Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:08, курсовая работа
Национальная экономика является исторически сложившейся системой
общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и
видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы
общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер:
материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1. Цели национальной экономики
2. Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
ускорению НТП, заботится о включении хозяйственных звеньев экономики в
мирохозяйственные связи и повышении конкурентоспособности их товаров на
внешнем рынке.
Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры
экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования
развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной
перестройки, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения
занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации данной
функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает
налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и
административно-хозяйственными структурами общества.
Регулирующая роль государства — самая обширная и разносторонняя
функция. В ходе ее выполнения государство использует прямые и косвенные
методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность
общественного производства, для чего широко привлекает такие методы
воздействия, как финансово-кредитные, налоговые, ценовые, проводит активную
экспортно-импортную политику. Государство берет на себя и организацию
оборота ценных бумаг, обеспечивает присвоение дивидендов, активизирует
расширение сферы предпринимательской деятельности.
Переход к рынку Беларуси, возникшие в связи с этим несбалансированность
экономики, безработица, дефицит продовольствия и инфляция предъявляют
особые требования к функции государства, направленной на обеспечение
текущих потребностей населения. Особому контролю в этих условиях должны
подлежать ценообразование, зарплата и пенсионное обеспечение. Введение
порядка формирования свободных цен не освободило государство от контроля за
ценами, особенно на продовольственные товары. Оно занято регулированием
верхнего допустимого предела цен, одновременно следит за тем, чтобы нижний
уровень зарплаты и пенсии обеспечивали людям прожиточный минимум. К
сожалению, государство ослабило контроль за производственной деятельностью
предприятий, поэтому товарное обеспечение денег отстает от количественного
роста денежных знаков, усиливая процесс инфляции.
Методы регулирования условно можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые базируются на административных мерах воздействия. Косвенные могут
носить административный, но чаще экономический характер. Эффективность их
использования определяется конкретной исторической и хозяйственной
ситуацией, а также задачами, решаемыми на данном этапе развития. Если же
говорить о конкретных методах государственного регулирования рыночной
экономики, следует назвать антимонопольную политику, ценообразование,
налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов.
В период формирования рыночных отношений важное значение приобретает
антимонопольная политика, обеспечение которой осуществляется посредством
разгосударствления и приватизации. Проведение приватизации окажет
воздействие на структурные преобразования в экономике и на стратегию
предпринимательской деятельности. Кроме того, преодолению монопольных
тенденций способствуют внешнеэкономические связи, стимулирующие повышение
качества изделий и снижение издержек производства с учетом мирового опыта.
Антимонопольное регулирование должно быть направлено на предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также создание
условий для развития добросовестной конкуренции и эффективного
функционирования товарных рынков.
В политике цен государство при переходе к рынку исходит из отказа от
администрирования в области ценообразования. Цены должны устанавливаться
под воздействием рыночной конъюнктуры, а государство должно осуществлять
наблюдение за движением цен и производить их корректировку. Учитывая то,
что в условиях дефицита возможно многократное, необоснованное повышение
цен, возникает необходимость введения регуляторов по социальной защите
населения вплоть до нормированного распределения товаров. В случаях же
свободного рыночного движения цен сохраняется их государственное
регулирование на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы; транспортные
тарифы; продукцию, производимую по госзаказам, и продукцию
монополизированных отраслей. Цены на эти продукты корректируются с учетом
изменения издержек производства.
Основным направлением совершенствования ценообразования является
создание гибкой системы, базирующейся на рациональном сочетании свободных и
регулируемых цен с расширением сферы рыночного ценообразования по мере
создания соответствующих экономических условий.
Государственное ценовое регулирование сохраняется прежде всего в
отношении продукции (услуг), производимой предприятиями-монополистами; на
базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют
затраты во многих других отраслях экономики, а также на важнейшие социально
значимые товары и услуги. Ценовое регулирование должно обеспечивать более
действенный контроль со стороны государства за уровнем цен в монопольных
отраслях; добросовестную конкуренцию; нормативное соотношение цен на товары
и услуги и оплаты труда; соблюдение паритета цен между отраслями народного
хозяйства.
В целях проведения единой политики Беларуси и России в области ценового
регулирования в соответствии с Программой действий по реализации положений
Договора о создании Союзного государства предусматривается обеспечить
субъектам хозяйствования государств-участников равные условия по
использованию во взаимной торговле преимущественно свободных цен и тарифов,
которые формируются на основе применения единой методологии ценообразования
исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции и
услуг, на основе единых методов исчисления себестоимости продукции и услуг
с учетом всех видов установленных налогов, а также получения необходимой
прибыли.
Во внутренней политике ценообразования в ближайшей перспективе
предстоит привести в соответствие закупочные, отпускные и розничные цены, и
прежде всего в животноводстве, которое является убыточным.
