Моноплия и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших признаков классификации экономических систем является форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановой). В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX века и современный Гонконг; капиталистической «плановой» экономики — гитлеровскую Германию; социалистической «рыночной» экономики — Югославию; социалистической плановой экономики — СССР. Историческая классификация должна включать, помимо современных, системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, которая выделяет доиндустриальные и постиндустриальные экономические системы.

Оглавление

Введение
1.Чистая монополия
1.1Источники монополии и признаки модели монополии
1.2 Основные положения монополии
1.3 Выводы
2.Чистая конкуренция
2.1Понятие конкуренции и ее характерные черты
2.2Спрос, объем производства и реализация
2.3Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

Новая папка.docx

— 157.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, чистые монополии при достаточно высоких отраслевых барьерах способны не только перераспределять доходы, они также снижают благосостояние общества в целом, нанося урон экономической эффективности.

Для характеристики негативных последствий монополизма экономисты используют такие понятия, как социальная цена монополии, Х-неэффективность  и др.

Социальная цена монополии - это чистые потери благосостояния общества, которые обоснованы монопольной властью.

В результате осознания обществом  негативных последствий монополизма  у государства появились различные  антимонопольные инструменты, которые  лежат в основе современной политики микрорегулирования. Это могут быть инструменты прямого воздействия на монополию и инструменты косвенного воздействия. К первым относятся различные законодательные меры, методы запрета, угрозы применения различных санкций или налогообложение прибыли монополиста. Ко вторым - установление предельных цен, предельно допустимой нормы прибыли и др. Используя прямые и косвенные методы, антимонопольные органы не пытаются устранить монополию. Они стремятся к устранению ее негативных последствия или, хотя бы, к снижению ущерба от нее для общественного благосостояния, поскольку полностью устранить ущерб часто не удается. Это значит, что государство такими мерами должно способствовать увеличению объема выпуска монополиста, снижению цены и прибыли. Рассмотрим, как это происходит.

Установление «потолка цены»  для монополиста часто используется в случае с естественными монополиями. Разукрупнять такие фирмы нельзя, так как производство станет менее  эффективным, возрастут долгосрочные средние издержки. В некоторых  странах государство национализирует  такие производства. Но это, как правило, лишь укрепляет монополизм и значительно  снижает стимулы к совершенствованию  производства. В других странах собственность  остается частной. Устанавливая «потолок цены» ниже монопольной цены государство  может добиться расширения объема выпуска  монополиста, так как изменяется предельный доход монополиста.

Монополист в некоторых  условиях может устанавливать разные цены на один и тот же продукт. Если издержки производства и обслуживания покупателей при этом не различаются, значит, имеет место ценовая дискриминация. Для ее осуществления рынок должен отличаться рядом признаков:

1) фирма (или фирмы)  на данном рынке имеют значительную  рыночную власть;

2) покупатели не имеют  возможности перепродавать данную  продукцию; чаще всего это наблюдается  в сфере услуг (например, мед.услуги не могут перепродаваться; авиа- и железнодорожные билеты, проданные со скидкой, предполагают наличие соответствующих документов и др.);

3) фирма способна разделить  покупателей на разные группы, исходя из эластичности спроса; покупателям с высокой эластичностью  спроса будет предложена относительно низкая цена, а покупателям с низкой эластичностью - высокая.

Ценовую дискриминацию может  проводить не только чистый монополист, но и другие фирмы, для которых  выполняются данные условия. Три  вида ценовой дискриминации:

Ценовая дискриминация  первой степени (совершенная дискриминация) - связана с возможностью производителя устанавливать цену на каждую единицу блага в соответствии с его ценой спроса. В этом случае каждый покупатель платит за товар свою цену, равную его индивидуальной цене спроса.

Ценовая дискриминация  второй степени (по объему покупки) означает, что цены блага одинаковы для разных покупателей, но различаются в зависимости от объема покупок. Блага продаются партиями, на каждую партию назначается своя цена. Это может происходить в скрытом виде, в форме накидки к цене или скидки к ней.

Ценовая дискриминация  третьей степени (на сегментированных рынках) означает установление разных цен для разных категорий покупателей - студентов, пенсионеров, детей дошкольного возраста и др. Все виды ценовой дискриминации позволяют монополисту завышать цены и тем самым перераспределять излишек потребителей в свою пользу.

