Национальный банк РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе дальнейшее развитие банковской системы зависит от деятельности Национального банка, который выделяется в финансовой системе страны своей главенствующей ролью.
Значимость Национального банка Республики Казахстан состоит в том, что он учитывает в своей деятельности стратегию развития Казахстана до 2030 года, экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 История возникновения, экономическая сущность и значение Национального банка Республики Казахстан
1.2 Функции Национального банка Республики Казахстан
1.3 Деятельность и функции Центрального банка США
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Правовые основы деятельности Национального банка Республики Казахстан
2.2 Анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан за период 2006- 2007 гг.
2.3 Денежно-кредитная политика Национального Банка РК
3. ПРОБЛЕМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Проблемы функционирования деятельности Национального банка Республики Казахстан
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Национального Банка Республики Казахстан в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

+НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.docx

— 57.34 Кб (Скачать)

Национальный  Банк Казахстана имеет  печать с изображением Государственного герба  Республики Казахстан  и со своим наименованием. Структурные подразделения  Национального Банка  Казахстана, имеющие  статус юридического лица, имеют свою печать. Национальный Банк Казахстана имеет  собственную эмблему.

Таким образом, правовой статус Национального банка  Республики определен  как центральный  банк и представляет собой первый уровень  банковской системы, осуществляющий таким  образом денежно-кредитную, валютную политику государства, а также выполняющим  контроль за банковско-финансовой системой. Насколько  деятельность Национального  банка республики Казахстан действенна и эффективна рассмотрим на основе анализа  его деятельности за период 2006 -2007 годы. Данный анализ показан  в следующей главе [5, c.40].

2.2 Анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан за период 2006- 2007 гг.

Анализ  деятельности Национального  банка Республики Казахстан показывает, что в 2006 -2007 годах  приоритетом денежно-кредитной  политики Национального  Банка было поддержание  низких темпов инфляции. В 2005 году была продолжена политика свободно плавающего обменного курса  тенге.

В качестве инструментов регулирования краткосрочной  ликвидности банковской системы использовались: операции с краткосрочными нотами, операции с  государственными ценными  бумагами на открытом рынке, регулирование  официальных ставок, рефинансирование банков путем переучета  векселей, предоставление банкам краткосрочных  кредитов на поддержание  ликвидности (дневных  и овернайт).

Для сглаживания резких краткосрочных колебаний  обменного курса  тенге и предотвращения чрезмерного укрепления курса тенге проводились  операции на внутреннем валютном рынке.

Сохранение  умеренных темпов девальвации тенге  способствовало дальнейшему  восстановлению ценовых  паритетов по отношению  к странам - основным торговым партнерам. Относительно стран  СНГ индекс реального  эффективного обменного  курса тенге (REER) снизился с начала года на 7,6%, что было связано  с реальным укреплением  российского рубля  на 8,5%.

В целом за год тенге  реально укрепился  по отношению к  корзине валют  остальных стран  на 16% (в основном по причине девальвации  евро на 11,3% в среднем  за год). В итоге  за 2007 год по группе 20 стран - торговых партнеров  индекс REER повысился  всего на 2,8%.

С целью ориентации банков второго уровня на снижение ставок по кредитам Национальный Банк в течение  года поддерживал  ставку рефинансирования слабо положительной  в реальном выражении  и понижал официальные  ставки. За год ставка рефинансирования снизилась  с 18% до 14%, ставка по кредитам "овернайт" - с 27 до 21%, ставка по операциям "репо" - с 23 до 19%.

Для осуществления Национальным Банком операций по переучету векселей с 20 июня 2007 года была введена и установлена  на уровне 12,5% официальная  учетная (дисконтная) ставка.

Для обеспечения равновесия денежного рынка  и регулирования  ликвидности банков с 01.05.06 г. норма обязательных резервов банков была снижена с 10 до 8% от общих депозитных обязательств банка  перед небанковскими  юридическими и физическими  лицами.

Снижение  минимальных резервных  требований не привело  к ослаблению защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков, а напротив, позволило  банкам более эффективно распоряжаться привлеченными  средствами и увеличить  кредитование реального  сектора экономики.

