Многопериодная ценовая дискриминация и ценообразование с учетом пиковой загрузки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:38, реферат

Краткое описание

Актуальность. В условиях рынка совершенной конкуренции цена является для фирмы экзогенным фактором. Фирма, не обладающая властью над ценой, принимает цену как данную и вынуждена продавать весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. В отличие от этого на рынке несовершенной конкуренции отдельная фирма, обладая некоторой степенью монопольной власти, приобретает некоторую (большую или меньшую) власть над ценой. Это, с одной стороны, расширяет возможности фирмы, но, с другой стороны, создает специфические проблемы, от решения которых во многом зависит уровень конкурентоспособности экономического субъекта.

Оглавление

Введение 2
1. Многопериодная ценовая дискриминация 3
2. Ценообразование с учетом пиковой загрузки 4
Заключение 11
Список используемой литературы 12

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике отраслевых рынков.doc

— 119.50 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

Введение              2

1. Многопериодная ценовая дискриминация               3

2. Ценообразование с учетом пиковой загрузки              4

Заключение              11

Список используемой литературы              12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В условиях рынка совершенной конкуренции цена является для фирмы экзогенным фактором. Фирма, не обладающая властью над ценой, принимает цену как данную и вынуждена продавать весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. В отличие от этого на рынке несовершенной конкуренции отдельная фирма, обладая некоторой степенью монопольной власти, приобретает некоторую (большую или меньшую) власть над ценой. Это, с одной стороны, расширяет возможности фирмы, но, с другой стороны, создает специфические проблемы, от решения которых во многом зависит уровень конкурентоспособности экономического субъекта.

Основная проблема для обладающей рыночной властью фирмы заключается в выборе принципов ценообразования, способствующих максимизации прибыли.

Невзирая на специфику каждой из стратегий ценообразования фирмы, обладающей рыночной властью, для всех них характерна одна общая особенность: все они являются различными способами присвоения излишка потребителя и его перераспределения в пользу производителя.

Объектом данной работы является ценообразование при наличии у фирмы рыночной власти.

Предметом является изучение многопериодная ценовая дискриминация и ценообразование с учетом пиковой загрузки.

 

 

 

 

 

 

 

1. Многопериодная ценовая дискриминация

 

Многопериодная ценовая дискриминация представляет собой распределение потребителей по разным категориям, в зависимости от их функций спроса, с помощью установления различных цен в разные периоды.

Многопериодная ценовая дискриминация достаточно близка к ценовой дискриминации третьего рода и является одной из наиболее важных и широко распространенных стратегий ценообразования.

Ценовая дискриминация предполагает установление различных цен для разных групп потребителей и представляет собой диверсификацию цены в зависимости от категории товара. Данный вид дискриминации применяется фирмой в тех случаях, когда эластичность спроса по цене варьирует в зависимости от сегмента рынка.

Процесс ценообразования при осуществлении ценовой дискриминации включает в себя два этапа. Первый этап включает распределение общего количества выпускаемой продукции (независимо от объема производства) между группами потребителей таким образом, чтобы предельные доходы от продажи товара разным группам были одинаковы (в противном случае фирма не сможет получить максимальной прибыли).

Второй этап включает выбор совокупного объема производства таким образом, чтобы предельный доход от реализации продукции каждой из групп

потребителей равнялся предельным издержкам производства.

Обычно выделяют следующие основные разновидности ценовой дискриминации:

• зональные цены;

• дифференциацию цен в зависимости от статуса потребителя;

• дифференциацию цен по отношению к информированным и неинформированным потребителям;

• дискриминацию потребителей по отношению к разной оценке времени.

 

2. Ценообразование с учетом пиковой загрузки

 

Ценообразование с учетом пиковой загрузки представляет собой форму межвременной ценовой дискриминации, учитывающей пиковый характер спроса на некоторые товары и услуги в определенные периоды. Кроме того, предельные издержки в такие пиковые периоды также высоки, что связано с ограниченностью производственных мощностей. Таким образом, цены в пиковые периоды находятся на более высоком уровне, чем в остальное время.

Несмотря на некоторые общие черты, ценообразование с учетом пиковой загрузки имеет определенные отличия от ценовой дискриминации третьего рода. При использовании практики ценовой дискриминации третьего рода предельные доходы от продажи товара различным группам потребителей совпадают и равны предельным издержкам (это объясняется тем, что издержки по обслуживанию разных групп потребителей не являются независимыми друг от друга).

