Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика является исторически сложившейся системой
общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и
видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы
общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер:
материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Оглавление

Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1. Цели национальной экономики
2. Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

капитал, рабочую силу — на рынок ресурсов и потребляют (покупают) товары  и

услуги.

   Предпринимательские фирмы покупают  необходимые  для  своей  деятельности

ресурсы, продают произведенные ими товары и услуги.

   Государственный сектор производит общественные  блага:  науку,  культуру,

обеспечивает оборону  страны,  производственную  инфраструктуру  —  дороги,

служебную связь, транспорт и многое другое. Для этого он закупает  ресурсы,

товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором.

      Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и

услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы, инвестиций (закупка

оборудования).

  Государственный сектор несет  расходы  на  оплату  труда  государственных

служащих, закупку товаров и  услуг,  выплаты  домашним  хозяйствам  в  виде

пенсий и пособий, дотации предпринимательскому сектору. Источником  доходов

государства   являются   налоги,   взимаемые   с   домашних   хозяйств    и

предпринимательского  сектора.  Кроме  того,  государство  в  лице   своего

центрального банка создает предложение денег путем  их  эмиссии,  а  каждый

субъект  взаимодействует  с  другими  путем  кредитования  и  заимствования

денежных средств.

   Т.о., поток денег включает в себя два потока: доходов и расходов,  каждый

из них равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе.

Поэтому, измерив поток денежных расходов или  доходов,  мы  определим  весь

объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т. е. НП.  НП  в  денежной

форме есть  общая  стоимость  товаров  и  услуг,  произведенных  нацией  за

определенный период.

   Основные макроэкономические показатели здесь  —  совокупный  общественный

продукт (СОП), валовой общественный продукт,НД.

  Весь продукт,  созданный  в  материальном  производстве  за  определенный

период (обычно за год), называется совокупным  общественным  продуктом.  Он

создается в первичных производственных звеньях национальной  экономики:  на

предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.

  Выделяют  натуральную  и  стоимостную  формы  совокупного   общественного

продукта. В натуральной форме он представляет собой средства производства и

предметы потребления. По стоимости совокупный общественный продукт  делится

на  стоимость  средств  производства,  перенесенную  на   готовый   продукт

(амортизационные отчисления и материалы), и вновь созданную стоимость,  или

НД. Стоимостное выражение совокупного  общественного  продукта  может  быть

рассчитано по формуле СОП = СП + НД,

  где СП — перенесенная стоимость средств производства;

         НД — национальный доход. Совокупный общественный продукт выступает

в форме валового общественного и конечного продуктов.

  Валовой общественный продукт представляет  собой  совокупность  продуктов

отдельных предприятий,  поступающих  через  экономический  оборот  в  сферу

потребления. Поскольку валовой общественный продукт  состоит  из  продукции

отдельных  предприятий,  связанных  между  собой  разделением   труда,   он

неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция,  например

сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы и другие изделия,  передается

другим предприятиям для производства их продукции и  поэтому  ее  стоимость

учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы

получить достоверную величину НП, надо избавиться от  повторного  счета,  а

для этого нужно подсчитать все материальные  затраты  в  производстве  один

раз.

  Валовой общественный продукт, очищенный от повторного  счета,  называется

конечным  продуктом.  Конечный  продукт  —  это  часть  стоимости  валового

общественного  продукта,  используемая  на  цели   потребления   населения,

восстановление  потребленных  в  течение  года   средств   производства   и

накопление. По натурально-вещественному составу конечный  продукт  включает

созданные в течение года предметы потребления, средства труда  и  ту  часть

предметов  труда,  которая  используется   для   резервных,   страховых   и

переходящих запасов, а также продукцию на экспорт.

   В марксистской теории  используется  понятие  "промежуточный  продукт"  —

часть валового очищенного продукта, который расходуется в течение  года  на

текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, комплектующие детали

и узлы, полуфабрикаты и др.

   В соответствии с марксистской методологией вся вновь созданная  стоимость

в материальном производстве представляет собой  НД.  НД  имеет  две  формы:

натуральную и  стоимостную.  В  натуральной  форме  он  представляет  собой

предметы потребления для удовлетворения  личных  потребностей  населения  и

средства производства для расширения производства. В стоимостной  форме  НД

выступает как  сумма  необходимого  и  прибавочного  продукта.  Необходимый

продукт обеспечивает воспроизводство рабочей  силы  и  существует  в  форме

оплаты по  труду,  выплат  и  льгот  из  общественных  фондов  потребления.

Прибавочный продукт предназначен  для  расширения  производства,  т.е.  для

закупки средств производства и найма дополнительной рабочей силы,  а  также

на содержание  непроизводственной  сферы,  создание  страховых  резервов  и

запасов и другие цели.

    В  ходе  осуществляемых  в  Беларуси  экономических  преобразований   по

формированию социально ориентированной рыночной экономики правительственным

органам следует определять эффективность своей деятельности мерой реального

роста уровня жизни населения, ибо «человек, его права, свободы  и  гарантии

их реализации являются высшей ценностью и  целью  общества  и  государства»

(ст. 2 Конституции Республики Беларусь). О  государственной  же  и  частной

формах собственности в ст. 13 Основного закона говорится, что  «государство

предоставляет всем равные права  для  осуществления  хозяйственной  и  иной

деятельности, кроме запрещенной законом,  и  гарантирует  равную  защиту  и

равные  условия  для  развития  всех   форм   собственности».   Государство

гарантирует всем равные возможности использования способностей и  имущества

для предпринимательской  и  иной,  не  запрещенной  законом,  экономической

деятельности,  а  также  право  участвовать  в  управлении   предприятиями,

организациями и учреждениями с целью повышения эффективности  их  работы  и

своего благосостояния.

Анализ отдельных законодательных актов, принятых в последние годы  органами

власти нашей страны, свидетельствует  о  том,  что  экономическая  политика

правительства  все  больше  ориентируется   на   ограничение   со   стороны

государства рыночных механизмов развития  экономики.  Так,  почти  свернута

программа разгосударствления и приватизации; предприятия  негосударственных

форм собственности  посредством  глобального  лицензирования,  перманентной

перерегистрации и труднопереносимых методов фискальной,  денежно-кредитной,

ценовой политики всячески вытесняются из легального коммерческого  оборота.

Три обстоятельства, которые недостаточно  учитываются  в  трансформационный

период управляющими органами республики при принятии  решений,  сводятся  к

тому, что,

     во-первых, экономическая система страны - это не замкнутая, а открытая

система, рано или поздно интегрирующаяся в мировое рыночное хозяйство.

     во-вторых, нельзя менять складывающиеся «правила игры»  (хозяйственное

законодательство) так часто. Хорош тот закон, который всеми выполняется,  а

не тот, который постоянно изменяется и  дополняется.  Так  мы  не  создадим

правового государства  и  законопослушных  граждан,  включая  хозяйствующих

субъектов.

    в-третьих, законодатели не всегда принимают во внимание, что чем  лучше

тот или иной закон учитывает материальные интересы  населения  страны,  тем

богаче становится государство. Например, либерализация цен  в  Беларуси  (в

отличие от других стран СНГ и государств Балтии) сочеталась и сочетается  с

сохранением регулируемых цен на значительное количество продовольственных и

многих непродовольственных  товаров.  В  результате  происходит  увеличение

вывоза этих товаров в соседние страны, обостряется дефицит и растут цены на

внутреннем рынке.

Структурные изменения на микроэкономическом уровне приводят к

приспособлению, постепенным переменам и переходу к рыночному хозяйству.

Однако реструктуризация - многоаспектный процесс, охватывающий структуру

собственности, организационную, финансовую, структуры административного

управления, занятости, структуру производства, - без содействия

государственных органов власти превратится в длительный процесс. Рыночная

экономика будет расширяться по мере увеличения доли предприятий с частной

формой собственности, укрепления финансово-хозяйственной автономии

предприятий, легализации их целевой установки на получение максимальной

прибыли на вложенный капитал, развития и расширения конкуренции с другими

предприятиями с целью привлечения покупателей.

    Сознательно  или  интуитивно,  но  управление   экономикой   в   период

всевозрастающего   включения   в   нее   элементов   рыночного    механизма

осуществляется хотя и не всегда достаточно успешно, но все же с применением

экономических рычагов.

    Залогом эффективного государственного управления на  макроэкономическом

уровне являются стабилизация цен, достижение  полной  занятости  населения,

рациональные внешнеторговый и платежный балансы,  экономический  рост.  Это

означает, что объектами  государственного  управления  (анализа,  прогноза,

контроля и регулирования) выступают:

     во-первых, уровень, соотношения и динамика цен  на  товары,  работы  и

услуги;

    во-вторых,  уровень   безработицы,   создание   новых   рабочих   мест,

государственная поддержка подготовки и переподготовки кадров в соответствии

с  требованиями  индустриального  развития  города  и  села  в   Республике

Беларусь;

      в-третьих,,  рациональное   государственное   регулирование   внешней

торговли  с  помощью  финансовых  рычагов  (налогов,  субсидий,  таможенной

политики),  международных   перевозок,   займов,   туризма,   других   форм

внешнеэкономических связей;

     в-четвертых, обеспечение мотивации к экономическому  росту,  основными

показателями которого являются динамика  валового  внутреннего  продукта  и

национального дохода, рост накопления национального богатства.

    Не надо быть особенно компетентным в этих вопросах,  чтобы  понять,  что

основную роль в решении всех указанных  экономических  функций  государства

играют деньги,  выступающие  и  как  средство  обращения,  и  как  средство

измерения стоимости, и как средство накопления. Прочность всего  фундамента

экономики  зависит  от  эффективности  государственного   управления:   чем

эффективнее управление экономикой,  тем  прочнее  национальная  валюта,  ее

конвертируемость,   превращение   в   самый   желанный   товар,    движущий

экономический мотив в трудовой  деятельности,  независимо  от  собственника

средств производства и факторов производства.

    Не  вызывает  сомнения  тот   факт,   что   роль   денег   в   механизме

функционирования рыночной экономики как на  микроэкономическом,  так  и  на

макроэкономическом уровнях сегодня становится преобладающей.

    В национальном хозяйстве  происходит  процесс  кругооборота  доходов  и

продуктов: потоки денежных доходов  движутся  навстречу  потоку  продуктов,

обеспечивая обращение на рынках продуктов и ресурсов. Результатом обращения

является конечное потребление и накопление в фирмах и  на  предприятиях,  а

также в домашних хозяйствах (см. рис.).

    Анализ и измерение денежных потоков домашних  хозяйств  для  реализации

готовых товаров и услуг, денежная оценка потоков ресурсов  и  промежуточных

товаров, входящих в рынки продуктов  и  ресурсов,  для  измерения  валового

внутреннего  продукта  и  составления  баланса  национального  богатства  и

являются объектами национальной системы счетоводства.

    Под ресурсами  понимаются  факторы  производства,  а  денежные  платежи

принимают форму заработной платы, процентного дохода, ренты, налога и т.п.

    В СНС ресурсы представлены в правой их части в денежном выражении, а их

использование - в левой части.

    Под готовыми товарами и услугами подразумеваются  товары  и  услуги  для

продажи потребителям, которые  их  используют  для  конечного  потребления,

частных инвестиций, государственных закупок или на экспорт.  В  отличие  от

готовых товаров и услуг, существуют промежуточные товары, услуги и  работы,

которые покупаются на рынке с целью последующего их использования  в  форме

ресурсов производства других товаров. В нашей терминологии близким понятием

промежуточных   товаров   являются   материальные   затраты   в    процессе

хозяйственной деятельности, представляющие собой  перенесенную  на  готовый

продукт стоимость.

Совокупность промежуточных товаров, рабочей  силы,  производственных  услуг

(материальных  и  нематериальных)  и  основного  капитала,  включая  землю,

выступает в форме ресурсов для предпринимательской деятельности,  реального

сектора экономики - сектора нефинансовых  предприятий.  Поток  расходов  на

ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор  домашних

хозяйств в виде НД, т.е. всей  суммы  заработной  платы,  рентных  платежей

Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития