Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:01, курсовая работа
Многостороннее регулирование является органической составной частью механизма мировой торговли. Оно выступает как средство, содействующее обмену материальными ценностями и услугами, производственно-техническими знаниями и опытом между национальными производителями - экспортерами товаров и услуг. Организационными формами многостороннего регулирования межгосударственных торгово-экономических отношений являются международные экономические организации (МЭО).
Органы ВТО призваны обеспечить единый подход к исполнению странами обязательств и договоренностей «Уругвайского раунда». Членство в ВТО автоматически означает для стран принятие на себя в полном объеме и без всяких исключений всего пакета соглашений и договоренностей «Уругвайского раунда», кроме четырех соглашений с добровольным участием: соглашение о торговле гражданской авиатехникой; соглашение по правительственным закупкам; международное соглашение по молочной продукции; соглашение по говядине. Согласно договоренности, между участниками «Уругвайского раунда» создается многосторонний механизм разрешения споров, устанавливающий строгую дисциплину для членов ВТО в случае возникновения конфликтных ситуаций по тем или иным вопросам торговых отношений (тем самым заменяются отдельные системы, действовавшие в ГАТТ и различных добровольных кодексах).
Для
России, вовлеченной в процесс вхождения
в мировую систему хозяйства, Соглашение
о создании ВТО имеет существенное значение,
поскольку новая организация включает
в свои рамки ГАТТ, о намерении присоединения
к которой РФ сделала официальное заявление
в июне 1993 г. Присоединение России к Соглашению
о создании ВТО отвечает ее интересам
и будет способствовать росту авторитета
и роли РФ в международных экономических
организациях.
Всемирная
торговая организация - ВТО (World Trade Organization
- WTO)
Начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда».
Особенность «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров состоит в том, что впервые в истории ГАТТ в повестку дня были включены вопросы, не имеющие прямого отношения к деятельности данной организации. Это относится в первую очередь к торговле услугами (включая банковские, страховые, транспортные, строительные, компьютерные), а также к вопросам защиты интеллектуальной собственности, инвестиций, связанных с торговлей. Кроме того, в повестку дня раунда были включены вопросы совершенствования и адаптации механизма ГАТТ к современному этапу развития мировой торговли. Расширяя сферу деятельности, ГАТТ по существу превратилась во всемирную экономическую организацию по гармонизации существующей международной торговой системы.
Для проведения многосторонних переговоров в рамках «Уругвайского раунда» была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа - Комитета по надзору, призванного наблюдать за выполнением взятых участниками обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп - по таможенным тарифам; по нетарифным мерам; по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по торговым аспектам инвестиционной политики; по изменению статей ГАТТ; по соглашениям и договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами.
Характерной чертой «Уругвайского раунда» является то, что многосторонние торговые переговоры впервые приобрели комплексный характер и имели конкретные практические результаты. По итогам переговоров 15 декабря 1993 г. был принят Заключительный акт переговоров и Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Новые соглашения и договоренности, достигнутые в ходе «Уругвайского раунда», призваны гарантировать стабильность договорно-правовой основы международной торговли. Они создают новый механизм международной торговой системы.
Одобрение Заключительного акта странами-участницами означает, что проходившие на протяжении 7 лет переговоры (1986 - 1993 гг.) в рамках ГАТТ были успешно завершены. Подписание и ратификация Заключительного акта состоялись 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Его подписали представители 120 стран - участников многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ.
Заключительный акт по результатам «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров (Final Act Embodying the Results of the Uruguay Round of Maltilateral Trade Negotiations, Marrakesh 15 April 1994) содержит следующие положения.
а) поддерживать Соглашение о ВТО перед своими компетентными органами с целью его одобрения в соответствии с установленной процедурой;
б) одобрить Министерские декларации и решения.
ВТО создает основу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы и положения. Правовой основой ВТО являются: ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Всемирная торговая организация - постоянно действующая международная организация; в отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы ООН. ГАТТ не имело формального статуса специализированного учреждения. Оно относилось к межправительственным учреждениям, связанным с системой ООН формальным соглашением.
ВТО представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 132 государства и еще 31 страна, среди которых Китай, Российская Федерация, Саудовская Аравия, которые ведут переговоры о вступлении в нее. Среди членов ВТО - 32 развитых страны и 100 развивающихся стран.
Целью ВТО является
либерализация международной торговли
и придание ей устойчивой основы, обеспечивая
таким образом экономический рост и развитие
и повышение благосостояния людей. Это
достигается частично на основе выработки
и установления правил и соглашений, касающихся
торговли между странами-членами и частично
путем переговоров, направленных на дальнейшую
либерализацию торговли товарами и услугами.
Многосторонние
межправительственные организации по
регулированию мировых товарных рынков
Межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков, именуемые Международными товарными организациями (МТО), включают:
МТО
имеют целью наблюдения за реализацией
международных товарных соглашений, а
также изучение состояния мировых товарных
рынков и обсуждение проблем, связанных
с соотношением спроса и предложения на
конкретных рынках, и выработки рекомендаций
правительствам стран-участниц (Международные
консультативные организации и Международные
исследовательские группы). Деятельность
МТО в определенной степени ограничивает
возможности для односторонних действий
некоторых стран-производителей сырья,
препятствует образованию международных
объединений экспортеров картельного
типа.
Международные
организации
МО (International Organizations) были созданы на основе международных товарных соглашений с целью наблюдения за их реализацией. Они обладают правосубъектностью, имеют конкретные цели и организационную структуру. Направления деятельности МО предполагают использование специально создаваемых механизмов в зависимости от вида соответствующего международного товарного соглашения.
В
настоящее время в системе ООН действуют
Международные организации по какао, по
кофе, по натуральному каучуку, по сахару,
по зерну, по тропической древесине, по
джуту. Организационная структура МО,
наделенных международной правосубъектностью,
в принципе, однотипна. Она включает Международный
совет, Исполнительный комитет и Исполнительного
директора. Международный совет является
высшим органом, состоящим из представителей
всех участников Соглашения. Он проводит
регулярные очередные и внеочередные
сессии, где принимаются решения, связанные
с реализацией Соглашения. Система распределения
голосов при принятии решений основана
на формальном равенстве сторон - стран-экспортеров
и импортеров. Исполнительный комитет
- это высший исполнительный орган, работающий
под руководством Совета и отчитывающийся
перед ним. Он осуществляет текущее наблюдение
за состоянием конъюнктуры мирового рынка
и вырабатывает рекомендации по механизму
его регулирования.
Информация о работе Многосторонние межгосударственные организации