Мотивация и стимулирование персонала на предприятиях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

В современных рыночных условиях хозяйствования наметившаяся стабилизация российской экономики явилась следствием переориентации производства материальных благ и услуг на рынок его конкретных потребителей с их потребностями, платежеспособным спросом, предложением. Вместе с тем значительно возросли и требования к качеству продукции, услуг, к их конкурентоспособности, стоимости, сервису и другим конкурентным преимуществам, обуславливающим успешную деятельность и прибыльность предприятий.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..2
1. Организационно-методические основы производительности труда………5
1.1 Сущность и социально-экономическое значение роста производительности труда………………………………………………………………………………….5
1.2 Факторы повышения производительности труда…………………………….8
2. Анализ экономической деятельности ОАО «Магнит»………………………..14
2.1 Пути повышения производительности труда………………………………17
3. Анализ существующей системы мотивации и стимулирования персонала ОАО «Магнит»……………………………………………………………………20
3.1 Предложения по совершенствованию систему мотивации персонала……23
Заключение…………………………………………………………………………30
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 182.49 Кб (Скачать)

совершенствование организации вспомогательных служб и хозяйств (транспортного, складского, энергетического, инструментального, хозяйственного и других видов производственного обслуживания).

3. Совершенствование организации  труда:

улучшение разделения и кооперации труда, внедрение многостаночного обслуживания, расширение сферы совмещения профессий и функций;

внедрение передовых методов и приемов труда:

совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

внедрение технически обоснованных норм затрат труда, расширение сферы нормирования труда рабочих-повременщиков и служащих;

внедрение гибких форм организации труда;

профессиональный подбор кадров, улучшение их подготовки и повышение квалификации;

улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха;

совершенствование систем оплаты труда, повышение их стимулирующей роли.

Без использования этих факторов невозможно получить полный эффект и от факторов материально-технических.

Социально-экономические факторы определяются качествами трудовых коллективов, их социально-демографическим составом, уровнями подготовки, дисциплинированности, трудовой активности и творческой инициативы работников, системой ценностных ориентаций, стилем руководства в подразделениях и на предприятии в целом и др.

В зависимости от характера влияния на производительность труда можно подразделить все факторы на две группы - прямые и косвенные. Действие прямых факторов можно представить в виде функциональной зависимости, определив с большей или меньшей степенью точности прирост производительности труда за счет каждого из них, к этой группе относятся материально-технические и организационные факторы.

Косвенные факторы оказывают на производительность труда опосредованное воздействие, к ним относятся большинство социально-экономических факторов. 6

Кроме того, производительность труда обусловлена естественными и общественными условиями, в которых протекает труд.

В условиях развития в нашей стране рыночных отношений обостряются также общественные условия, которые, с одной стороны, тормозят, а с другой – стимулируют рост производительности труда. Среди них: повышение уровня безработицы, усиление конкуренции товаропроизводителей, развитие малого бизнеса и другие.

Все факторы тесно связаны и взаимосвязаны, и их надо изучать комплексно.

Классификация факторов позволяет выявить причины, которые вызвали изменения производительности труда. Изучение факторов роста производительности необходимо, чтобы точнее оценить влияние каждого, ведь действия их неравноценны. 7Одни дают устойчивый прирост производительности труда, а влияние других является переходящим. Отдельные факторы требуют различных усилий и затрат для приведения их в действие. Классификация факторов роста производительности труда создаёт условия для проведения экономических расчётов по определению степени воздействия их на изменение производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАГНИТ»

Сеть розничных магазинов ОАО "Магнит" имеет 57 филиалов и более 2717 магазинов в 5 федеральных округах, 50 субъектах РФ в более чем 889 городах и населенных пунктах. Около двух третей магазинов сети работает в городах с населением менее 500 тысяч человек. По состоянию на 1 января 2009 года торговая сеть "Магнит" представлена в 50 регионах России. Основной целью общества является извлечение прибыли. ЗАО «Тандер», управляющая компания сети магазинов «Магнит», основана в 1994 г.

Уставный капитал общества составляет сто миллионов рублей. Он состоит из десяти миллиардов штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 0,01 рубля каждая.

Основные показатели деятельности предприятия ОАО «Магнит» свидетельствуют о том, что стоимость имущества предприятия за 2006 - 2007 год возросла на 74,9%, за 2007 – 2008 год – на 33,7%, а за 2006 – 2008 годы возросла в 2,3 раза. Из них основные производственные фонды за период 2006 – 2008 годов возросли более чем в 4,5 раза. Оборотные средства за 2006 - 2007 год возросли на 45,7%, за 2007 – 2008 год снизились на 3,3%, а за 2006 – 2008 годы возросли на 40,9%.