Однако при ценообразовании с учетом пиковой загрузки, как и в большинстве случаев многопериодной дискриминации, ситуация меняется. Издержки продажи товара в пиковые периоды практически не подвержены влиянию большего или меньшего количества проданного в обычное время товара. В результате цену и объем продаж в одном периоде можно определить независимо от цены и объема продаж в другом, приравнивая предельные издержки и предельный доход в каждом периоде.

Многие виды продукции, например услуги связи или услуги трубопроводного транспорта, должны потребляться сразу в процессе их производства, их невозможно хранить и, следовательно, запасать. Это относится также к электроэнергии, которую невозможно или, точнее, слишком дорого запасать в промышленно значимых объемах.

Вместе с тем спрос на эту продукцию, как правило, существенно колеблется во времени. Например, населению и предприятиям требуется значительно больше электроэнергии в дневное и вечернее время, чем ночью. Спрос на пассажирские железнодорожные перевозки летом, в период отпусков, значительно выше, чем в другие сезоны года. Потребность людей в услугах связи зависит от дня недели и времени суток. Наверное, каждый из нас сталкивался с тем, что в конце рабочего дня невозможно дозвониться в некоторые районы города из-за пикообразно подскочившего спроса на услуги городской телефонной связи.

Вследствие того, что продукцию невозможно запасать, а спрос на нее колеблется во времени, производственные мощности естественной монополии загружаются неравномерно. Готовность предприятий удовлетворять спрос в периоды его пикового подъема обеспечивается ценою содержания производственных мощностей, которые не используются в другое время.

Какой должна быть политика ценообразования в подобных обстоятельствах? Применение "пилообразного" ценообразования, при котором относительно более высокие цены на продукцию в периоды пикового спроса (англ, peak-load pricing) чередуются с низкими ценами в прочие периоды, позволяет уменьшить привлекательность потребления в пиковые периоды и поощрить потребление во внепиковые, что значительно улучшает использование производственных мощностей во времени.

Возьмем для примера электроэнергетику. "Пилообразное" ценообразование на электроэнергию в России означало бы, что (элиминируя инфляцию) тарифы на электроэнергию должны быть выше зимой, чем летом (потому что на зиму приходится наивысшее потребление электроэнергии), и выше в дневное и вечернее время, чем ночью. Так и обстоит дело во многих странах мира. У нас же тарифы на электроэнергию все еще разнятся по сезонам года в обратной зависимости от загрузки мощностей: зимой они ниже, чем летом, и не различаются, как правило, по времени суток.

Отечественная практика ценообразования по настоящее время основывается на бухгалтерских, а не экономических представлениях о затратах, поэтому одни и те же (квартальные) суммы постоянных затрат электростанций (амортизация и пр.) зимой раскладываются на больший объем производимой электроэнергии, чем летом. Вот и получается (если вычесть инфляционный тренд), что себестоимость 1кВт-ч электроэнергии и соответственно тарифы ниже зимой, чем летом. Ясно, что такое ценообразование стимулирует потребителей к неравномерному потреблению электроэнергии, что вызывает значительные перепады в загрузке производственных мощностей и удорожание электроэнергии.

Общепринятые методы калькулирования себестоимости продукции во многих случаях не совпадают с принципами правильного исчисления (экономических) затрат. Поэтому нужно подчеркнуть, что при построении цен нет необходимости отклоняться от затрат, чтобы добиться желаемого стимулирующего эффекта, наоборот, нужно точнее следовать тому, как понимаются затраты в микроэкономической теории.

Затраты производства дополнительного киловатт-часа электроэнергии, скажем, на тепловой электростанции в период низкого спроса и неполной загрузки существующих мощностей включают в себя только дополнительный расход топлива и другие переменные затраты производства одного киловатт-часа электроэнергии. Другое дело ≈ затраты в период пикового спроса и максимально возможной загрузки существующих производственных мощностей. В этом случае затраты включают в себя помимо названных элементов также затраты, требующиеся для создания дополнительной производственной мощности в 1 кВт.

Следовательно, затраты на производство единицы электроэнергии в пиковом периоде значительно выше, чем во внепиковом. То же самое относится и к затратам транспортировки и распределения электроэнергии.