Предусматривается поэтапное увеличение минимальных закупочных цен на
продукцию животноводства до уровня, возмещающего на первом этапе
нормативные затраты на производство и получение прибыли, достаточной для
воспроизводства.
Важным моментом государственной политики в области регулирования рыночных
отношений является налоговая политика. Сейчас используются многие виды
налогов, но основными выступают налог на добавленную стоимость, налог на
прибыль совместных предприятий и предприятий, полностью принадлежащих
иностранным инвесторам (иностранные предприятия); налог за пользование
природными ресурсами; налог на недвижимость с юридических лиц, платежи за
землю юридическими лицами; чрезвычайный налог для ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС; подоходный налог с граждан и др.
Наиболее сложным является налогообложение предприятий сферы бытового
обслуживания и розничной торговли. Сложность состоит в том, что в условиях
дефицита происходит массовая деформация цен, а значит, создается
возможность массового уклонения от налогообложения. Государство поэтому
вправе применять самые широкие меры контроля, обеспечивающие учет реальных
доходов, подлежащих налогообложению.
Проведение реформ ценообразования и налоговой реформы требует развития
налоговых инспекций. В их функции входят контроль за расходованием доходной
части госбюджета на всех уровнях хозяйствования, реализация налоговой
системы, ревизия финансовой деятельности предприятий, оказание помощи
последним в отработке механизма исчисления и отчисления налогов.
Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом
регулирования основных направлений и приоритетов социально-экономического
развития страны. Поэтому, в соответствии с целями и задачами
прогнозируемого периода, она ориентирована на обеспечение устойчивого
экономического роста, стимулирование инновационной и инвестиционной
активности и расширение экспорта на основе достижения финансовой
стабильности экономики.
В области бюджетной политики предстоит обеспечить рациональное
распределение полномочий, задач и функций финансовых органов при
осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы.
Получит дальнейшее развитие казначейская система формирования и
исполнения государственного бюджета путем создания отделений казначейства в
регионах.
Политику государственных расходов предусматривается направить на:
обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости,
образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при
одновременном расширении предоставления части услуг на платной основе;
сокращение доли государственных расходов в ВВП, постепенное снижение уровня
дефицита госбюджета; стабилизацию экономики, экономический рост, развитие
производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта,
импортозамещение, ресурсосбережение; избирательную поддержку АПК; повышение
эффективности финансирования жилищного строительства на основе привлечения
средств субъектов хозяйствования и населения.
Важное регулирующее значение на механизм формирования рыночных отношений
имеет система государственных заказов на производство продукции. С их
помощью государство может влиять как на объем и структуру производства, так
и на объем и структуру спроса, формируя потребности рынка. Госзаказ может
осуществляться органами народнохозяйственного управления и регионального
самоуправления и должен иметь коммерческий характер, договорную основу и
способствовать формированию долгосрочных хозяйственных связей на
взаимовыгодной основе.
Целью денежно-кредитной политики РБ в 2000-2010 гг. является содействие
ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики, введение
единой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внутренней и внешней
конвертируемости.
До 2005 г. предусматривается реализация комплекса антиинфляционных мер,
стабилизация валютного рынка республики и обеспечение устойчивости
национальной валюты: сокращение объемов эмиссионного кредитования,
поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на
положительном уровне, сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов.
Это позволит обеспечить формирование экономических предпосылок для
объединения денежных систем, которое предполагает сближение важнейших
макроэкономических параметров экономической политики Беларуси и России,
имеющих определяющее значение для введения единой валюты (уровней инфляции,
дефицита госбюджета и источников его покрытия, государственного долга,
дефицита платежного баланса во взаимной торговле товарами и услугами,
принципов ценовой, налоговой и таможенной политики).
Главными направлениями государственной научно-технической политики на
период до 2010 г. являются создание условий для обеспечения инновационно
ориентированного развития экономики, проведения структурной и
технологической перестройки производственной и социальной сферы на базе
достижений научно-технического и образовательного потенциалов. Направления
инновационного развития экономики определены Указом Президента РБ от 8 июля
1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в РБ производств,
основанных на новых и высоких технологиях». Для реализации этих направлений
предстоит развить национальную инновационную систему как целенаправленный
механизм взаимоотношений всех участников процесса производства и
распространения знаний и технологий, повышения наукоемкости ВВП.
Одним из важных факторов является наращивание научно-технического
потенциала производственной сферы. Конкретные мероприятия будут
реализовываться в рамках Комплексного прогноза научно-технического
прогресса РБ до 2020г., разрабатываемого ГКНТ и Национальной АН Беларуси.
Предусматривается ориентация научных исследований и разработок на
обеспечение нужд экономики республики.
Основной инструмент государственной научно-технической политики -
государственные программы и инновационные проекты по реализации важнейших
социально-экономических проблем развития республики. В условиях
ограниченности средств на проведение научных исследований приоритетными
направлениями государственной поддержки инновационной деятельности должны
стать: разработка и выпуск новой конкурентоспособной продукции, в
Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития