Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:54, контрольная работа
Одним из важнейших признаков классификации экономических систем является форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановой). В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX века и современный Гонконг; капиталистической «плановой» экономики — гитлеровскую Германию; социалистической «рыночной» экономики — Югославию; социалистической плановой экономики — СССР. Историческая классификация должна включать, помимо современных, системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, которая выделяет доиндустриальные и постиндустриальные экономические системы.
Введение
1.Чистая монополия
1.1Источники монополии и признаки модели монополии
1.2 Основные положения монополии
1.3 Выводы
2.Чистая конкуренция
2.1Понятие конкуренции и ее характерные черты
2.2Спрос, объем производства и реализация
2.3Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Содержание:
Введение
1.Чистая монополия
1.1Источники монополии и признаки модели монополии
1.2 Основные положения монополии
1.3 Выводы
2.Чистая конкуренция
2.1Понятие конкуренции и ее характерные черты
2.2Спрос, объем производства и реализация
2.3Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В современных курсах по
экономической теории обычно выделяют
рыночную, командную, смешанную и
традиционную экономики. Лучше всего
изучена рыночная экономика, которая
характеризуется как система, основанная
на частной собственности, свободе
выбора и конкуренции, опирается
на личные интересы, ограничивает роль
правительства. Командная экономика
описывается как система, в которой
доминируют общественная (государственная)
собственность на средства производства,
коллективное принятие экономических
решений, централизованное руководство
экономикой посредством государственного
планирования. Под смешанной экономикой
подразумевается тип общества, включающий
элементы первых двух систем. Он характерен
для большинства современных
государств. Под традиционной экономикой
подразумевается архаичное
Одним из важнейших
признаков классификации
Историческая классификация должна включать, помимо современных, системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, которая выделяет доиндустриальные и постиндустриальные экономические системы.
1. Чистая монополия
Чистая монополия – редкое явление в экономике, более характерно для местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг
Термин монополия имеет греческое происхождение и переводится как «один продаю». В экономике его применяют для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов.
Сегодня этот термин
часто используют в широком
смысле, отождествляя монополизм
с любой рыночной властью. (Например,
в том случае, когда говорят
об антимонопольной политике, имеют
в виду государственное
Источниками монопольной власти (факторами монополизации), создающими высокие входные барьеры для потенциальных конкурентов и позволяющими в течение определенного времени оставаться в отрасли единственным предприятием, могут быть: эффект экономии на масштабе, при использовании которого единственная фирма способна удовлетворить отраслевой спрос; авторские права, патенты на изобретения, лицензии на право их использования; инновации (нововведения); исключительные права на ведение какого-либо вида деятельности, полученные от государства; высокие импортные пошлины; частная собственность на землю, создающая возможности контроля над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами и др.
Единственные субъекты, представленные на отдельных рынках, различаются, что отражается в экономическом лексиконе понятиями естественная монополия, открытая и закрытая монополии, монопсония и др. Отметим основные признаки модели монополии. С некоторыми из них вы уже знакомы. Теперь представим их более полно. Основными признаками или допущениями в модели монополии являются:
- единственный производитель
в отрасли, которому
- уникальность отраслевого
продукта, т.е. отсутствие близких
субститутов не только в
- закрытость отрасли
из-за существования высоких
- совершенная информированность;
- абсолютная гибкость цен;
- абсолютная мобильность ресурсов.
Предприниматель, работающий в таких отраслях, находится в особых условиях хозяйствования. Охарактеризуем важнейшие из них. Монополист удовлетворяет весь отраслевой спрос. Это значит, что, во-первых, цена не является для него заранее заданным параметром, определенным рынком. Он сам должен определить цену, исходя из цен спроса. Поэтому микроэкономисты называют его «создающим цену» в отличие от совершенного конкурента, «потребителя цены». Кривая отраслевого спроса отражает зависимость объема реализации от рыночной цены. Следовательно, она определяет для монополиста верхнюю границу цены, возможную при разных объемах выпуска.
Как известно, общий доход
TR=PQ, а монополист, в отличие от
совершенного конкурента, может изменять
не только объем, но и цену. В то же
время, понятно, что если он захочет
изменить выпуск, при продаже он
будет подчиняться рыночной цене
спроса, а, если сам захочет определить
цену, то рынок будет диктовать
ему максимально возможный
Теперь рассмотрим, как
монополист достигает равновесия в
своем стремлении к прибыли. Монополист,
как и другие хозяйствующие субъекты,
несет различные издержки постоянные
и переменные, явные и скрытые.
Издержки, также как и доход, являются
функциями объема выпуска, поэтому
стремление к максимизации прибыли
заставляет его сравнить доход и
издержки при разных объемах выпуска.
При росте выпуска общие
Объем выпуска монополист определяет методом сравнения а)общего дохода и общих издержек или б) предельного дохода и предельных издержек. Сравнивая общий доход (TR) и общие издержки (TC), монополист будет наращивать выпуск до тех пор, пока разность TR(Q) – TC (Q) не станет максимальной. Данный объем выпуска будет равновесным - Qe, монополист не заинтересован в его увеличении или уменьшении, так как прибыль (T) увеличиться не может, прирост прибыли d=0. Одновременно это означает, что в краткосрочном периоде он наращивает объем выпуска до тех пор, пока прирост общего дохода от дополнительной единицы продукции (MR) будет превышать прирост общих издержек (MC), так как в этом случае (d=MR-MC)>0, т.е. общая прибыль растет. Отсюда также следует, что равновесный выпуск монополиста (Qe) достигается при отсутствии прироста прибыли, т.е. при условии MR=MC. Цена монополиста (Pm) определяется функцией спроса, т.е. она может быть установлена на уровне, не превышающем цену спроса при заданном объеме выпуска. На рис.1.1. слева мы видим определение объема выпуска и цены монополиста с помощью сравнения общих и предельных величин дохода и издержек. Можно отметить, что Q1 и Q2 являются критическими точками, здесь монополист получает нормальную прибыль. Экономическая прибыль может быть получена в диапазоне выпуска Q1<Q<Q2. А максимальную прибыль он получает при Qe, т.к. этой точке соответствует наибольший отрезок TR – TC на верхнем левом графике рисунка. Нижний график слева отражает соответствующее данным объемам изменение общей прибыли. График вверху справа иллюстрирует определение объема с помощью предельных величин, а также монопольной цены, которая зависит от высоты точки на кривой спроса при заданном объеме выпуска. Нижний правый график отражает изменение прироста прибыли под влиянием прироста объемов выпуска.
На графиках , описанных в приложении 1.1, рассмотрены случаи, когда
соотношение между доходами и издержками монополиста позволяет ему
получать чистую экономическую прибыль. Но это наблюдается не всегда. В
краткосрочном периоде монополист может нести убытки или получать
нормальную прибыль. Это означает, что разность TR-TC ≤ 0 при любых
объемах выпуска или, что цена монополиста не превышает его средние
издержки даже в точке их минимума.
Если экономическая
прибыль принимает
В долгосрочном периоде объем и цена могут меняться. Особенности долгосрочного равновесия чистого монополиста объясняются:
А) существованием отраслевых барьеров;
Б) действием эффектов от масштабов;
В) особенностями спроса, изменениями его величины и эластичности.
Если монополист несет
убытки, то в долгосрочном периоде
он закроет производство и
уйдет из отрасли. Но если
он получает экономическую
1.2 Основные положения монополии
В сравнении с другими видами экономик, монополия имеет некоторые негативные стороны.
К основным негативным последствиям простой монополии принято относить:
- Завышение цены.
Монопольная цена превышает
Завышение цены означает, что монополист искусственно завышает излишек производителя, перераспределяя в свою пользу часть излишка потребителей. Соответственно наносится ущерб благосостоянию потребителей, которые покупают данную продукцию и тем потребителям, которые из-за повышения цены вынуждены отказаться от потребления данного товара.
- Занижение объема
выпуска. Монопольный выпуск
нельзя признать эффективным. Некоторое количество ресурсов необоснованно высвобождается из данной отрасли и могло бы быть эффективно в ней использовано.
- Неэффективное использование
привлеченных ресурсов. В долгосрочном
равновесии монополиста не
- Завышение прибыли.
Монополист получает
- Консерватизм в управлении и торможение
внедрения достижений НТП. При значительных
входных барьерах и отсутствии близких
субститутов снижаются стимулы к развитию
производства, внедрению технических
новинок, выпуску новых товаров, снижению
издержек, совершенствованию качества.
Сравнение условий и результатов хозяйствования при конкуренции и монополии позволяет придти к двум основным выводам.
Во-первых, используя рыночную власть, позволяющую ограничивать силы «невидимой руки рынка», монополисты получают сверхприбыли путем перераспределения доходов общества в свою пользу.