Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:56, курсовая работа
На современном этапе дальнейшее развитие банковской системы зависит от деятельности Национального банка, который выделяется в финансовой системе страны своей главенствующей ролью.
Значимость Национального банка Республики Казахстан состоит в том, что он учитывает в своей деятельности стратегию развития Казахстана до 2030 года, экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 История возникновения, экономическая сущность и значение Национального банка Республики Казахстан
1.2 Функции Национального банка Республики Казахстан
1.3 Деятельность и функции Центрального банка США
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Правовые основы деятельности Национального банка Республики Казахстан
2.2 Анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан за период 2006- 2007 гг.
2.3 Денежно-кредитная политика Национального Банка РК
3. ПРОБЛЕМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Проблемы функционирования деятельности Национального банка Республики Казахстан
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Национального Банка Республики Казахстан в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
-ежемесячный отчет о выполнении пруденциальных нормативов;
-ежемесячный отчет
о выполнении резервных
-ежемесячный отчет
о классификации активов,
-ежемесячный отчет
о размещении части средств
банков второго уровня во
-ежеквартальную регуляторную финансовую отчетность.
Ограничение деловой активности. Это означает ограничение не только доступа в банковскую сферу, но и видов деловой активности, в которых банки имеют право принимать участие. В целях недопущения столкновения интересов, например, согласно банковского законодательства, банкам запрещено участвовать в деятельности, не характерной для них, такой, как торговля, промышленность, сельское хозяйство, а также выступать в роли прямых конкурентов в отношении своих клиентов, где их финансовые возможности дадут им определенные преимущества. Банкам разрешено только инвестировать средства в данные отрасли в целях содействия возвращению выданных кредитов.
Контроль над образованием
филиалов и отделений банков. Ограничение
доступа к депозитам. Национальный
Банк дает разрешение на открытие нового
филиала только в том случае, если
он уверен, что банк располагает
достаточной базой капитала и
квалифицированным
Лимитирование рисков. Этот контроль означает ограничение степени риска, которые банк может взять на себя. Кредитный риск - в этом случае ограничивается максимальный размер кредита на 1-го заемщика. Согласно нашему законодательству максимальный размер риска на одного заемщика составляет 10-25% от капитала банка. Валютный риск-ограничение объемов наличности в иностранной валюте у банков второго уровня для снижения спекуляций и рисков, связанных с колебаниями курсов валют. Процентный риск - контролируется путем востребования данных об изменениях процентных ставок, опубликования данных о несоответствии в сроках платежей.
Требования к достаточности капитала. Капитал служит обеспечением финансовых обязательств акционеров, и для защиты вкладчиков от неожиданных потерь, понесенных банком. Базельский Комитет принял статьи активов, взвешенных с учетом риска и банк должен иметь минимальную 8%-ную стандартную базу капитала.
Объединение информации и координации. В связи со стремлением банков к сохранению коммерческой тайны и нежеланием обмениваться или раскрывать информацию своим конкурентам, значительное преимущество имеет формирование супервизорами централизованного информационного кредитного бюро (кредитный регистр), в функции которого входит оценка достаточности резервов, выявление проблемных направлений в экономике, совершенствование информационной базы банка по оценке кредитов.
В результате такой проводимой работы Национального банка по укреплению банковской системы дало следующие результаты. Второй уровень банковской системы составляет банковский сектор, который на сегодня представлен широкой сетью коммерческих банков и различными кредитными учреждениями. По состоянию на 1 мая 2007 года в республике функционируют 35 банков второго уровня, в том числе 2 государственных (Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана, АО Банк Развития Казахстана), 16 с иностранным участием (включая 10 дочерних банков банков-нерезидентов Республики Казахстан) и 17 отечественных коммерческих банков.
Банковский сектор за годы установления рыночных отношений претерпел большие изменения, что выразилось в количественном сжатии банковской системы (приложение Б). Анализ данной таблицы показывает, что ежегодно количество банков второго уровня сокращалось, при этом резкий рост филиалов наблюдался в 2002 году (6 отозванных лицензий), а в 2007 году ситуация изменилась, что выразилось в стабилизации банков. Результатом такой работы Национального банка в отношении финансово неустойчивых и неплатежеспособных банков стало, с одной стороны, укрепление банковской системы, повышение капитализации и финансовой устойчивости банков, а с другой стороны - значительное уменьшение их числа почти в 2 раза. Из 191 банков, действовавших в стране в 1994 году к сентябрю 2007 года осталось всего 34 т.е. количество банков уменьшилось в 5,4 раза, а число филиалов в 2,9 раза
Особенно тяжело сказался «надзорный пресс» Национального банка на отечественных банках. Если в 1993 г. их насчитывалось 197 или 97 % от общего числа банков, то к настоящему времени осталось 18, что составляет половина общего числа банков. В настоящее время доля банков с иностранным участием составляет 45,7 % или увеличилась на 12,4 пункта по сравнению с 2000 годом.
Вместе с тем, в отличие от банков, постоянно растет количество организаций, осуществляющие отдельные виды банковских операций, что является одним из признаков развития финансового посредничества. При этом количество таких организаций больше всего возросло в 2007 году на 75 учреждений или в 1,4 раза по сравнению с предыдущим годом и составило 251 учреждений. По состоянию на 1 сентября 2007 года их количество достигло 251.
Однако банковский сектор в действующей банковской системе страны является значительным и весомым. На протяжении последних трех лет, начиная с 2006 года, банковский сектор динамично развивается. Продолжаются процессы консолидации и оздоровления банковского сектора, повышении их способности оказывать базовые банковские услуги на клиентском рынке.
Кроме того, в результате
повышения устойчивости банковского
сектора значительно
2.3 Денежно-кредитная политика Национального Банка РК
Национальный Банк Республики Казахстан является органом, определяющим и осуществляющим государственную кредитно-денежную политику Республики Казахстан.
Целью кредитно-денежной политики Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение устойчивости национальной валюты Республики Казахстан; ее покупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам.
Национальный Банк Республики Казахстан может устанавливать целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы в обращении.
Основным инструментом денежно-кредитной политики является:
- Процентные ставки
по операциям Национального
- Норматив минимальных
обязательств, резервов, депонируемых
в Национальном Банке
- Операций на открытом рынке по покупке и продаже государственных ценных бумаг;
- Кредиты банкам и Правительству;
- Интервенции на валютном рынке;
- Введение в исключительных
случаях, прямых
В целях регулирования объемов кредитов, представляемые банками, для снижения рисков неплатежа банками по их обязательствам, а также для защиты интересов вкладчиков и акционеров банков, Национальным Банком Республики Казахстан используется механизм резервных требований.
Норматив резервных требований рассчитывается как процент от общей суммы обязательств перед банками и устанавливается в размере не более 40%. Под операцией на открытом рынке понимаются купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг, осуществляемые с целью регулирования объема денежных масс.
Национальный Банк
Республики Казахстан вправе предоставлять
Правительству краткосрочные
В качестве инструментов
регулирования краткосрочной
национальный банк казахстан
Сравнительная характеристика
экономических и динамических показателей
приведена в нижеследующей
Рисунок 1 - Динамика макроэкономических
показателей Национального
Данная диаграмма
показывает динамику основных макроэкономических
показателей Национального
- золотовалютные резервы выросли 125,9 млрд. тенге, то есть на 18,5%;
- денежная база увеличилась с 248,2 до 356,8 на 108,6, то есть на 43,8%;
- денежная масса выросла на 663,5, т.е. на 68,3%;
- количество вкладов в Национальном банке выросло с 1255,4 до 732,5, что на 71,8% больше, чем в 2006 году;
- объем кредитов в Национальном банке вырос на 51,7%.
Все эти показатели указывают как на общий рост и подъем Национального банка РК, так и на подъем в экономике и жизни населения. При этом тем инфляции составлял: в 2006 году 2,1% в год, а в 2007 году - 0,8% в год, что означает поддержание главного приоритета Национального банка - снижение темпов инфляции.
3. ПРОБЛЕМЫ
И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО
3.1
Проблемы функционирования
В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Национального банка области надзора за банковским сектором ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики. Однако в деятельности Национального банка имеются еще проблемы, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня.
В области развития
банковского сектора
Кроме того, не на достаточном
уровне работа Национального банка
по обеспечению адекватного
В 2007 году создание самостоятельного
единого регулирующего органа по
надзору за финансовым рынком, в
рамках которого будут осуществляться
оперативный контроль за всеми финансовыми
институтами и комплексная
Принятие законопроектов
«Об акционерных обществах» и
«О рынке ценных бумаг», разрабатываемый
в настоящее время закон "Об
инвестиционных и паевых фондах"
и ориентированный на создание условий
для привлечения к
Развитие фондового
рынка, а также соответствующий
рост операций банков с ценными бумагами
диктуют необходимость
До сих пор не
приняты меры по стимулированию развития
таких финансовых инструментов, как
ипотечные облигации, агентские
ценные бумаги, краткосрочные коммерческие
ценные бумаги и другие. В целях
развития коллективного инвестирования
планируется устранить двойное
налогообложение доходов