Выручка от основной деятельности за 2006 - 2007 год возросла на 37%, за 2007 – 2008 год – 43,9%, а за 2006 – 2008 годы – на 97,1%.

Предприятие ОАО «Магнит» относится к финансово устойчивому, о стабильном финансовом положении свидетельствуют постоянно растущие объемы реализованной продукции.

Прибыль предприятия так же имеет тенденцию роста. Так за 2007-2008 год она возросла на 61,75%. Это говорит об эффективной плановой работе экономистов и аналитиков.

Произведенный анализ целевого рынка и ценовой политики предприятия показал, что в 2008 г. на сетевые магазины пришлось примерно 30,1% оборота российского рынка товаров конечного потребления, в то время как на открытые рынки приходилось чуть более 10% продаж.


 

Финансовые результаты Магнит по итогам работы за девять месяцев 2010 года. Чистая прибыль выросла на 22,3% в рублевом выражении, и составила 7,169 миллиардов рублей, по сравнению с 5,861 миллиардов рублей за аналогичный период годом ранее. В долларовом выражении рост чистой прибыли составил 31,31%. Такое увеличение связано с пересмотром позиций Магнита о необходимости возмещения НДС с товарных потерь в размере 470 миллионов долларов рублей.

Выручка компании выросла на 34,99%, и составила 164,512 миллиардов рублей. Причем в гипермаркетах рост выручки достиг 78.36% в рублевом выражении, и 91.49% в долларовом.

 

Валовая рентабельность сократилась с 23,27% по итогам девяти месяцев 2009 года до 22,3% за аналогичный период текущего года. Такое сокращение компания объясняет масштабными инвестициями в снижение цены. Однако по сравнению с первым полугодием 2010 года валовая маржа выросла с 21,48%.

Показатель EBITDA вырос на 16,50% в рублевом выражении до 13,237 миллиардов рублей. При этом рентабельность по EBITDA сократилась на 1,28% по сравнению с показателем за девять месяцев 2009 года до 8,05%.

При этом в первом полугодии маржа EBITDA составила 7,3%.

За последний год динамика акций «Магнита» превысила  динамику рентабельности и выручки компании. 
               

За последний год наибольший вклад в расширение сети внесли Приволжский, Уральский и Центральный федеральные округа – куда более конкурентные регионы, чем Южный округ.  
Сеть розничных магазинов «Магнит» - лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России: 49 филиалов, более 2238 магазинов в более чем 648 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц. 

В 2009 году «Магнит» существенно увеличил относительные масштабы экспансии в Приволжском, Центральном и Уральском округах. Процентное распределение общего количества магазинов сети «Магнит». 
                  

                  

2.1 Пути повышения производительности  труда.

 

Повышение производительности труда в любой системе  может  происходить различными  путями  под   воздействием   различных   факторов. 

 Она   может повышаться, если наблюдается одна из следующих  ситуаций8:

      Объем продукции  растет, а затраты снижаются;

      Объем продукции  растет быстрее, чем затраты;

      Объем продукции  остается  без  изменения,  в  то  время  как  затраты снижаются;

      Объем продукции  растет при неизменных затратах;

      Объем продукции  снижается более медленными темпами, чем затраты.

      Рост   производительности   труда   не   может   быть   беспредельным.

Экономически разумные  пределы  роста  производительности   труда  диктуются условием увеличения массы потребительных  стоимостей  и  повышения  качества продукции.

Важным этапом аналитической работы на предприятии является поиск путей для повышения производительности труда, которые можно классифицировать следующим образом:9

  • Повышение технического уровня производства в результате механизации и автоматизации производства; внедрения новых видов оборудования и технологических процессов; улучшения конструктивных свойств изделий; повышения качества сырья и применение новых конструктивных материалов;
  • Улучшение организации производства и труда путем повышения норм труда и расширения зон обслуживания; уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы; упрощение структуры управления; механизация учетных и вычислительных работ; повышение уровня специализации производства;
  • Изменение внешних природных условий (горно-геологических условий добычи угля, нефти, руды, торфа и т.д. содержание полезных веществ);
  • Структурные изменения в производстве вследствие изменения удельных весов отдельных видов продукции; трудоемкости производственной программы; доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; удельного веса новой продукции.
  • Факторы внешней среды: (высокая стоимость энергии, социальные факторы: алкоголизм, наркомания понижает производительность; жесткое правительственное регулирование в установлении норм и правил организации производства ведут к увеличению расходов и снижению производительности; общая экономическая ситуация; например, при инфляции наблюдается снижение производительности; налоговая политика: увеличение налогов вызывает повышение цен и, следовательно, снижение производительности;

Снижение темпов роста производительности труда отрицательно сказывается практически на всех сторонах производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что наглядно демонстрирует рисунок 2.

Рис. 2. «Ловушка производительности»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важнейшей проблемой является процесс объединения усилий науки и практики по повышению производительности (результативности) труда с помощью системы мотивации и стимулирования персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ  СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ  ПЕРСОНАЛА ОАО «МАГНИТ».

 При выборе мер мотивации  надо помнить о том, что реальные  зарплаты продавцов в большинстве  случаев существенно отличаются  от тех, которые работодатели  предлагают официально. Сами они  признают, что оплата труда таких  сотрудников преимущественно зависит  от процента продаж, так что  деньги «на бумаге» и реальные  суммы в кармане продавца зачастую  очень разнятся. По признанию  специалистов, когда речь идет  об оплате труда продавцов, то  малые суммы, предлагаемые претендентам  на имеющиеся вакансии, в основном  подразумевают лишь уровень стабильных  выплат, не считая процентов, которые  «гуляют» и зависят от различных  причин. Ну а если размер предлагаемой  зарплаты велик, стало быть, это  и есть сумма официального  оклада и тех самых процентов.

Правда, только 8 процентов работодателей указывают в объявлениях, что окладу будет сопутствовать процент от продаж, 10 процентов называют это премиями, 3 процента – бонусами и столько же обещают просто «высокую зарплату». 60 процентов работодателей указывают конкретную зарплату: кто месячный оклад, кто уровень ежедневной оплаты. Ну а секрет ее значительного роста в последние месяцы, скорее всего, объясняется тем, что все большее количество предприятий предпочитают законодательно оформлять трудовые отношения с сотрудниками – в большинстве объявлений на этом делается акцент.

Помимо зарплаты предлагаются всевозможные составляющие социального пакета. 9 процентов работодателей просто упоминают, что таковой присутствует, 5 процентов предлагают бесплатное питание, 8 процентов – карьерный рост, 13 процентов – обучение, 2 процента – развозку.

К возрасту претендентов работодатели относятся весьма лояльно – упоминание о нем присутствует в трети объявлений, хотя почти во всех случаях диапазон достаточно велик: от 18 до 45–50 лет.

Графики работы продавцам предлагают самые различные: неделя через неделю, два дня через два, пять через пять, посменно, сутками.

Среднемесячный заработок продавцов получается больше, если речь идет о ежедневной оплате – 12274 рубля (средний заработок в целом – 11724).Таблица 1-Динамика роста зарплат, предлагаемых продавцам, руб.

 

Таблица 2. Структура зарплат продавцов розничной торговли

 

В соответствии со ст.63 Трудового кодекса формы системы и размеры оплаты труда, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Для рабочих в качестве стимулирующих выплат возможно установление следующих надбавок: за профессиональное мастерство, интенсивность труда, выполнение особо важной и ответственной работы, руководство бригадой и др. Поскольку предельный размер надбавок рабочим не регламентируется, а их отнесение на затраты, учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не ограничивается, то условия, порядок выплаты, в т.ч. максимальный размер надбавок устанавливаются в организации самостоятельно, а все надбавки в полном объеме относятся на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении. При этом следует иметь в виду, что рабочим, не тарифицируемым по разрядам, в т.ч. продавцам, надбавки за профессиональное мастерство не устанавливаются. Законодательством предусмотрено установление иных видов стимулирования труда рабочих. При заключении с работником контракта применяется дополнительная мера стимулирования труда в виде повышения месячного оклада. Такая мера стимулирования позволяет увеличить месячный оклад работника, рассчитанный исходя из тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, и соответствующего кратного размера тарифной ставки 1-го разряда в размере до 50%.Для оптимизации стимулирования зарплаты продавцов мы рассчитали варианты.

Так же для дополнительной мотивации персонала ООО «Магнит» предпринял следующие мотивации работников:

- опционная программу для топ - менеджеров: опционы на 0,166% акций компании получают 190 ключевых сотрудников. Объем опционной программы для топ - менеджмента составляет до 147,357 тыс. акций (0,166% уставного капитала). Опционная программа у «Магнита» небольшая. Стоимость опционов для компании не превысила 7% чистой прибыли за 2008 год. 
В программе принимают участие 190 сотрудников операционной компании сети ЗАО «Тандер», проработавшие в компании не менее 8 лет, в том числе не менее двух лет на должности не ниже начальника отдела. Они могут получить либо акции, либо их стоимость в денежном эквиваленте.

Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала на предприятиях торговли