Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:54, курсовая работа
Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с. принятой правительством концепцией экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики
1.2 Налоги как инструмент государственного воздействия на решения хозяйствующих субъектов
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений
2.2 Методы государственного регулирования налоговых отношени
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пожалуй, никто не смог так лаконично и настолько точно выразить требования к налоговой системе, призванные защитить интересы налогоплательщиков, как шотландский экономист и философ А. Смит (1732-1790). В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов А. Смит выдвинул 4 принципа налогообложения:
1) налог люди должны платить столько, сколько реально для их бюджета;
2)
налог должен быть
3) метод и время сбора должны быть удобными для плательщика;
4) издержки сбора налога должны быть невелики по сравнению с поступлениями;
Указанные
принципы повторяются и в более
подробной классификации
Кроме того, не следует забывать и о том, что налоги выступают в качестве существенной, но далеко не единственной компоненты затрат хозяйствующего субъекта. На результаты его деятельности оказывают влияние также цена материальных и трудовых ресурсов, энергоносителей, доступность и цена кредита, затраты, связанные с преодолением бюрократических формальностей и т.п. С учетом различий в показателях указанных факторов один и тот же уровень налоговой нагрузки будет оказывать разное влияние на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами. Таким образом, при реформировании налоговой системы следует либо планировать изменения и в других областях, либо в зависимости от положения дел в них усиливать степень изменений налоговой составляющей.
С
учетом действия всех вышеназванных
факторов более важным в практических
целях представляется не столько
вопрос о количественном определении
приемлемого для хозяйствующих
субъектов уровня налоговой нагрузки
в экономике переходного типа,
сколько выявление симптомов
излишнего налогообложения и
осознание необходимости
Следовательно, для государства, которое в случае избыточного налогового бремени неизбежно столкнется с уменьшением поступлений в бюджет, наиболее успешной стратегией будет осуществление мер, направленных на снижение налогов, повышение степени поддержки осуществляемой государственной политики со стороны избирателей, соблюдение принципов налогообложения, способствующих росту деловой активности хозяйствующих субъектов. В ситуации, сложившейся в настоящее время в России, данные меры будут во много раз эффективнее, нежели попытки государства путем ужесточения наказаний и борьбой с лазейками в действующие законодательстве противодействовать уклонению от уплаты налогов.
Указанные соображения лежат в основе практического использования регулирующей функции налогов - целенаправленного государственного воздействия на экономику, ее отдельные сектора или отрасли посредством изменения доли налогового изъятия прибыли хозяйствующих субъектов. Успешность ее применения в развитых странах демонстрируют мероприятия по стимулированию экономического роста в условиях послевоенного восстановления и в условиях, ускорившихся во второй половине 20 в. темпах НТП и возросшей конкуренции на международных рынках. Поскольку механизм налогового воздействия на прибыль, получаемую отечественными хозяйствующими субъектам, и степень их деловой активности аналогичен, следует признать возможность практического применения регулирующей функции налогов для стимулирования экономического роста в переходной экономике России.
Лишь
при условии того, что налоговая
система в своем
В процессе своей налоговой деятельности государство осуществляет регулирование налоговых отношений, создавая и формируя их, исходя из своих представлений о наиболее целесообразной и эффективной системе налогообложения, а главным образом - стремясь обеспечить себя необходимыми денежными средствами.
Содержанием
государственного регулирования налоговых
отношений с экономической
С
правовой точки зрения содержанием
государственного регулирования налоговых
отношений выступает
Налоговое отношение опосредует налоговое обязательство, в соответствии с которых налогоплательщик обязан передать государству в определенные сроки, определенным способом, определенную сумму денег. В своей совокупности налоговые отношения выражают изъятие государством в свою собственность определенной части валового национального продукта, что составляет экономическую составляющую налогообложения, где данные отношения выступают в качестве распределительных и перераспределительных экономических отношений.
Государство
осуществляет регулирование налоговых
отношений, организуя тем самым
само налогообложение, посредством
издания соответствующих
Таким образом, нормативные правовые акты налогового законодательства одновременно выступают и в качестве основания общественных отношений, являющихся по своим экономическим и юридическим признакам, налоговыми, и в роли источника правового регулирования данных отношений. Еще раз подчеркнем, что налоговые отношения не возникают и не существуют сами по себе в недрах экономики. Они являются порождением соответствующего налогового закона: нет закона – не может быть и налогового отношения ни в качестве экономической, ни, тем более, в качестве правовой категории; отмена налогового закона влечет прекращение налогового отношения. Поэтому налоговое отношение, будучи экономическим отношением, по своей форме всегда является правоотношением.
Государство осуществляет регулирование налоговых отношений, используя определенные методы.
Методы
государственного регулирования налоговых
отношений - это приемы и способы,
посредством которых
Основные методами государственного регулирования налоговых отношений являются следующие:
1)
издание односторонних
2)
издание односторонних
3)
совершение двухсторонних
4)
реализация государством в
Как
мы видим, по своей форме данные методы
выступают в качестве правовых. И
это не случайно: налог - дитя закона;
Однако все они имеют определенное
экономическое содержание. Посредством
их устанавливаются, изменяются и отменяются
налоги, что приводит к возникновению,
изменению и прекращению
Рассмотрим
названные методы регулирования
налоговых отношений в
Отметим
двойственную роль государственного регулирования
налоговых отношений. С одной
стороны, оно является субъектом
налогового отношения в качестве
«государства — собственника» (или,
как сейчас стали говорить, "государства
- казны"), выступая получателем сумм
налогового платежа и естественно
заинтересованного в том, чтобы
получить денег как можно больше.
С другой стороны, выступая в качестве
субъекта публичной власти, обладающего
огромными властными
Иначе говоря, налоговое законодательство как источник правового регулирования государством налоговых отношений, заведомо отдавая предпочтение этому же государству, но уже выступающему в качестве субъекта данных отношений, объективно дискриминационно по отношению к налогоплательщикам.
Ограничителем этой дискриминации может выступать инстинкт самосохранения государства, понимающего, что непомерное налогообложение в конечном счете приведет к развалу экономики страны и обнищанию населения, что кончится крахом самого государства, появление научно обоснованных доктрин, которые закладываются в основу налоговой политики государства, а главное - степень сопротивления общества налоговому произволу государства.
Несмотря
на то, что налоги, можно сказать,
стары как мир, в вопросах их сущности
и назначения, установления и взимания,
организации и принципов
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики