Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:54, контрольная работа
Одним из важнейших признаков классификации экономических систем является форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановой). В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX века и современный Гонконг; капиталистической «плановой» экономики — гитлеровскую Германию; социалистической «рыночной» экономики — Югославию; социалистической плановой экономики — СССР. Историческая классификация должна включать, помимо современных, системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, которая выделяет доиндустриальные и постиндустриальные экономические системы.
Введение
1.Чистая монополия
1.1Источники монополии и признаки модели монополии
1.2 Основные положения монополии
1.3 Выводы
2.Чистая конкуренция
2.1Понятие конкуренции и ее характерные черты
2.2Спрос, объем производства и реализация
2.3Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Во-вторых, чистые монополии при достаточно высоких отраслевых барьерах способны не только перераспределять доходы, они также снижают благосостояние общества в целом, нанося урон экономической эффективности.
Для характеристики негативных
последствий монополизма
Социальная цена монополии - это чистые потери благосостояния общества, которые обоснованы монопольной властью.
В результате осознания обществом
негативных последствий монополизма
у государства появились
Установление «потолка цены»
для монополиста часто
Монополист в некоторых условиях может устанавливать разные цены на один и тот же продукт. Если издержки производства и обслуживания покупателей при этом не различаются, значит, имеет место ценовая дискриминация. Для ее осуществления рынок должен отличаться рядом признаков:
1) фирма (или фирмы)
на данном рынке имеют
2) покупатели не имеют
возможности перепродавать
3) фирма способна разделить
покупателей на разные группы,
исходя из эластичности спроса;
покупателям с высокой
Ценовую дискриминацию может проводить не только чистый монополист, но и другие фирмы, для которых выполняются данные условия. Три вида ценовой дискриминации:
Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) - связана с возможностью производителя устанавливать цену на каждую единицу блага в соответствии с его ценой спроса. В этом случае каждый покупатель платит за товар свою цену, равную его индивидуальной цене спроса.
Ценовая дискриминация второй степени (по объему покупки) означает, что цены блага одинаковы для разных покупателей, но различаются в зависимости от объема покупок. Блага продаются партиями, на каждую партию назначается своя цена. Это может происходить в скрытом виде, в форме накидки к цене или скидки к ней.
Ценовая дискриминация третьей степени (на сегментированных рынках) означает установление разных цен для разных категорий покупателей - студентов, пенсионеров, детей дошкольного возраста и др. Все виды ценовой дискриминации позволяют монополисту завышать цены и тем самым перераспределять излишек потребителей в свою пользу.
1.3 Выводы
1. Монополией называют
фирму (обладающую рыночной
2. Источниками монопольной
власти являются инновации,
3. В отличие от совершенного
конкурента монополист
4. Придерживаясь правила MR=MC, монополист определяет объем выпуска, а цена определяется функцией спроса. В отличие от совершенного конкурента монополист выпускает меньше, монопольная цена превышает конкурентную и монополист способен удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.
5. К основным негативным
последствиям монополизма
6. Целью регулирования
монополии является увеличение
объема выпуска, снижение цены
и монопольной прибыли. С
7. Ценовая дискриминация
приводит к расширению объема
выпуска монополиста, но
2.Чистая конкуренция
Чистая конкуренция — рыночная структура, при которой множество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом , предлагая и запрашивая однородный продукт.
2.1 Понятие конкуренции
Конкуренция означает:
1) многочисленность
2) невозможность производителей
влиять на изменение рыночной
цены в сторону повышения или
понижения. Все обязаны
Кроме того, конкуренцию
можно классифицировать по
По масштабам развития она может быть:
1) индивидуальной;
2) местной;
3) отраслевой;
4) межотраслевой;
5) национальной;
6) международной.
По характеру развития конкуренция подразделяется:
1) на свободную;
2) регулируемую.
По методам ведения
рыночное соперничество
1) на ценовое
2) неценовое.
Конкуренция неразрывна со своей противоположностью- монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность.
Для чистой конкуренции характерны следующие черты:
1. Число независимо действующих
на рынке фирм очень велико.
Столь большое количество фирм
препятствует их объединению,
все действуют разобщено,
2.Продукция, которой фирмы
конкурируют между собой,
3. Каждая фирма производит
столь небольшую часть общего
объема производства, что возможен
лишь очень незначительный
4. Для вступления или
выхода из той или иной
5. Преобладает
6. Черты чистой конкуренции
характерны в основном для
мелкого сельского хозяйства,
фондовой биржи, рынка
В литературе выделяют два вида конкуренции:
1) свободную (совершенную)
2) монополистическую (
Кроме того, ее подразделяют по масштабам развития, по характеру развития и по методам ведения.
Для совершенной конкуренции характерно:
1. На рынке одновременно
присутствует множество фирм, каждая
из которых занимает
2. Однородность продукции.
3. Свобода входа и выхода из отрасли.
4. Существует равнодоступность информации.
Монополистической конкуренции присущи следующие моменты:
-установление монопольно
высоких цен и получение
- неценовая конкуренция;
- ограниченное количество продавцов;
- затрудненное вхождение на рынок товаров и услуг;
- имеют место различные
виды зависимости субъектов
5. Рыночное соперничество
различается по своим
6.Основными путями повышения
конкурентоспособности
-внедрение новых технологий;
-исследование покупательских запросов;
- появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;
-изменение стоимости
или наличия компонентов
- изменение правительственного регулирования;
- постоянная модернизация производства и других видов деятельности.
7. Для того, чтобы удержать конкурирующее преимущество, необходимо расширить наборы его источников, совершенствовать их, переходить к преимуществам более высокого порядка, которые дольше сохраняются.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Существует множество ее определений и, как правило, они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция- это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке. Именно конкуренция способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, и надо стремиться делать ее совершенной. В этой связи возникает настоятельная необходимость в ее изучении, знании сил и рыночных наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных ранках. Для меня интерес к понятию как самой конкуренции, так и ее разновидности- совершенной конкуренции вызван несколькими факторами. Мне хотелось бы уяснить при изучении этого вопроса, почему совершенная конкуренция невозможна изначально, что можно сделать или изменить, чтобы она стала реальностью. Но для этого необходимо разобраться в таких аспектах, как условия ее возникновения, состояние спроса и предложения в разные периоды времени и т.д.
2.2Спрос, объем производства и реализация
Поскольку объем продаж фирмы в условиях совершенной конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции. Если, например, мы предлагаем 1% от всего количества продаваемых на рынке яблок, то увеличение этой доли до 2% никак не повлияет на рыночную цену. Отсюда можно сделать вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным. Если цена 1 кг яблок составляет Р0, то кривую спроса на них можно изобразить в виде горизонтальной линии D, показывающей, что любое количество предлагаемой нами продукции будет продаваться по цене Р0 . Напротив, график рыночного спроса на яблоки будет наклонным, отражая готовность потребителей приобрести различное количество яблок при всех возможных уровнях цен при цене Ро будет приобретено Qо яблок. Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема продаж (производства) общий (валовой) .доход фирмы TR (англ. total revenus) будет равен произведению цены на количество проданной продукции Р • Q. При этом предельный доход MR(англ. marginal revenuе) - прирост дохода, связанный с выпуском (продажей) каждой дополнительной единицы продукции - будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, деленный на количество проданных товаров) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене. Например, мы продали на рынке 5 кг яблок по рыночной цене 7 грн. за 1 кг. Общий (валовой) доход составит 5(7=35 грн., средний и предельный доходы будут равны 7 грн.