Операции  на открытом рынке. С  целью регулирования  ликвидности в  банковской системе  и стерилизации денежной массы в 2007 году Национальным Банком проводились  на открытом рынке  операции по покупке  и продаже ценных бумаг, операции РЕПО и обратного РЕПО

В 2007 году механизм валютного  регулирования и  контроля совершенствовался  с учетом ситуации на внешнем и внутреннем валютном рынке, развития новых финансовых инструментов, изменения  условий и конъюнктуры  инвестирования [7, c.102].

Функционирование  Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты РК по вопросам валютного регулирования" создало возможность  выработки более  гибкого механизма  регулирования путей  оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение  которых повлекло за собой наказание  в соответствии с  валютным законодательством.

Изъятие субъектов банковской и страховой деятельности из сферы малого предпринимательства  позволило усилить  надзор за данными  организациями, изменить требования к их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и защиты интересов потребителей.

Была  продолжена работа по совершенствованию  экспортно-импортного валютного контроля. Национальным Банком были разработаны  предложения по совершенствованию  механизма экспортно-импортного валютного контроля, а также проект новой редакции Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

В Инструкции нашли  отражение вопросы, ранее не урегулированные  законодательством: порядок осуществления  валютного контроля по экспортно-импортным  сделкам, предусматривающий  использование вексельной формы расчетов, основания  и порядок закрытия паспортов сделок. Кроме того, разграничены компетенция, функции  и полномочия органов  и агентов валютного  контроля, а также  изменены направления  информационных потоков  между ними.

Практическая  реализация внесенных  предложений позволило  усилить контроль за поступлением в  страну экспортной выручки  и товаров в  счет погашения платежей по импорту.

Для усиления мониторинга  за движением иностранной  валюты по проводимым экспортно-импортным  операциям, введены  два новых вида лицензируемых операций - зачисление иностранной  валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих  лиц, а также получение  резидентами экспортной валютной выручки  в срок свыше 120 дней.

В целях реализации правительственной  программы развития рынка ценных бумаг, был введен упрощенный порядок лицензирования таких операций для  компаний по управлению пенсионными активами. В 2007 году выдано 6 генеральных  лицензий на инвестирование пенсионных активов  в ценные бумаги, эмитируемые нерезидентами.

Необходимость унификации требований по вывозу наличной иностранной валюты в странах-участниках Таможенного союза  потребовала внесения изменений по представлению  физическими лицами документов о легальности  происхождения валюты при ее вывозе из Республики Казахстан. Если ранее требовалось  предоставление в  таможенные органы документов на всю сумму вывозимой  валюты, то теперь представляются документы только на сумму, превышающую  установленный лимит. В Республике Казахстан  норма вывоза наличной иностранной валюты составляет эквивалент 3 тыс. долл. США.

Одной из основных форм валютного  контроля была проверка соблюдения норм валютного  законодательства субъектами валютного рынка. Проведено 15 проверок банков, 3 проверки юридических  лиц, рассмотрено 461 материалов проверок уполномоченных организаций  и 10 материалов проверок уполномоченных банков, проведенных областными филиалами Национального  Банка.

Увеличилось количество юридических  лиц, обратившихся в  Национальный Банк за лицензией на проведение операций, связанных  с движением капитала. Так, если в 2006году была выдана 121 лицензия на проведение таких  операций, то в 2007 году было выдано 214 таких  лицензий. В структуре  выданных лицензий отмечена тенденция роста  количества лицензий на кредитование нерезидентов по импортным сделкам, что объясняется  увеличением охвата валютным контролем  импортных сделок.

Денежно-кредитная  статистика характеризует  изменение денежной массы, объема депозитов, а также объем  выданных кредитов в  экономику (Приложение А). Анализ данных показывает, что важнейшим  количественным показателем  денежного обращения  является денежная масса, представляющая собой  совокупный объем  покупательных и  платежеспособных средств, обслуживающих хозяйственный  оборот. Так по состоянию  на 1.09.2007 совокупный объем денежной массы  по сравнению с 2007 годом возрос в 1,2 раза; по сравнению  с 2006 годом - в 2,0 раза и составил на 1.09.05 года 1974,7 млрд. тенге. При этом денежная база (наличные деньги) увеличились по состоянию  на 1.09.05 года по сравнению  с 2007 годом на 42,7 млрд. тенге или 1,1 раза; по сравнению с 2006 годом в 1,6 раза и  составили на 1 сентября 2007 года в сумме 399,5 млрд. тенге

Невысокие темпы роста наличных денег объясняется  ростом в обращении  платежных карточек, что способствует увеличению безналичного оборота в средствах  расчета. Таким образом, стабильность денежной единицы, соответствие её массы потребностям экономики является важнейшим показателем  сбалансированной денежной политики банков, важнейшим  компонентом того, насколько деятельность банков отвечает назначению экономике [9, c.76].