 

                                  1.3 Выводы

1. Монополией называют  фирму (обладающую рыночной властью,  способную ограничивать конкуренцию,  влиять на цены) или отрасль,  в которой действуют такие  фирмы. Чистая монополия –  это ситуация на рынке с  единственным производителем/продавцом.  Монополии могут быть закрытыми  и открытыми, естественными и  др.

2. Источниками монопольной  власти являются инновации, крупные  капиталовложения, эффект масштаба, законодательные барьеры и др. Наиболее значительной монопольная  власть является в случае с  абсолютно неэластичным спросом,  отсутствием субститутов в других  отраслях и высокими входными  барьерами. Однако в реальности  абсолютно неэластичного спроса  не существует, а многие источники  монопольной власти являются  временными.

3. В отличие от совершенного  конкурента монополист является  «создателем цены», а его предельный  доход падает и зависит от  эластичности спроса.

4. Придерживаясь правила MR=MC, монополист определяет объем выпуска, а цена определяется функцией спроса. В отличие от совершенного конкурента монополист выпускает меньше, монопольная цена превышает конкурентную и монополист способен удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

5. К основным негативным  последствиям монополизма относят  перераспределение доходов общества, чистые потери благосостояния  и Х-неэффективность. Ущерб эффективности  заключается в неэффективном  привлечении ресурсов и их  неэффективном использовании.

6. Целью регулирования  монополии является увеличение  объема выпуска, снижение цены  и монопольной прибыли. С помощью  различных инструментов можно  достигнуть лишь частичного улучшения,  но приблизить ситуацию к результатам  совершенной конкуренции не удается.  Регулирование монополии поождает ряд проблем экономической политики.

7. Ценовая дискриминация  приводит к расширению объема  выпуска монополиста, но значительно  сокращает благосостояние потребителей.

 

 

2.Чистая конкуренция

Чистая конкуренция — рыночная структура, при которой множество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом , предлагая и запрашивая однородный продукт.

2.1 Понятие конкуренции

Конкуренция означает:

1) многочисленность производителей, продающих абсолютно идентичную (стандартизированную) продукцию,  похожую как две капли воды (уголь, зерно и т.д.);

2) невозможность производителей  влиять на изменение рыночной  цены в сторону повышения или  понижения. Все обязаны продавать  по существующей рыночной цене.

 Кроме того,  конкуренцию  можно классифицировать по нескольким  основаниям: а) масштабам развития; б) характеру; в) методам соперничества.

По масштабам развития она может быть:

1) индивидуальной;

2) местной; 

3) отраслевой;

4) межотраслевой; 

5) национальной;

6) международной.

По характеру развития конкуренция подразделяется:

1) на свободную; 

2) регулируемую.

 По методам ведения  рыночное соперничество делится: 

1) на ценовое 

2) неценовое.

 Конкуренция неразрывна  со своей противоположностью- монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность.

Для чистой конкуренции характерны следующие черты:

1. Число независимо действующих  на рынке фирм очень велико. Столь большое количество фирм  препятствует их объединению,  все действуют разобщено, разрозненно,  на собственный страх и риск.

2.Продукция, которой фирмы  конкурируют между собой, однородна  (стандартизирована). Больших различий  в уровне качества нет. Продукция  одной фирмы аналогична продукции  другой фирмы. Покупателю при  данной цене безразлично, у  какого продавца сделать покупку.

3. Каждая фирма производит  столь небольшую часть общего  объема производства, что возможен  лишь очень незначительный контроль  над ценой отдельными фирмами.  В целом можно сказать, что  контроль над ценой отсутствует.  Цена стихийно формируется рынком, и производителю остается только  « согласиться с ценой». Установить  цену выше сложившейся рыночной  нельзя, потому что по такой  цене ничего не купят установить  цену ниже рыночной тоже нельзя, уменьшаться прибыли фирмы.

4. Для вступления или  выхода из той или иной отрасли  нет каких-либо серьезных правовых, организационных, финансовых, технологических  ограничений. Осуществляется беспрепятственное  движение в обе стороны.

5. Преобладает стандартизированная  продукция, что не дает возможности  развивать неценовую конкуренцию.  Различия в качестве продукции,  ее подаче, рекламе, сбыте практически  отсутствуют.

6. Черты чистой конкуренции  характерны в основном для  мелкого сельского хозяйства,  фондовой биржи, рынка иностранных  валют. Из всего сказанного можно заключить, что для модели рынка чистая конкуренция характерны очень большое число фирм- участников рыночных отношений, стандартизированный продукт, отсутствие контроля над ценой, свободный вход и выход из отрасли, отсутствие неценовой конкуренции. Антиподом чистой конкуренции является чистая монополия, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Причем, как правило, этот продукт не имеет близких заменителей.

В литературе выделяют два  вида конкуренции:

1) свободную (совершенную) 

2) монополистическую (несовершенную).

Кроме того, ее подразделяют по масштабам развития, по характеру  развития и по методам ведения.

Для совершенной конкуренции  характерно:

1. На рынке одновременно  присутствует множество фирм, каждая  из которых занимает незначительную  долю рынка.

2. Однородность продукции.

3. Свобода входа и выхода  из отрасли.

4. Существует равнодоступность  информации.

Монополистической конкуренции  присущи следующие моменты:

-установление монопольно  высоких цен и получение монопольной  сверхприбыли;

- неценовая конкуренция;

- ограниченное количество  продавцов;

- затрудненное вхождение  на рынок товаров и услуг;

- имеют место различные  виды зависимости субъектов рыночных  отношений друг от друга.

5. Рыночное соперничество  различается по своим результатам  в зависимости от количества  его участников. Так, индивидуальная  конкуренция способна изменять  цены только отдельных продавцов.  Ведущаяся же в национальном  масштабе конкуренция приводит  в движение общую рыночную  цену.

6.Основными путями повышения  конкурентоспособности предприятий  являются:

-внедрение новых технологий;

-исследование покупательских  запросов;

- появление нового сегмента  отрасли или перегруппировка  существующих сегментов;

-изменение стоимости  или наличия компонентов производства;

- изменение правительственного  регулирования;

- постоянная модернизация  производства и других видов  деятельности.

7. Для того, чтобы удержать конкурирующее преимущество, необходимо расширить наборы его источников, совершенствовать их, переходить к преимуществам более высокого порядка, которые дольше сохраняются.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является  понятие конкуренции. Существует множество  ее определений и, как правило, они  не противоречат, а скорее дополняют  друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция- это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке. Именно конкуренция способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, и надо стремиться делать ее совершенной. В этой связи возникает настоятельная необходимость в ее изучении, знании сил и рыночных наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных ранках. Для меня интерес к понятию как самой конкуренции, так и ее разновидности- совершенной конкуренции вызван несколькими факторами.   Мне хотелось бы уяснить при изучении этого вопроса, почему совершенная конкуренция невозможна изначально, что можно сделать или изменить, чтобы она стала реальностью. Но для этого необходимо разобраться в таких аспектах, как условия ее возникновения, состояние спроса и предложения в разные периоды времени и т.д.

2.2Спрос, объем  производства и реализация

Поскольку объем продаж фирмы  в условиях совершенной конкуренции  составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции. Если, например, мы предлагаем 1% от всего количества продаваемых  на рынке яблок, то увеличение этой доли до 2% никак не повлияет на рыночную цену. Отсюда можно сделать вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным. Если цена 1 кг яблок составляет Р0, то кривую спроса на них можно изобразить в виде горизонтальной линии D, показывающей, что любое количество предлагаемой нами продукции будет продаваться по цене Р0 . Напротив, график рыночного спроса на яблоки будет наклонным, отражая готовность потребителей приобрести различное количество яблок при всех возможных уровнях цен при цене Ро будет приобретено Qо яблок. Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема продаж (производства) общий (валовой) .доход фирмы TR (англ. total revenus) будет равен произведению цены на количество проданной продукции Р • Q. При этом предельный доход MR(англ. marginal revenuе) - прирост дохода, связанный с выпуском (продажей) каждой дополнительной единицы продукции - будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, деленный на количество проданных товаров) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене. Например, мы продали на рынке 5 кг яблок по рыночной цене 7 грн. за 1 кг. Общий (валовой) доход составит 5(7=35 грн., средний и предельный доходы будут равны 7 грн.

Информация о работе Моноплия и конкуренция