Формирование цен (тарифов), дифференцированных по периодам в зависимости от того, являются ли производственные мощности лимитирующим фактором, основывается на обычной концепции максимизации благосостояния. Мы рассмотрим простую модель, в которой спрос хотя и колеблется, но известен с полной определенностью.

Предположим, что типичный отрезок времени, например день (сутки), разделен на два периода одинаковой продолжительности, в каждом из которых задана своя независимая функция спроса. Обозначим их D1(P) и D2(P).

Будем предполагать, что вторая кривая спроса лежит всюду выше первой. Независимость кривых спроса означает, что цена, назначенная в одном периоде дня, не оказывает влияния на объем спроса в другом периоде.

Затраты предполагаются линейными. Пусть b обозначает переменные (эксплуатационные) затраты на единицу продукции в период, а B ≈ затраты в день, обеспечивающие единицу производственной мощности. Таким образом, требующаяся (в период) единица продукции будет стоить b, если производственная мощность, необходимая для ее производства, уже существует, и b. + B, если дополнительную мощность необходимо установить. Раз уж производственная мощность установлена, она может использоваться для удовлетворения спроса в обоих периодах дня.

Будем предполагать в анализе, который следует ниже, что устанавливается достаточная мощность, чтобы удовлетворять весь спрос.

Решение двухпериодной задачи оптимального ценообразования показано на рис. 1 (всюду нижний индекс указывает номер периода). Рис. 1, а показывает случай несмещающегося пика, в котором должны быть установлены цены P1 = b и P2 = b + B; при этом попериодные выпуски X2 > X1, а производственная мощность М = X2.

Чтобы продемонстрировать, что указанные цены оптимальны, рассмотрим цены P2 и P1, которые немного выше, чем заданные нами P2 и P1. Просуммируем и сравним площади фигур, измеряющих чистую выручку продавца и излишек потребителей, для каждого случая. Для пикового периода чистая выручка, соответствующая P2, увеличится на P2P2ВЕ, но излишек потребителей уменьшится на P2P2ВС, поэтому чистые потери в эффективности составят ЕВС. Аналогично при P1 потери в эффективности равны KHJ. При иных отклонениях цен от P2 и P1 будут иметь место похожие потери в эффективности. Оптимальная производственная мощность будет M = max (X1,X2), потому что при оптимальных ценах объем спроса в каждом периоде не может превысить производственной мощности.

Обратим внимание на то, что в случае несмещающегося пика выручка в пиковый период (P2X2) покрывает затраты пикового периода: и затраты на мощность (BМ), и текущие затраты (bX2); а во внепиковый период выручка (P1X1) покрывает только текущие затраты.

На рис. 1, б изображен случай смещающегося пика. В результате применения цен, установленных в соответствии с описанным выше правилом, пик спроса переместится из периода высокого спроса в период низкого спроса, так что X2 < X1. Подобный результат кажется необычным и на самом деле не обеспечивает максимизации благосостояния.

 

Правильное решение получим, просуммировав по вертикали две кривые спроса D1 и D2 и получив DS. Пересечение кривой DS с горизонтальной линией, проходящей через 2b + B, определяет оптимальную производственную мощность М, в соответствии с которой могут быть определены оптимальные цены, P2 и P1, которые, как и в случае неизменного пика, удовлетворяют равенству P2 + P1 = 2b + B .

Заметим, что в случае смещающегося пика потребители пикового периода оплачивают более высокую цену, чем потребители внепикового, хотя объемы поставок одинаковы в обоих периодах. Это дает основание для утверждения, что оптимизирующая благосостояние дифференциация цен по периодам может повлечь ценовую дискриминацию.

В случае смещающегося пика потребители обоих периодов участвуют в возмещении затрат на мощность (B), которая полностью используется в обоих периодах. Заметим, что нет твердого правила для распределения затрат на мощность между потребителями пикового и внепикового периодов, оно зависит от относительной силы спроса в двух периодах. Если пиковый спрос возрастет относительно внепикового спроса, оптимальность потребует, чтобы потребители пикового периода оплачивали теперь возросшую долю затрат на мощность B. Но не только соотношение между спросом одного и другого периодов определяет, будем ли мы иметь несмещающийся или смещающийся пик, величина затрат на мощность в соотношении со спросом также важна.

Информация о работе Многопериодная ценовая дискриминация и ценообразование с учетом пиковой загрузки