Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:08, курсовая работа
Национальная экономика является исторически сложившейся системой
общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и
видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы
общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер:
материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1. Цели национальной экономики
2. Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
капитал, рабочую силу — на рынок ресурсов и потребляют (покупают) товары и
услуги.
Предпринимательские фирмы покупают необходимые для своей деятельности
ресурсы, продают произведенные ими товары и услуги.
Государственный сектор производит общественные блага: науку, культуру,
обеспечивает оборону страны, производственную инфраструктуру — дороги,
служебную связь, транспорт и многое другое. Для этого он закупает ресурсы,
товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором.
Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и
услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы, инвестиций (закупка
оборудования).
Государственный сектор несет расходы на оплату труда государственных
служащих, закупку товаров и услуг, выплаты домашним хозяйствам в виде
пенсий и пособий, дотации предпринимательскому сектору. Источником доходов
государства являются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и
предпринимательского сектора. Кроме того, государство в лице своего
центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый
субъект взаимодействует с другими путем кредитования и заимствования
денежных средств.
Т.о., поток денег включает в себя два потока: доходов и расходов, каждый
из них равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе.
Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, мы определим весь
объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т. е. НП. НП в денежной
форме есть общая стоимость товаров и услуг, произведенных нацией за
определенный период.
Основные макроэкономические показатели здесь — совокупный общественный
продукт (СОП), валовой общественный продукт,НД.
Весь продукт, созданный в материальном производстве за определенный
период (обычно за год), называется совокупным общественным продуктом. Он
создается в первичных производственных звеньях национальной экономики: на
предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.
Выделяют натуральную и стоимостную формы совокупного общественного
продукта. В натуральной форме он представляет собой средства производства и
предметы потребления. По стоимости совокупный общественный продукт делится
на стоимость средств производства, перенесенную на готовый продукт
(амортизационные отчисления и материалы), и вновь созданную стоимость, или
НД. Стоимостное выражение совокупного общественного продукта может быть
рассчитано по формуле СОП = СП + НД,
где СП — перенесенная стоимость средств производства;
НД — национальный доход. Совокупный общественный продукт выступает
в форме валового общественного и конечного продуктов.
Валовой общественный продукт представляет собой совокупность продуктов
отдельных предприятий, поступающих через экономический оборот в сферу
потребления. Поскольку валовой общественный продукт состоит из продукции
отдельных предприятий, связанных между собой разделением труда, он
неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция, например
сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы и другие изделия, передается
другим предприятиям для производства их продукции и поэтому ее стоимость
учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы
получить достоверную величину НП, надо избавиться от повторного счета, а
для этого нужно подсчитать все материальные затраты в производстве один
раз.
Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счета, называется
конечным продуктом. Конечный продукт — это часть стоимости валового
общественного продукта, используемая на цели потребления населения,
восстановление потребленных в течение года средств производства и
накопление. По натурально-вещественному составу конечный продукт включает
созданные в течение года предметы потребления, средства труда и ту часть
предметов труда, которая используется для резервных, страховых и
переходящих запасов, а также продукцию на экспорт.
В марксистской теории используется понятие "промежуточный продукт" —
часть валового очищенного продукта, который расходуется в течение года на
текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, комплектующие детали
и узлы, полуфабрикаты и др.
В соответствии с марксистской методологией вся вновь созданная стоимость
в материальном производстве представляет собой НД. НД имеет две формы:
натуральную и стоимостную. В натуральной форме он представляет собой
предметы потребления для удовлетворения личных потребностей населения и
средства производства для расширения производства. В стоимостной форме НД
выступает как сумма необходимого и прибавочного продукта. Необходимый
продукт обеспечивает воспроизводство рабочей силы и существует в форме
оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потребления.
Прибавочный продукт предназначен для расширения производства, т.е. для
закупки средств производства и найма дополнительной рабочей силы, а также
на содержание непроизводственной сферы, создание страховых резервов и
запасов и другие цели.
В ходе осуществляемых в Беларуси экономических преобразований по
формированию социально ориентированной рыночной экономики правительственным
органам следует определять эффективность своей деятельности мерой реального
роста уровня жизни населения, ибо «человек, его права, свободы и гарантии
их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
(ст. 2 Конституции Республики Беларусь). О государственной же и частной
формах собственности в ст. 13 Основного закона говорится, что «государство
предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной
деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и
равные условия для развития всех форм собственности». Государство
гарантирует всем равные возможности использования способностей и имущества
для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической
деятельности, а также право участвовать в управлении предприятиями,
организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и
своего благосостояния.
Анализ отдельных законодательных актов, принятых в последние годы органами
власти нашей страны, свидетельствует о том, что экономическая политика
правительства все больше ориентируется на ограничение со стороны
государства рыночных механизмов развития экономики. Так, почти свернута
программа разгосударствления и приватизации; предприятия негосударственных
форм собственности посредством глобального лицензирования, перманентной
перерегистрации и труднопереносимых методов фискальной, денежно-кредитной,
ценовой политики всячески вытесняются из легального коммерческого оборота.
Три обстоятельства, которые недостаточно учитываются в трансформационный
период управляющими органами республики при принятии решений, сводятся к
тому, что,
во-первых, экономическая система страны - это не замкнутая, а открытая
система, рано или поздно интегрирующаяся в мировое рыночное хозяйство.
во-вторых, нельзя менять складывающиеся «правила игры» (хозяйственное
законодательство) так часто. Хорош тот закон, который всеми выполняется, а
не тот, который постоянно изменяется и дополняется. Так мы не создадим
правового государства и законопослушных граждан, включая хозяйствующих
субъектов.
в-третьих, законодатели не всегда принимают во внимание, что чем лучше
тот или иной закон учитывает материальные интересы населения страны, тем
богаче становится государство. Например, либерализация цен в Беларуси (в
отличие от других стран СНГ и государств Балтии) сочеталась и сочетается с
сохранением регулируемых цен на значительное количество продовольственных и
многих непродовольственных товаров. В результате происходит увеличение
вывоза этих товаров в соседние страны, обостряется дефицит и растут цены на
внутреннем рынке.
Структурные изменения на микроэкономическом уровне приводят к
приспособлению, постепенным переменам и переходу к рыночному хозяйству.
Однако реструктуризация - многоаспектный процесс, охватывающий структуру
собственности, организационную, финансовую, структуры административного
управления, занятости, структуру производства, - без содействия
государственных органов власти превратится в длительный процесс. Рыночная
экономика будет расширяться по мере увеличения доли предприятий с частной
формой собственности, укрепления финансово-хозяйственной автономии
предприятий, легализации их целевой установки на получение максимальной
прибыли на вложенный капитал, развития и расширения конкуренции с другими
предприятиями с целью привлечения покупателей.
Сознательно или интуитивно, но управление экономикой в период
всевозрастающего включения в нее элементов рыночного механизма
осуществляется хотя и не всегда достаточно успешно, но все же с применением
экономических рычагов.
Залогом эффективного государственного управления на макроэкономическом
уровне являются стабилизация цен, достижение полной занятости населения,
рациональные внешнеторговый и платежный балансы, экономический рост. Это
означает, что объектами государственного управления (анализа, прогноза,
контроля и регулирования) выступают:
во-первых, уровень, соотношения и динамика цен на товары, работы и
услуги;
во-вторых, уровень безработицы, создание новых рабочих мест,
государственная поддержка подготовки и переподготовки кадров в соответствии
с требованиями индустриального развития города и села в Республике
Беларусь;
в-третьих,, рациональное государственное регулирование внешней
торговли с помощью финансовых рычагов (налогов, субсидий, таможенной
политики), международных перевозок, займов, туризма, других форм
внешнеэкономических связей;
в-четвертых, обеспечение мотивации к экономическому росту, основными
показателями которого являются динамика валового внутреннего продукта и
национального дохода, рост накопления национального богатства.
Не надо быть особенно компетентным в этих вопросах, чтобы понять, что
основную роль в решении всех указанных экономических функций государства
играют деньги, выступающие и как средство обращения, и как средство
измерения стоимости, и как средство накопления. Прочность всего фундамента
экономики зависит от эффективности государственного управления: чем
эффективнее управление экономикой, тем прочнее национальная валюта, ее
конвертируемость, превращение в самый желанный товар, движущий
экономический мотив в трудовой деятельности, независимо от собственника
средств производства и факторов производства.
Не вызывает сомнения тот факт, что роль денег в механизме
функционирования рыночной экономики как на микроэкономическом, так и на
макроэкономическом уровнях сегодня становится преобладающей.
В национальном хозяйстве происходит процесс кругооборота доходов и
продуктов: потоки денежных доходов движутся навстречу потоку продуктов,
обеспечивая обращение на рынках продуктов и ресурсов. Результатом обращения
является конечное потребление и накопление в фирмах и на предприятиях, а
также в домашних хозяйствах (см. рис.).
Анализ и измерение денежных потоков домашних хозяйств для реализации
готовых товаров и услуг, денежная оценка потоков ресурсов и промежуточных
товаров, входящих в рынки продуктов и ресурсов, для измерения валового
внутреннего продукта и составления баланса национального богатства и
являются объектами национальной системы счетоводства.
Под ресурсами понимаются факторы производства, а денежные платежи
принимают форму заработной платы, процентного дохода, ренты, налога и т.п.
В СНС ресурсы представлены в правой их части в денежном выражении, а их
использование - в левой части.
Под готовыми товарами и услугами подразумеваются товары и услуги для
продажи потребителям, которые их используют для конечного потребления,
частных инвестиций, государственных закупок или на экспорт. В отличие от
готовых товаров и услуг, существуют промежуточные товары, услуги и работы,
которые покупаются на рынке с целью последующего их использования в форме
ресурсов производства других товаров. В нашей терминологии близким понятием
промежуточных товаров являются материальные затраты в процессе
хозяйственной деятельности, представляющие собой перенесенную на готовый
продукт стоимость.
Совокупность промежуточных товаров, рабочей силы, производственных услуг
(материальных и нематериальных) и основного капитала, включая землю,
выступает в форме ресурсов для предпринимательской деятельности, реального
сектора экономики - сектора нефинансовых предприятий. Поток расходов на
ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор домашних
хозяйств в виде НД, т.е. всей суммы заработной платы, рентных платежей
Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития