Национальный банка в банковской системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Оглавление

Введение………………………………………………………… … 2
Глава 1.Роль Национальный банка в банковской системе Республики Беларусь

1.1 Понятие банковской системы и её характеристика …………… 5

1.2 Национальный Банк как элемент банковской системы ……………10

Глава 2.Основные направления деятельности Национального банка…………15

Глава 3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…26

3.2 Деятельность Национального банка в области проведения единой денежно-кредитной политики государства…………………… …33

Файлы: 1 файл

马.doc

— 317.15 Кб (Скачать)


3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

 

3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

 

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. /7, с.86/ Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.

1. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.

2. В последние годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. – 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза) /8, с.5/.

Таким образом, отметим, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политики.

В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.

Опережающие темпы кредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ее укрепления и расширения использования в хозяйственном процессе. За январь-июнь 2006 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%.

И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики.

Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси /7, с.88/.

Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства.

Осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений./7, с.93/

 

3.2             Макроэкономические условия реализации денежно-кредитной политики и развития банковского сектора

 

Проведение денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора во многом определяются эффективностью функционирования всех отраслей экономики и социальной сферы, а также складывающимися макроэкономическими условиями. Макроэкономическая ситуация в 2008 году характеризовалась экономическим ростом, увеличением реальных денежных доходов и занятости населения, объемов внешней торговли и инвестиций в основной капитал, профицитом консолидированного бюджета и более высокой инфляцией (приложение 1).

Следует отметить, что начиная с сентября 2008 г. экономическая конъюнктура ежемесячно ухудшалась. Это выразилось прежде всего в снижении спроса на белорусские товары на внешнем рынке вследствие воздействия мирового финансово-экономического кризиса. В IV квартале 2008 г. наблюдалось замедление роста объемов производства и реализации продукции, что оказало негативное влияние на экономическое положение ряда предприятий и ситуацию на валютном рынке, обусловило рост неплатежей и запасов готовой продукции в промышленных организациях.

Объем валового внутреннего продукта в 2008 году составил 128,8 трлн. рублей и увеличился (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года на 10 процентов при прогнозируемом росте на 8 - 9 процентов.

Энергоемкость ВВП снизилась на 8,4 процента (при прогнозе на 7 - 8 процентов).

Рост валового внутреннего продукта обеспечен расширением как внутреннего, так и внешнего спроса, интенсивность которого была более высокой в январе-августе 2008 г.

Объем розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) увеличился по сравнению с 2007 годом на 20,5 процента (в 2007 году в сравнении с 2006 годом - на 15,3 процента), реализация платных услуг населению - на 13,9 процента (в 2007 году в сравнении с 2006 годом - на 11,5 процента). Сложившаяся динамика оборота розничной торговли и платных услуг населению обусловлена повышением потребительского спроса, чему способствовали рост реальных денежных доходов и расширение банковского кредитования населения. Реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения приросли на 9,9 и 12,7 процента соответственно.

Инвестиции в основной капитал в 2008 году (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года увеличились на 23,1 процента (в 2007 году - на 16,2 процента). Годовой объем инвестиций в основной капитал достиг 35,9 трлн. рублей. В процентах к ВВП удельный вес инвестиций составил 27,9 процента (в 2007 году - 26,8 процента).

Наибольший объем капиталовложений, как и в предыдущем году, обеспечили промышленность, жилищное строительство и сельское хозяйство, доля которых в объеме инвестиций в основной капитал составила 27,7, 17,9 и 14,6 процента соответственно.

Основными источниками финансирования были собственные ресурсы организаций, средства бюджета и кредиты банков, на долю которых приходилось 87,2 процента всех капиталовложений (в 2007 году - 85,7 процента).

Сохранилась тенденция к опережающему росту кредитов банков по сравнению с темпами роста основных источников капитальных вложений.

По данным Национального статистического комитета, общий объем использованных кредитных ресурсов (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года увеличился на 30,6 процента (в 2007 году - на 23,9 процента), в том числе кредитов отечественных банков - на 35,7 процента (в 2007 году - на 23,9 процента)./12,с. 3/

Объем промышленного производства в отчетном году возрос по сравнению с 2007 годом на 10,8 процента. Производство потребительских товаров увеличилось на 12,1 процента, в том числе продовольственных товаров - на 13,1 процента, непродовольственных - на 11,6 процента. Наиболее высокие темпы прироста объемов выпуска промышленного производства наблюдались в топливной промышленности (11,1 процента), машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов (10,2 процента в каждой отрасли), а наиболее низкие - в легкой промышленности (0,7 процента).

Производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2007 годом увеличилось на 8,9 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 14 процентов, а в хозяйствах населения - на 0,7 процента.

Объем перевозок грузов организациями транспорта общего пользования увеличился на 6,8 процента против 6,2 процента в 2007 году. При этом объем грузооборота возрос на 5,2 процента (в 2007 году - на 5,5 процента), объем пассажирооборота снизился на 10,6 процента (в 2007 году - на 1,6 процента).

Финансовое состояние организаций характеризовалось ростом реальных объемов продаж и прибыли, увеличением рентабельности реализованной продукции и продаж, снижением количества убыточных организаций.

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций в текущих ценах составила 271,5 трлн. рублей и увеличилась на 33 процента при росте средних цен в экономике (дефлятор ВВП) на 20,5 процента. Вследствие негативного воздействия глобального финансово-экономического кризиса в декабре по сравнению с августом объем продаж снизился на 13,9 процента, чистая прибыль - на 78,8 процента, рентабельность реализованной продукции уменьшилась на 11,4 процентного пункта (до 6,6 процента), рентабельность продаж - на 4,6 процентного пункта (до 4 процентов).

Наблюдалась значительная дифференциация финансовых показателей организаций различных отраслей экономики. В результате опережающего роста прибыли от реализации продукции (155,7 процента) по сравнению с увеличением себестоимости реализованной продукции (129,2 процента) рентабельность реализованной продукции, работ, услуг увеличилась с 11,8 процента в 2007 году до 14,2 процента в 2008 году, в том числе в промышленности - с 12,9 до 15,3 процента, строительстве - с 9,9 до 11,7 процента, сельском хозяйстве - с 0,8 до 8,4 процента, торговле и общественном питании - с 17,1 до 20,8 процента, на транспорте - с 15,9 до 16 процентов. Снижение рентабельности отмечено в электроэнергетике (на 1,8 процентного пункта), черной металлургии (на 1,5 процентного пункта), машиностроении и металлообработке (на 2,2 процентного пункта), пищевой промышленности (на 4 процентных пункта), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (на 1,4 процентного пункта), связи (на 2,4 процентного пункта) и жилищно-коммунальном хозяйстве (на 0,6 процентного пункта).

Доля организаций, получивших чистый убыток, в их общем количестве составила 4,8 процента против 6,3 процента в 2007 году, а доля нерентабельных - 14,7 и 19,9 процента соответственно.

Вследствие опережающего роста денежных средств на счетах организаций (137,5 процента) по сравнению с ростом просроченной кредиторской задолженности (123,1 процента) текущая платежеспособность повысилась с 156,9 процента на 1 января 2008 г. до 175,2 процента на 1 января 2009 г. Вместе с тем произошло снижение текущей платежеспособности в организациях промышленности с 199,8 до 186 процентов./12, с.5/

Численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек и снизилась по сравнению с началом 2008 года на 6,8 тыс. человек (на 15,4 процента). Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8 процента от экономически активного населения (на конец декабря 2007 г. - 1 процент). В режиме вынужденной неполной занятости в 2008 году работало 140,9 тыс. человек, или 4 процента среднемесячной численности (в 2007 году - 3,4 процента).

Информация о работе Национальный банка в банковской системе