Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:08, курсовая работа
Национальная экономика является исторически сложившейся системой
общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и
видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы
общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер:
материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1. Цели национальной экономики
2. Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень -
дополнительные профессиональные пенсионные системы -будет формироваться на
накопительных принципах.
Важной задачей является создание эффективной системы социальной помощи
реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей
гарантированный государством уровень социальной защиты. Предполагается
дальнейшее совершенствование порядка предоставления выплат и льгот и их
дифференциация в зависимости от вида льгот, категории граждан,
среднедушевого дохода, состава семьи.
Для достижения ориентиров и целевых показателей социальной политики
предусматривается соответствующее развитие отраслей социально-культурного
комплекса.
Первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию системы
здравоохранения как одному из важнейших приоритетных направлений социально-
экономического развития страны. Главная цель здесь - удовлетворение
потребностей населения в доступной лечебно-медицинской и лекарственной
помощи; для ее реализации необходимо решить следующие задачи:
- создание эффективной системы здравоохранения, обеспечивающей
конституционное право каждого гражданина страны на качественную
медицинскую помощь при сохранении принципа бесплатности;
- реорганизация системы оказания стационарной помощи на основе
распределения количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-
диагностического процесса;
- создание условий для расширения потребительского выбора медицинских
услуг;
- сохранение адресной помощи при лекарственном обеспечении наиболее
нуждающихся контингентов населения;
- развитие внебюджетных источников финансирования, платных медицинских
услуг и добровольного медицинского страхования;
- осуществление реструктуризации коечного фонда с перераспределением
объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный;
- сохранение накопленного потенциала здравоохранения и медицинской науки
и обеспечение его эффективного использования и функционирования.
Образование - одна из важнейших составляющих формирования человеческого
капитала. Главными целями его дальнейшего развития являются удовлетворение
потребностей граждан в образовании, гармоничное развитие личности и
творческих способностей, повышение интеллектуального и культурного
потенциала страны на основе создания национальной системы образования РБ,
отвечающей задачам нового этапа развития общества.
Для достижения указанной цели образование в РБ предусматривается
развивать на основе следующих принципов: доступность образования; равенство
прав граждан на получение образования; единство образовательных и
воспитательных задач; гуманизация и фундаментальность образования;
обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей; преемственность между уровнями и ступенями
образования; использование разнообразных форм образовательных учреждений.
Одна из основных целей государственной политики - возрождение и развитие
национальной культуры. Первоочередными задачами здесь являются: сохранение
действующей сети учреждений культуры и качественное ее развитие; укрепление
и обновление материально-технической базы; обеспечение разнообразия
культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех слоев
населения; существенное повышение уровня культурного обслуживания,
внедрение новых моделей и типов учреждений культуры.
В рамках создания Союзного государства Беларуси и России продолжится
работа по реализации мер, обеспечивающих равные права граждан в получении
образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;
по формированию единого образовательного, культурного, туристского
пространства; унификации нормативно-правовой базы отраслей социальной
сферы.
Прогноз основных макропоказателей до 2010 г. основывается на оценке
факторов производства, предпосылках реализации основных целей и задач,
вытекающих из внутренней и внешней экономической стратегии государства.
Учитывая, что технологическое обновление производства - длительный
процесс, предполагается, что рост объемов производства до 2005 г. будет
определяться преимущественно динамикой конечного спроса и возможностями
имеющихся производственных мощностей. Существенное влияние окажут ожидаемое
увеличение экспорта в Россию благодаря улучшению экономической ситуации в
этой стране, появление альтернативных рынков сбыта, а также расширение
внутреннего спроса на продукцию импортозамещения. В результате, согласно
расчетам, темпы роста ВВП в 2001- 2005 гг. могут составить 133-134%. Такой
рост ВВП является минимально необходимым для того, чтобы располагать
достаточными ресурсами как для проведения социально ориентированной
политики, так и для технологического обновления производства. Необходимость
технологического обновления производства предопределяет устойчивый рост
доли инвестиций в ВВП с 17,9% в 2000 г. до 20,6-20,5% в 2005 г. Одним из
целевых параметров прогноза является улучшение платежного баланса страны.
Однако сокращение отрицательного сальдо не может быть самоцелью. С одной
стороны, технологическое обновление производства требует увеличения объемов
ввоза зарубежного оборудования. С другой стороны, в ближайшей перспективе
вряд ли можно ожидать существенного роста экспорта в связи с недостаточной
конкурентоспособностью белорусской продукции на внешнем рынке. Это найдет
отражение в сохранении отрицательного сальдо экспорта-импорта до 2005 г.
Динамика инвестиций и сальдо платежного баланса определяют тенденции
изменения конечного потребления. Расчеты показывают, что хотя и
прогнозируется постепенное сокращение доли конечного потребления в ВВП с
76,7% в 2000 г. до 72,4% в 2005 г., но это будет происходить при абсолютном
росте как его общих объемов, так и в расчете на душу населения.
