Монопольная власть монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире на фоне развитости различных рынков принято говорить о совершенной конкуренции как единственном инструменте для достижении роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии.
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Оглавление

Введение 3
1 Монополия: понятие и необходимость 5
1.1 Сущность монополии 5
1.2 Влияние монополий на экономику страны 13
1.3 Современные тенденции монополизации 19
2 Антимонопольная политика в Республике Беларусь 23
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

1.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Проблема ограничения  или даже устранения конкуренции  вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции. 

Решающую роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом. 

Список использованных источников 

1. Агапова Т.А.  Серегина С.Ф. Макроэкономика - Москва: Издательство Инфра-М,2004г. - 416с. 

2. Антимонопольное  законодательство и либерализация  цен[Электронный ресурс] - 2009. - Режим  доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/advantages/investclimate/antimonopoly. Дата доступа: 09.10.2009 

3. Бардовский  В.П. Экономическая теория: учебник  для учреждений среднего профессионального образования по группе специальностей 0600 "Экономика и управление" / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. - Москва: Форум: Инфра-М, 2006. - 398 с. 

4. Бондарь А.В.  Макроэкономика: учебное пособие  для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А. В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с. 

5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс” 1994г. - 412с. 

6. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с. 

7. Макконнелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 1999г. - 974с. 

8. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов и др.. - М.: КноРус, 2004. - 604 с 

9. Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой. - М.: МЭСИ, 2003. - 267 с. 

10. Национальная  экономика Беларуси / Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005 

11. Программа  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2006-20100 годы. Мн.: Беларусь, 2006. 

12. Симкина Л.Г.  Экономическая теория: учебник по  специальности 060800 "Экономика  и управление на предприятии (по отраслям)" / Л. Г. Симкина. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2007. - 381 с. 

  1. Санько  Г.Г. Монополизм и конкуренция. –  Мн.: БГЭУ, 1999. – 302с.
  2. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 95с.
  3. Антимонопольное законодальство/Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь//[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/antitrust/national-competition-policy-in-the-rb. - Дата доступа: 12.11.2011.
  4. Санько Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике Республики Беларусь/Санько Г.Г.//[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.5ka.ru/98/24095/1.html. - Дата доступа: 12.11.2011.
  5. Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика/ учебное пособие для студентов вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 256с.
  6. Лемешевский И.М. Микроэкономика: социально-экономический аспект/учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Мн.:ФУАинформ, 2006. – 512с.
  7. Малявина И.Ю. Государственный монополизм в современной экономической системе/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Чебоксары, 2009. – 22с.
  8. Республика Беларусь в цифрах 2011 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.netherlands.belembassy.org/_modules/_cfiles/files/belarus.in.figures%20-%202011_1240.pdf. – Дата доступа: 10.11.2011.
  9. Беларусь в цифрах / Официальная статистика // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 17.11.2011.
  10. Ковалёв М., Колесник К. Конкуренция в банковском секторе Беларуси / М. Ковалёв, К. Колесник // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2009. - № 25.
  11. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика:в 3-х т./ Общ.ред. В.М.Гальперина. СПб.: “Экономическая школа” ГУ ВШЭ.2007. Т.2-512с.
  12. Промышленность Республики Беларусь /статистический сборник./ под ред. И.С. Кангро, О.А. Довнар, А.С. Снетков и др.-2011.-273 с.
  13. Борушко Е.П., Данковцева Л.Ю. Концентрация на товарных рынках Беларуси: состояние, показатели измерения, государственное регулирование / Борушко Е.П., Данковцева Л.Ю. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.- 2006.- №1.-с.34-40.
  14. Дмитриева Н.Ю. Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в республике Беларусь/ Дмитриева Н.Ю. // Известия Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины.-2008.-№1(46).-с.43-52.
  15. Министерство экономики Республики Беларусь/Антимонопольная политика//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by. – Дата доступа: 22.11.2011.
  16. Показатели монопольной власти, схема их расчета и критерии / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fxstrat.ru/training/library/news_detail.php?ID=1268 . – Дата доступа: 23.11.2011.

    17 Бондарь  А.В. Макроэкономика: учебное пособие  для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А. В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

18 Афанасьева, Ю. А. Инновационное развитие: новая концепция монополии и конкуренции /                            Ю.А. Афанасьева // МЭиМО. - 2005. - N 2. - с. 31-34.

19 Макконнелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 1999 г. - 974с. 

Однако есть и намного  более существенные отрицательные  моменты монополии. Первое и самое  важное - это установление монопольных цен. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия  создает экономические предпосылки  для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также  приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии - оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия  обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального  рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия  монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству. 

Про эластичность

Почему некоторые  фирмы обладают большой монопольной  властью, а другие незначительной или  вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать  цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. 
Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производитель одежды с наклейкой фирменного дизайна) - с менее эластичной кривой спроса.

Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый заключается в эластичности рыночного  спроса. Собственный спрос фирмы  будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.

 Монополия, формируя рыночное равновесие, ведет к перераспределению

 ресурсов  в отрасли и в экономике  в целом (по сравнению с совершенной

 конкуренцией), в результате чего возникают потери общественного благосостояния.

 Эти потери можно анализировать в рамках различных концепций и с разных точек

 зрения. Рассмотрим различные варианты оценки потерь общественного

 благосостояния, возникающие вследствие монополизации отрасли.

 Чистые  потери благосостояния, возникающие  вследствие монополии

 В условиях свободной конкуренции  достигается оптимальное (по Парето)

 размещение  ресурсов4 между альтернативными возможностями использования.

 Условием  эффективного размещения ресурсов служит равенство предельной нормы

 замены  любых двух товаров в обмене предельной норме трансформации между ними в

 производстве:

 MU1 MC1

 —— = ——

 MU2 MC2

 где MU1 - предельная полезность первого товара;

 MU2 - предельная полезность второго товара;

 MC1 - предельные издержки производства первого товара;

 МС2 - предельные издержки производства второго товара.

 МС

 Qm Qc Q, количество 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Рис 3.2. Чистые потери общества от

 монополии: случай нелинейного спроса

 и убывающей отдачи от масштаба

 Это условие выполняется в системе  рынков совершенной конкуренции, где

 равенство предельных издержек цене служит условием максимизации прибыли фирм.

 Когда же на рынке устанавливается монополия, условие равенства цен предельным

 издержкам не выполняется, так как цена монополии всегда выше предельных издержек.

 С точки зрения общего равновесия это  означает отклонение от эффективного

 распределения ресурсов. Следовательно, по сравнению с рынком свободной

 конкуренции рынок монополии приводит к определенным потерям благосостояния.

 Эти потери носят название «чистых потерь» или «мертвого груза» («омертвленных

 затрат») монополии (deadweight loss).

 Сумма чистых потерь

 LRMC

  Ос 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Рис. 3.3 Чистые потери от монопольной власти при условии постоянной

Информация о работе Монопольная власть монополия