Анализ  других показателей  деятельности банковского  сектора также  характеризует тенденцию  укрепления банковской системы, которая  продолжает укрепляться. Высокими темпами  роста характеризуются  такие показатели как депозиты (за 9 месяцев 2007 года рост на 16,8% ) , кредиты  в экономику (за 9 месяцев 2007 года рост на 13,7% ). Таким образом, произведенный анализ основных макроэкономических показателей Национального  банка показал  в целом позитивное влияние на экономику  страны. Поэтому проведем оценку деятельности Национального банка  как банка, координирующего  деятельность коммерческих банков.

Деятельность  Национального банка  Республики Казахстан  отражается, прежде всего, на укреплении и эффективной  деятельности банков второго уровня, поскольку  банковская система - одна из важнейших  и неотъемлемых структур рыночной экономики. Реформирование банковской системы происходило  на протяжении всех лет рыночной экономики  и по настоящее  время продолжается работа по консолидации деятельности банковского  сектора. На начальном  этапе реформирования банковской системы  в республике действовало  более 200 коммерческих банков, из которых  больше половины страдала хронической недостаточностью капитала, что привело  к невыполнению пруденциальных предписаний Национального  Банка, многие из них  не справлялись с  проблемой поддержания  своей текущей  ликвидности, и это  привело к несвоевременному выполнению обязательств перед клиентами  и вкладчиками. Первостепенной задачей Национального  банка являлось недопущение  аналогичных недостатков  и просчетов в  банковской системе  республики.

Национальный  банк достаточно четко  осуществляет свои функции  по отношению к  банкам второго уровня, это прослеживается через принимаемые  решения и дополнения к существующему  законодательству. С  каждым годом усиливаются  требования Национального  банка к качеству банковской сферы. Одним  из таких требований является Программа  перехода банков второго  уровня к международным  стандартам, предусматривающая  обязательную реорганизацию  или ликвидацию слабых банков, которые не выдерживают требования программ и правил Национального банка  страны.

Процесс лицензирования, проводимый Национальным банком, заключается  в следующем:

а) минимальное требование к капиталу - данное ограничение  может быть установлено на высоком  уровне в целях ограничения доступа  в сферу банковской деятельности; либо ограничивается количество выдаваемых лицензий;

б) качество руководящего состава - для этого создана Квалификационная комиссия Национального банка, состоящая  из представителей разных структурных  подразделений Национального банка  и проводящая согласование кандидатур после прохождения ими предварительного компьютерного тестирования;

в) ограничение прав собственности - во многих странах, право  владения банками полностью или  в большей мере предоставляется  гражданам данной страны. В некоторых  странах не более 5% оплаченного акционерного капитала банка может находиться в индивидуальной собственности, у  нас акционеры могут владеть  не более, чем 25% акций банка с  правом голоса. В случае, если группа акционеров капитала банка, заявит о  намерении принять на себя управление банком, разрешение на это должно быть получено у властей.

После завершения предварительных  работ по организации деятельности банка процесс регулирования  включает в себя мониторинг и управление деятельностью банка в соответствии с установленными правилами и  инструкциями. Это включает в себя следующее:

Раскрытие информации. Это необходимо для того, чтобы  Национальный банк мог осуществлять эффективный банковский надзор, анализируя предоставленную банками второго  уровня информацию. Важным моментом в  этой области с целью преодоления  проблемы недостатка ясности является разработка унифицированных стандартов учета и требований по раскрытию  информации, а также внедрение  компьютерных систем представления, сбора  и анализа данных. Таким образом, обеспечивается постоянное обновление данных о деятельности банков и возможность  предупредить общественность о тенденциях в этой области.

В Департамент банковского  надзора банки второго уровня предоставляют следующие основные формы отчетности:

-ежедневный баланс  по форме 700 Н;

-еженедельный отчет  о выполнении лимитов открытой  валютной позиции, сведения о  проводимых банком форвардных, своп, и спот сделках;

-еженедельный отчет  о выполнении текущей ликвидности  (таблица сравнения сроков активов  и обязательств);

Информация о работе Национальный банк РК