Развитие промышленности в период 2001-2005 гг. будет происходить на
основе реализации мероприятий Концепции и Программы развития промышленного
комплекса РБ на 1998-2015 гг. Этот период должен стать для промышленности
этапом коренной реконструкции производства, замены и модернизации основного
оборудования и технологических линий, освоения современных технологических
процессов, позволяющих достичь в перспективе мировых стандартов по
трудоемкости, материало- и энергоемкости продукции, создания базы для
повышения конкурентоспособности и эффективности производства. В этой связи
предстоит в первую очередь: усилить инвестиционную активность; ускорить
процессы по развитию специализации, кооперации и концентрации производства,
сертификации промышленной продукции и росту числа предприятий, получивших
сертификаты системы управления качеством; кардинально улучшить финансовое
положение предприятий.
Выходу промышленности на путь динамичного развития будут также
способствовать мероприятия по проведению единой структурной промышленной
политики Беларуси и России, а именно: по сохранению и углублению
сложившейся специализации промышленных производств, развитию системы
кооперации, включая создание межгосударственных финансово-промышленных
групп, разработку и реализацию совместных производственно-
программ.
В период до 2005 г., учитывая тяжелое финансовое положение предприятий
базовых отраслей (автомобиле-, тракторо- и станкостроение,
сельхозмашиностроение, деревообработка, химическая и нефтехимическая,
легкая и пищевая промышленность) для увеличения выпуска высокоэффективной и
конкурентоспособной отечественной продукции, не исключается необходимость
их государственной поддержки. Более интенсивно и целенаправленно
предполагается осуществлять государственную поддержку предприятий
технологических укладов (электроника, точное машиностроение,
приборостроение и др.).
Важными направлениями структурной политики явятся концентрация сил и
средств на ее эффективных направлениях, ориентация на ресурсосберегающий
наукоемкий тип воспроизводства. Это прежде всего информационные технологии,
микроэлектроника и оборудование для ее производства, приборостроение,
точное машиностроение, новые материалы различного назначения, техника для
быта, биологические и тонкие химические технологии, продукты для медицины и
сельского хозяйства, мембранные технологии как наиболее эффективные для
экологии и ресурсосбережения (очистка производственных жидких сред и
стоков, извлечение ценных компонентов, сушка).
Темпы развития топливно-энергетического комплекса определяются уровнем
потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) отраслями материального
производства, непроизводственной сферой и населением. Особое внимание будет
уделено повышению эффективности энергетических производств и использования
ТЭР, а также обеспечению энергетической безопасности страны, увеличению
использования местных видов топлива и активизации энергосберегающей
политики.
В перспективном топливно-энергетическом балансе республики
предусматривается увеличение доли природного газа до 65%, наращивание
производства электроэнергии на базе парогазовых технологий, расширение
использования газа в жилищно-коммунальном секторе и сокращение доли
использования мазута до 11%.
Производство потребительских товаров. По абсолютному большинству
товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и изделий легкой
промышленности спрос населения может обеспечиваться за счет отечественного
производства, для чего предстоит увеличить производство и расширить
ассортимент конкурентоспособных товаров культурно-бытового и хозяйственного
назначения - как простейших, так и технически сложных.
Объем производства потребительских товаров в 2005 г. возрастет к уровню
2000 г. в 1,3 раза.
Основными целями развития агропромышленного комплекса являются
преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого эффективного
развития АПК, переоснащение его материально-технической базы, что повысит
уровень самообеспечения продуктами питания, увеличит экспорт
сельскохозяйственной продукции и укрепит продовольственную безопасность
страны.
Важнейшими мероприятиями первого пятилетия (2001-2005 гг.), требующими
первоочередной реализации, являются:
- переход на интенсивные наукоемкие технологии, предусматривающие
существенное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и
качества продукции, снижение энергозатрат и пестицидной нагрузки на
окружающую среду;
- последовательное обновление активной части основных производственных
фондов путем насыщения хозяйств и предприятий новой
высокопроизводительной техникой и современным оборудованием;
- совершенствование региональной, внутриотраслевой и межотраслевой
специализации и структуры производства;
- существенное повышение материальной заинтересованности
товаропроизводителей в результатах своего труда;
- обеспечение экономии ресурсов, в первую очередь энергетических;
- реализация приоритетных программ: «Дети Беларуси» (подпрограмма
«Развитие индустрии детского питания на 1997-2005 годы»),
«Государственная программа обеспечения населения республики рыбой и
морепродуктами на 1998-2005 годы», «Республиканская программа освоения
мощностей комплексов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота
мощностью 5-10 тыс. голов откорма в год на 1999-2001 годы»,
«Республиканская комплексная программа по племенному делу в
животноводстве на 1997-2005 годы», «Республиканская программа развития
птицеводства на 1998-2002 годы», «Республиканская комплексная программа
«Лен» на 1998-2003 годы».
В целом стратегическая линия развития этого комплекса будет
базироваться на реализации «Программы повышения эффективности АПК».
Реализация инвестиционных проектов и программ требует соответствующего
наращивания мощностей строительного комплекса. В 2001-2005 гг. в
строительном комплексе должны быть решены задачи создания и внедрения
ресурсосберегающих экологически чистых технологий и материалов, новых
архитектурно-конструктивно-
обеспечивающих снижение в 1,5-2,0 раза массы зданий и сооружений и
повышение их теплозащитных качеств; развития импортозамещающих производств,
в том числе путем создания совместных предприятий с инофирмами для выпуска
современной строительной техники, средств малой механизации, стеновых,
теплоизоляционных, полимерных экологически чистых материалов и на их основе
Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития