Национальный банка в банковской системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Оглавление

Введение………………………………………………………… … 2
Глава 1.Роль Национальный банка в банковской системе Республики Беларусь

1.1 Понятие банковской системы и её характеристика …………… 5

1.2 Национальный Банк как элемент банковской системы ……………10

Глава 2.Основные направления деятельности Национального банка…………15

Глава 3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…26

3.2 Деятельность Национального банка в области проведения единой денежно-кредитной политики государства…………………… …33

Файлы: 1 файл

马.doc

— 317.15 Кб (Скачать)

Численность занятых в экономике в отчетном году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 0,6 процента.

В республиканский бюджет поступило 49,05 трлн. рублей (105,7 процента годового плана, утвержденного Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год"), в консолидированный - 65,66 трлн. рублей (105,2 процента годового плана).

В 2008 году общий уровень централизации финансовых ресурсов в бюджете (без учета недоимки) увеличился до 51 процента (в 2007 году - 49,6 процента). При этом отношение недоимки к ВВП сократилось с 0,2 до 0,05 процента. Основным фактором роста уровня централизации финансовых ресурсов явилось значительное увеличение поступлений налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

Расходы республиканского бюджета составили 48,13 трлн. рублей (37,4 процента к ВВП и 96,7 процента годового плана), консолидированного бюджета - 63,81 трлн. рублей (49,5 процента к ВВП и 95,5 процента годового плана).

Расходы на социально-культурную сферу и социальную политику были приоритетными в реализации бюджетно-налоговой политики. Объем средств, направленных на финансирование социально-культурной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 29,3 трлн. рублей, или 45,9 процента от всех расходов консолидированного бюджета (за 2007 год - соответственно 24 трлн. рублей, или 50,4 процента). В отчетном году сохранилось неравномерное расходование бюджетных средств по кварталам.

Консолидированный бюджет в 2008 году исполнен с профицитом, составившим 1,4 процента к ВВП (1,85 трлн. рублей) при 0,4 процента к ВВП (0,42 трлн. рублей) по итогам работы за 2007 год.

На 1 января 2009 г. внутренний государственный долг составил 8,58 трлн. рублей и за отчетный год возрос на 2,45 трлн. рублей (на 40 процентов) (приложение 1.3). Его прирост к ВВП (1,9 процента) не превысил параметр, установленный Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" (3 процента к ВВП).

В структуре внутреннего государственного долга на 1 января 2009 г. государственные ценные бумаги составили 5,4 трлн. рублей (62,9 процента от общего объема). Объем кредитов, выданных под гарантии Правительства, на 1 января 2009 г. достиг 2,65 трлн. рублей и увеличился с начала года на 819,7 млрд. рублей, а его доля в общем объеме внутреннего государственного долга - 30,8 процента.

Депозиты Правительства на счетах, открытых в Национальном банке, за 2008 год снизились на 166,6 млрд. рублей (на 2,9 процента) и на 1 января 2009 г. составили 5,67 трлн. рублей. При этом рублевые депозиты возросли на 1,34 трлн. рублей и достигли 1,61 трлн. рублей, а валютные депозиты уменьшились на 1,5 трлн. рублей и составили 4,07 трлн. Рублей.

Прирост индекса потребительских цен в отчетном году составил 13,3 процента (декабрь к декабрю), в 2007 году - 12,1 процента, в 2006 году - 6,6 процента (приложение 1.5).

Ускорение инфляционных процессов было вызвано прежде всего увеличением издержек производства, обусловленным ростом цен на импортируемые сырье и материалы, в том числе энергоносители, металлы, прочую промежуточную продукцию.

Инфляционным процессам также способствовали увеличение бюджетных расходов и объема банковских кредитов физическим лицам, изменение конъюнктуры на мировом рынке продовольствия в первом полугодии 2008 г.

Базовая инфляция (за исключением влияния изменения цен и тарифов на товары и услуги, напрямую регулируемых государством, а также цен, подверженных сезонным колебаниям) составила 11,8 процента (в 2007 году - 10,2 процента).

Прирост индекса цен на продовольственные товары, как и в 2007 году, достиг 15,9 процента. Преимущественно росли административно регулируемые цены и цены, динамика которых зависит от ситуации на внешних рынках. Так, существенно выросли цены на муку пшеничную (на 33 процента), крупу и бобовые (на 28 процентов), макаронные изделия, молоко и молочные продукты (на 25,3 процента), а также мясо и мясные продукты (на 19,7 процента), хлеб и хлебобулочные изделия (на 18,1 процента).

В 2008 году прирост индекса цен на непродовольственные товары составил 6,8 процента (в 2007 году - 5,9 процента). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 16,5 процента), моющие средства (на 15 процентов), письменные принадлежности (на 13 процентов) и строительные материалы (на 11 процентов).

Насыщенность рынка, а также достижение большинством производителей непродовольственных товаров предела конкурентоспособности по цене с импортными товарами обусловили в целом более низкие темпы роста цен на них. Однако, как и в случае с продовольственными товарами, среди непродовольственных товаров наибольший рост цен отмечался на импортируемые товары.

Тарифы на услуги в отчетном году увеличились на 16,2 процента (в 2007 году - на 10,5 процента). Наиболее существенно выросли тарифы на услуги автомобильного транспорта пригородного и международного сообщения (на 27,6 процента), жилищно-коммунального хозяйства (на 27,5 процента), а также на санаторно-оздоровительные услуги (на 27,3 процента). Рост тарифов на данные услуги во многом был связан с ростом издержек на их оказание и повышением уровня возмещения затрат населением./12, 5/

Цены производителей промышленной продукции увеличились на 14,2 процента при 16,8 процента в 2007 году. При этом цены на средства производства выросли на 10,6 процента, цены на промежуточные товары - на 14,5 процента, цены на потребительские товары - на 15 процентов.

Отмечался рост важнейших макроэкономических показателей банковского сектора в среднегодовом исчислении по отношению к ВВП:

пассивов (активов) банков - с 35,2 до 39,7 процента;

требований банков к экономике - с 25,8 до 29,1 процента;

нормативного капитала - с 5,77 до 5,82 процента;

уставных фондов - с 4,01 до 4,03 процента (приложение 1.6).

Пассивы банковского сектора (с учетом ликвидируемых банков) за отчетный год возросли на 21,37 трлн. рублей, или на 51,3 процента (за 2007 год - на 43,8 процента), и на 1 января 2009 г. составили 63,06 трлн. Рублей. (Приложение 2) Основная их часть (77,2 процента) сформирована ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Банк" и ОАО "Белинвестбанк", в уставных фондах которых доля государства составляет более 50 процентов (далее - государственные банки).

Формирование пассивов банков обеспечивалось преимущественно резидентами, удельный вес средств которых в приросте привлеченных средств банков за 2008 год составил 72,8 процента, в объеме пассивов на 1 января 2009 г. - 69,2 процента (на 1 января 2008 г. - 67,3 процента)./12, с.6/

 

3.2 Деятельность Национального банка в области проведения единой денежно-кредитной политики государства

 

Главной задачей денежно-кредитной политики является создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

В сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики, в особенности во втором полугодии, заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы Республики Беларусь, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты и финансовой стабильности в целом.

Скоординированные действия Правительства и Национального банка позволили сохранить в республике высокую динамику экономического развития, обеспечить прогнозный уровень курса белорусского рубля к доллару США, устойчивость банковского сектора, эффективное и безопасное функционирование платежной системы./10, с.12/

Цель денежно-кредитной политики в 2008 году - защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Важнейшая роль в достижении указанной цели принадлежала курсовой политике.

Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости национальной валюты и проводилась с учетом тенденций на мировых валютных рынках, состояния платежного баланса.

Национальный банк до августа 2008 г. осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в пределах утвержденных Основными направлениями параметров, что было обусловлено необходимостью реагирования на снижение курса доллара США на мировом рынке и увеличение инфляции, а также в целях недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров.

Во втором полугодии 2008 г. под воздействием финансово-экономического кризиса на мировых рынках усилилась взаимная неустойчивость курсов иностранных валют. В частности, происходило значительное укрепление курса доллара США и снижение курсов валют стран - ведущих торговых партнеров, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам данных стран и, следовательно, существенному ухудшению ценовых условий внешней торговли.

В сложившейся ситуации для сохранения доверия к курсовой политике Национальный банк осуществлял постепенное снижение курса белорусского рубля до уровня нижней границы установленного в Основных направлениях коридора 2200 рублей за 1 доллар США (приложение 2.1). В целом за отчетный год официальный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 2,3 процента, а к евро и российскому рублю повысился на 2,8 и 12,2 процента соответственно.

Индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю, рассчитанный по индексу потребительских цен, находился ниже уровня 2007 года на 1,9 процента, реальный эффективный курс - на 0,6 процента./10,с.13/

Использование инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению определенных на 2008 год целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на денежном рынке (приложение 3.).

Ставка рефинансирования Национального банка в соответствии с Основными направлениями к концу 2008 года оценивалась на уровне 7 - 9 процентов годовых при инфляции 6 - 8 процентов.

В первом полугодии ставка рефинансирования не изменялась и составляла 10 процентов годовых. Однако в условиях ускорения инфляционных процессов во втором полугодии в целях повышения доходности сбережений в белорусских рублях и дальнейшего стимулирования роста вкладов населения и организаций в банках Национальный банк постепенно повысил ее до 12 процентов годовых. В среднем за 2008 год указанная ставка составила 10,3 процента годовых против 10,5 процента годовых в 2007 году. В реальном выражении за отчетный год с учетом более высоких по сравнению с 2007 годом темпов инфляции ставка рефинансирования сложилась на отрицательном уровне (минус 2,2 процента годовых).

Воздействие Национального банка на динамику процентных ставок денежного рынка и ликвидность банковской системы осуществлялось посредством проведения операций трех типов: постоянно доступных, двусторонних и операций на открытом рынке.

Процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности (кредит овернайт, операции СВОП овернайт, депозиты банков в Национальном банке) ограничивали колебания процентных ставок на однодневном МБК. Аукционные операции на открытом рынке (ломбардный кредит, сделки прямого и обратного РЕПО, эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка, депозиты банков в Национальном банке) сглаживали колебания доходности МБК в пределах коридора, заданного фиксированными ставками (приложение 4.).

Ситуация на денежных рынках в течение I - III кварталов 2008 г. характеризовалась существенным избытком ликвидности. В этот период действия Национального банка были направлены главным образом на изъятие избыточной ликвидности банков посредством размещения временно свободных средств банков на аукционной основе (в краткосрочные облигации собственного выпуска, депозиты и посредством покупки государственных ценных бумаг на условиях обратного РЕПО) и в депозиты Национального банка по фиксированной процентной ставке. Среднедневной остаток средств, размещенных банками в Национальном банке, в течение января - сентября 2008 г. составил 1,05 трлн. рублей.

Объем рефинансирования банков в январе - сентябре был незначителен. Среднедневной остаток задолженности банков по операциям поддержки ликвидности Национального банка равнялся 23,5 млрд. рублей.

С учетом условий, сложившихся на финансовых рынках, уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям поддержки и изъятия ликвидности банков в январе - августе 2008 г. не изменялся и составлял 20 и 5 процентов годовых соответственно. С 17 сентября 2008 г. процентные ставки по указанным операциям были снижены на 3 процентных пункта (до 17 процентов годовых).

Однако в целях стабилизации ситуации на валютном рынке начиная с середины октября 2008 г. осуществлялось плавное повышение процентных ставок на однодневном МБК путем увеличения процентных ставок по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке. Уровень процентных ставок по ломбардным аукционам в течение октября - декабря года был увеличен с 12 до 18 процентов годовых. В ноябре 2008 г. на 3 процентных пункта (с 17 до 20 процентов годовых - по кредиту овернайт и СВОП овернайт, с 5 до 8 процентов годовых - по депозиту овернайт) повышены процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности.

В IV квартале 2008 г. под воздействием неблагоприятных внешнеэкономических факторов на денежных рынках сформировался значительный дефицит ликвидности. В целях обеспечения стабильного платежного процесса Национальный банк оказывал банкам существенную ресурсную поддержку. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержки текущей ликвидности банков в октябре - декабре 2008 г. составил 1,4 трлн. рублей. В связи с отсутствием у ряда банков необходимого объема высоколиквидных активов, используемых в качестве залога по данным операциям, Национальный банк начал осуществлять дополнительное рефинансирование в виде кредитов, обеспеченных неустойкой. Среднедневной остаток задолженности по таким кредитам в указанном периоде года составил 481,7 млрд. рублей.

Информация о работе Национальный банка в банковской системе