без четкой определенности в вопросе о сущности и свойствах понятий. Свойства налогов определяются спецификой организации финансовых отношений и практических механизмов их функционирования. Сущность налогов, кроме фискального характера, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня дохода в различных отраслях экономики.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Экономическая сущность и содержание налоговой нагрузки
Развитие любой теории, в том числе и теории налогов, невозможно без четкой определенности в вопросе о сущности и свойствах понятий. Свойства налогов определяются спецификой организации финансовых отношений и практических механизмов их функционирования. Сущность налогов, кроме фискального характера, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня дохода в различных отраслях экономики.
Реализация регулирующей функции налогов особенно активно проявляется в государственном воздействии на деятельность хозяйствующих субъектов; оценить меру этого воздействия призваны понятия «налоговая нагрузка» или «налоговое бремя». Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства. В.Г. Пансков называет этот показатель налоговой нагрузкой, указывая при этом на то, что он является «достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны».
[1]В современных исследованиях, посвященных рассматриваемому вопросу, можно выделить следующие уровни классификации налогового бремени:
1) Налоговое бремя на макроуровне:
- общегосударственный уровень;
- территориальный уровень.
2) Налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):
-уровень организации, учреждения;
-уровень физического лица (индивидуума).
На макроэкономическом уровне для оценки налоговой нагрузки экономистами используется показатель отношения общей суммы налоговых доходов к объему внутреннего валового продукта (ВВП). На уровне территорий методика расчета налоговой нагрузки аналогична (применяется в расчетах вся совокупность поступающих в региональный бюджет налогов и сборов и относится к ВРП). Данный показатель в этом случае не отражает реальный размер налоговой нагрузки территории из-за межрегиональных различий в структуре ВРП, отраслевой принадлежности региона, проводимой региональными и местными властями налоговой политики, и прочих факторов. Но уже существуют методики, предлагающие использовать «отраслевые» коэффициенты, собираемость налогов на территории и пр., при использовании которых рассчитывается более реальный показатель налоговой нагрузки территориального уровня. Самой дискуссионной является проблема определения налогового нагрузки на микроуровне - уровне хозяйствующего субъекта.
1.2 Методические подходы к определению налоговой нагрузки
Налоги придумали давно. Под различными названиями они долгие века служили пополнению казны, давая возможность государству финансировать различные общественные нужды. Сегодня налоговая система является мощным макроэкономическим инструментом, которым можно эффективно влиять на различные экономические процессы. Именно благодаря регулирующей функции налоговая политика является актуальной темой для обсуждения практически в любом государстве. Не исключение и Беларусь. Рекордный рост ВВП в последней пятилетке был во многом обеспечен именно планомерной государственной политике в сфере экономики, которая себя оправдала. Тем не менее у многих не вызывает сомнений: для нового этапа развития реального сектора экономики необходима либерализация налоговой политики. Другое дело, вариантов реформ достаточно много. И необходимо выбрать оптимальный для данного исторического момента. Непростую проблему налоговой нагрузки на белорусские предприятия обсуждали и на одном из заседаний экономисты предприятий — членов Республиканской ассоциации предприятий промышленности (ассоциация «БелАПП»).
Для измерения налоговой нагрузки на макроуровне экономисты обычно оценивают долю налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). В 2007 году в республике налоговая нагрузка с социальными налогами составила 47,3 %. Аналогичный показатель в развитых странах колеблется от 28,6 % (в Японии) до 54,2 % (в Швеции). Впрочем, эти цифры дают лишь относительную картину фискального бремени. Для оценки тяжести налогообложения необходимо уровень налоговой нагрузки рассматривать в контексте с такими показателями социально-экономического развития, как ВВП на душу населения, производительность труда, удельный вес заработной платы в ВВП… При этом налоговая нагрузка на макроуровне не соответствует этому показателю на микроуровне: на конкретное предприятие, регион или отрасль. Тут в мировой практике применяют другие методики расчетов. [6]
Показатель налоговой нагрузки, отражающий отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации товаров, работ и услуг, обычно используют для оценки динамики фискальной нагрузки на отдельное предприятие и для ее сравнительного анализа между субъектами хозяйствования одной отрасли. Для сравнения этого показателя по предприятиям различных отраслей в мировой практике принято рассчитывать сумму уплачиваемых налогов к вновь созданной стоимости. Для анализа возможности субъектов хозяйствования к расширенному воспроизводству, инвестиционной и инновационной деятельности используется показатель, отражающий отношение налогов и сборов из прибыли к прибыли до налогообложения.
К сожалению, специфика формирования публикуемых статистических данных в стране не всегда позволяет с достоверностью определить показатели налоговой нагрузки по различным методикам. Тем не менее специалистами ассоциации «БелАПП» предпринята попытка определить нагрузку на прибыль предприятий по отраслям и регионам, чтобы оценить их возможности для расширенного воспроизводства и инновационной деятельности. Исходя из того, что в 2007 году, по разным источникам, отношение налогов и сборов из прибыли и налогов, сборов и платежей из прибыли к прибыли до налогообложения колеблется от 33,2 % до 33,8 %, с небольшой погрешностью можно определить налоговую нагрузку на прибыль. Самая низкая она в стране на сельское хозяйство — всего 3,5 %, в промышленности — 34,5 %, к тому же существенно колеблется: от 29,1 % в химической и нефтехимической до 50,8 % в легкой. По коммунальным предприятиям этот показатель колеблется от 19,9 % в Гродненской до 34,4 % в Витебской области и достигает 50,8 % по Минску. Для предприятий без ведомственной подчиненности это 18,1 % в Гродненской и 37,4 % в Гомельской областях. [6]
Специалисты предприятий и ассоциации «БелАПП» полагают, что эти данные заслуживают внимания, требуют изучения и анализа. Учитывая неравномерное распределение налоговой нагрузки в секторах экономики, было бы целесообразно рассчитывать налоговую нагрузку как от добавленной стоимости (для осуществления отраслевого и регионального регулирования налоговой нагрузки), так и на прибыль предприятий (с целью рассмотрения возможности их инвестиционного потенциала и развития производства).
Целесообразнее выстраивать налоговую политику, направленную на снижение, увеличение или выравнивание налоговой нагрузки по отраслям, видам деятельности и регионам, предоставляя налоговые льготы отдельным предприятиям или группам предприятий. Это необходимо для стимулирования инвестиционной активности, увеличения экспорта, производства новой конкурентоспособной продукции. Государственная поддержка экономически слабых и нерентабельных производств оправдана на стадии выхода производств из кризиса. В дальнейшем несколько искусственное регулирование финансовых потоков при отсутствии информации о фактической налоговой нагрузке в разрезе отраслей, видов деятельности, регионов и отдельных субъектов хозяйствования не позволяет оценить реальную картину и выстроить оптимальную налоговую политику. Весьма проблематично объективно оценить перспективы и возможности производителей, когда прибыль они получают не за счет деловой активности, а через снижение налоговой нагрузки.
Конечно, и в других странах дотируются определенные сферы экономики, но различные дотации «привязываются» в большинстве случаев не к производству, а к реализованному продукту. Другими словами, чтобы получить государственную поддержку в виде налоговых льгот, необходимо произвести конкурентоспособный товар и его продать, а не просто осуществить его выпуск. Основная идея такого подхода заключается в том, что при использовании льгот сохраняются принципы конкуренции. Процветают более сильные предприятия, которые способны минимизировать издержки, внедрять новые технологии, ориентироваться на потребности рынка. Более слабые производители так или иначе «вымирают».
Еще лет пять назад такие подходы шли вразрез с социальной политикой государства. Главным приоритетом было сохранить рабочие места. Но сегодня уже не приходится говорить о борьбе с безработицей — ее уровень не превышает 1 %. Наоборот, перед отечественной экономикой стоит более сложная проблема — дефицит квалифицированных кадров. Конкуренция на рынке труда обостряется с каждым месяцем. А значит, пора уравнивать условия хозяйствования, тем самым подталкивая предприятия к конкурентоспособности. [6]
Как показывает практика, именно борьба за выживание сегодня толкает западных производителей модернизировать основные фонды, внедрять новые технологии в сферах маркетинга, организации труда и управления. Это ответная реакция на усложняющиеся факторы внешней экономической среды. Современные мировые лидеры и не подумали бы тратить огромные деньги на маркетинговые исследования или брендинг, если бы их продукция и в серой обертке продавалась как горячие пирожки. Но конкуренция стимулирует к движению вперед. И отечественные предприятия уже достигли той зрелости, когда их пора выпускать из-под опеки в свободное плавание.[6]
2. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
2.1 Анализ налоговой нагрузки на национальную экономику в Республике Беларусь на современном этапе
В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта[2].
Величина и структура налоговой нагрузки на экономику
Республики Беларусь за 2009-2010 гг.
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение, п.п., (+/-) |
в % к ВВП | |||
Налоговая нагрузка в том числе: | 30,1 | 27,5 | -2,6 |
косвенные налоги | 13,8 | 13,6 | -0,2 |
прямые налоги | 8,0 | 8,2 | +0,2 |
смешанные налоги | 2,3 | 1,8 | -0,5 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины | 6,0 | 3,9 | -2,1 |
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 98,6 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 107,6 процента).
Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн.
В результате удельный вес в ВВП косвенных налогов и сборов по сравнению с 2009 годом снизился на 0,2 процентного пункта, смешанных – на 0,5 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 2,1 процентного пункта.
Одновременно доля прямых налогов и сборов в ВВП выросла на 0,2 процентного пункта, что связано с улучшением в 2010 году финансового состояния плательщиков.
Справочно: по данным Белстата прибыль от реализации товаров, работ, услуг, полученная организациями республики, увеличилась в сопоставимых ценах на 14,9 процента.
Несмотря на рост поступления косвенных налогов и сборов на 6,1 процента, их доля в ВВП сократилась и составила 13,6 процента.
В общей сумме косвенных налогов и сборов более 73 процентов приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 1.
Структура косвенных налогов и сборов
Рисунок 1
Темп роста поступлений НДС составил 121,9 процента, удельный вес в ВВП вырос с 8,8 до 10 процентов. Положительная динамика в значительной степени обеспечена за счет увеличения объемов реализации продукции, а также роста импорта товаров. Кроме того, в 2010 году ставка налога повысилась с 18 до 20 процентов.
Справочно: по данным Белстата за январь-ноябрь 2010 года выручка от реализации товаров, работ, услуг увеличилась на 15,7 процента, импорт товаров – на 20,2 процента.