Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа
В современном мире на фоне развитости различных рынков принято говорить о совершенной конкуренции как единственном инструменте для достижении роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии.
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Введение 3
1 Монополия: понятие и необходимость 5
1.1 Сущность монополии 5
1.2 Влияние монополий на экономику страны 13
1.3 Современные тенденции монополизации 19
2 Антимонопольная политика в Республике Беларусь 23
Заключение 33
Список использованных источников 35
отдачи от масштаба в долгосрочном периоде и равенства долгосрочных средних
издержек монополиста и фирм на рынке совершенной конкуренции
Вспомним, как отражаются эти потери в рамках модели частичного равновесия.
Рассмотрим функцию спроса, которая не зависит от того,существует ли на рынке
совершенная
конкуренция или действует
предпосылка предполагает полное отсутствие заменителей товара,производимого
монополистом.
Если бы в отрасли была свободная конкуренция, то объем выпуска отрасли достиг
бы значения Qc - величины, соответствующей условию равенства цены предельным
издержкам. В условиях монополии объем производства в отрасли соответствует
значению Qm - такому, когда предельная выручка монополиста равна его предельным
издержкам (рис. 3.2).
Выше мы вспомнили, что предельная выручка монополиста при любом объеме
продаж
ниже цены, следовательно, цена,
возникла бы на рынке совершенной конкуренции при условии, что предельные
издержки растут с ростом выпуска. Рассмотрим, кто же пострадает от того, что отрасль
стала монополией. В первую очередь пострадают потребители:теперь им приходится
платить дороже за меньшее количество товара; потребительский излишек сократился
на величину, равную площади фигуры РтРсСМ на рис. 3.2.Величина РтРсСМ
представляет собой совокупные потери потребителей от монополии. При этом часть
потребительского излишка (величина РтРсЕМ) трансформировалась в монопольную
прибыль, а другая часть (величина МЕС) представляет собой чистые потери
потребителей от монополии, возникающие из-за разницы между потенциальной и
реальной величиной рынка. Аналогично чистые потери производителей в результате
монополизации отражаются площадью ЕОС.
Таким образом, совокупные чистые потери от монополии составляют величину
МОС и складываются из сумм, которые не достались производителям и потребителям в
результате сокращения выпуска монополистом. Эта величина носит название «чистых
потерь», поскольку она не достается никому: ни монополии, ни государству в случае
регулирования, ни потребителям, ни производителям. Это чистый недопро∫изведенный
продукт отрасли.
Величина чистых потерь от монополии определяется как:
Qc Qc
DWL = ∫Pd(Q)dQ- ∫MC(Q)dQ,
Qm Qm
где Pd(Q) - обратная функция спроса;
MC(Q) - функция предельных издержек.
Заметим, что измеряя потери от монопольной власти в условиях растущих
предельных издержек, мы должны быть очень аккуратными,апеллируя к сравнению
монополии
и рынка совершенной
предположить, что функция предельных издержек монополиста служит результатом
горизонтального суммирования функций предельных издержек фирм, действующих на
рынке совершенной конкуренции. Иначе говоря, монополист и фирмы на рынке
совершенной конкуренции используют не просто разные технологии производства (с
чем можно легко согласиться), но разные технологии,соотносящиеся строго
определенным образом. Более простая модель потерь от монополии основана на
предположении о том, что мы рассматриваем рынок в долгосрочном периоде, при
условии постоянной отдачи от масштаба производства монополиста и фирм на рынке
совершенной конкуренции и равенства долгосрочных средних издержек (рис 3.3). В
этом случае величина чистых потерь зависит от эластичности рыночного спроса.
Покажем эту зависимость.
Величина мертвого груза монополии (DWL) в рамках представленной модели
зависит от того, насколько действия монополиста повышают цену и сокращают объем
продаж по сравнению с рынком совершенной конкуренции:
DWL = 0,5(Qc - Qm)(Pm - Pc)= 0.5ΔQΔP.
Определим ценовую эластичность спроса как Ed= -(ΔQ/Qm)•(Pm/ΔP), откуда
получим зависимость сокращения объема продаж в результате решения монополиста от
ценовой эластичности спроса ΔQ= -EdQm(ΔP/Pm). Тогда мертвый груз монополии
зависит от эластичноcти спроса как: DWL = -0,5 EdQm(ΔP/Pm) ΔP.Домножив
выражение на Pm/Pm, получим зависимость мертвых потерь от общей выручки
монополии и индекса Лернера монопольной власти:
DWL = -0,5 EdTR L2.
Итак, чистые потери от монопольной власти тем выше:
• чем выше эластичность спроса при цене, которую назначает монополист;
• чем выше общая выручка монополиста;
•
чем выше индекс Лернера монопольной власти,
цене.
Эта формула активно используется в эмпирических исследованиях,так как она
позволяет определять чистые потери на основе объективных данных, характеризующих
рыночный
спрос и экономическое
монопольной власти можно определить, используя и другой показатель положения
продавца - сумму экономической прибыли. Поскольку известно, что индекс Лернера
равен величине, обратной ценовой эластичности спроса на товар монополиста L= -1/Ed,
величину чистых потерь можно выразить как
DWL = -0,5 QmΔP.
Чистые потери общества от монополии находятся в прямой зависимости от
суммы
экономической прибыли, которую получает
монополист.
http://bookatruck.net/book_78_