Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:56, курсовая работа
Цель курсовой работы провести влияние рынка труда на мировую экономику.
Задачами являются рассмотрение следующих вопросов: международный рынок труда и тенденции его развития; конкурентоспособность российской рабочей силы; рынок труда в условиях глобализации мировой экономики; внеэкономические последствия миграции рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ
5
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
7
2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
18
3. РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
24
4. ВНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
42
Существующее в настоящее время в России законодательство в области регулирования внешней трудовой миграции нуждается в существенных изменениях и дополнениях. На сегодняшний день остро необходима разработка кодекса нормативно-правовых актов, направленных на легализацию трудовой миграции, отмену морально устаревших законов и приведение к единому знаменателю действующих.
Международная миграция рабочей силы имеет еще целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического характера, не улавливаются рынком и потому не могут быть измерены в денежном выражении. Однако именно эти последствия играют важную роль как в определении направлений и структуры самой миграции, так в формировании общественного мнения и государственной политики по отношению к ней.
Рабочие, перемещаясь из одной страны в другую, переносят с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит свое воплощение в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, компенсируется должным уровнем заработной платы. Однако одновременно возникают и положительные внешние эффекты, поскольку иностранные рабочие привносят свои знания и навыки в процесс производства, и они распространяются среди других рабочих. Особую проблему представляет так называемая «утечка мозгов» — эмиграция высококвалифицированных специалистов промышленно развитые страны из менее развитых стран, в том числе и переходных экономик. Получившая широкий размах со второй половины 60-х гг. «утечка мозгов» происходит либо путем выезда специалистов на работу в развитые страны, либо невозвращения их на родину после получения высшего образования в учебных заведениях развитых стран. Для стран эмиграции «утечка мозгов» имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая экономическое развитие. Развитые страны, наоборот, получают значительный положительный эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной элиты.
Иммиграция порождает не только положительные, но и отрицательные внешние эффекты для принимающей страны. Обычно в городах образуются кварталы и целые районы компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения, такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности т.д.
Приток иностранных рабочих редко вызывает положительные эмоции у местного населения в принимающей стране. И дело не только в том, что иммигранты отбирают часть рабочих мест у рабочих данной страны, усиливают конкуренцию на рынке труда и способствуют снижению ставок заработной платы. Даже те группы населения, экономические интересы которых иммиграция непосредственно не затрагивает, относятся к иностранным рабочим в лучшем случае настороженно, а порой и откровенно враждебно. Конкретные причины напряженности во взаимоотношениях местного населения и иностранных рабочих могут быть самыми разными, но в основе их чаще всего лежат этнические предрассудки и религиозная нетерпимость.
Эмиграция представляет собой перемещение наиболее ценного фактора производства. Домашние хозяйства, местные административные единицы, государства вкладывают значительные средства в его создание. Миграции не приводят к соответствующей отдаче странам, которые покидают уезжающие. Исследования показали, что к выезду из развивающихся стран наиболее расположены группы населения со средними доходами. Не отмечается прямая связь между бедностью и трудовой миграцией. Группы с наименьшими доходами в бедных странах не имеют перспектив, финансовых средств и информации, чтобы в больших масштабах включиться в международную миграцию, хотя отмечались случаи обратной тенденции. Поэтому чаще всего в результате эмиграции страны теряли наиболее квалифицированную рабочую силу, и возникавшие вакансии замещались менее подготовленными работниками, что сказывалось на эффективности производства. Подобные случаи были характерны для Египта, Иордании, Йемена, Лесото и других стран. Некоторые страны Тропической Африки, Южной Азии, Центральной Америки потеряли 1/3 профессиональных работников.
Эмиграция нередко наносит тяжелый урон интеллектуальному потенциалу стран-доноров, который является самой ценной субстанцией любого общества. Суть этой проблемы состоит не столько в количестве уезжающих за рубеж специалистов, сколько в их значении. Отъезд того или иного неформально ведущего научного сотрудника может парализовать работу творческого коллектива. Отток «мозгов» усиливает диспропорции научно-технического развития основных подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.
Миграция рабочей силы, базируясь на различиях в уровнях экономического развития, вместе с тем способствует ослаблению ряда проблем стран эмиграции. В частности, для ряда особенно малых стран денежные переводы эмигрантов играют важную роль в качестве источника их валютных поступлений. В Албании они составляют 150% объема экспорта товаров и услуг, в Буркина Фасо и Иордании — 31—42%, в Йемене — 23—29% их поступлений от товарного экспорта. В крупных странах (Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины) они составляют 20—27% экспортных поступлений.
Для рабочих-эмигрантов характерна высокая норма сбережений. Их средняя склонность к сбережениям колеблется от 35% у турецких эмигрантов до 70% — у пакистанских. Средняя склонность переводить в страну выезда ниже и колеблется в пределах 11—50%. Она понижается по мере увеличения срока пребывания иммигранта в принимающей стране.
Денежные переводы стимулируют внутренний спрос, который может приводить к росту производства и занятости. В ряде стран с узким внутренним рынком они могут увеличивать инфляционное давление и вызывать расширение импорта. Исследования по Бангладеш и Пакистану показали, что только небольшая часть переводов расходуется на производственные инвестиции. В социальной сфере позитивный эффект миграции связывают обычно с ростом благосостояния если не всего общества, то хотя бы некоторой его части.
Положительное влияние может оказывать приобщение временных мигрантов к более передовым технологиям, применяемым в странах иммиграции, более высоким стандартам трудовой этики. По оценкам, из США в свою страну возвращается примерно 25% иммигрантов, но возвращение эмигрантов не всегда приносит выгоду стране. Нередко только половина возвращающихся являются экономически активными.
Таким образом, международная миграция трудовых ресурсов слабо влияет на перераспределение дохода в мировом хозяйстве и тем более на выравнивание уровней экономического развития. Рабочая сила до сих пор остается немобильным фактором производства по сравнению с капиталом, который перемещается в мировой экономической системе более свободно. Общий эффект международной миграции для экспортирующих стран значительно ниже, тем в торговле и движении капитала. Так, переводы мигрантов составляют лишь более 1 % мирового экспорта товаров.
Подобное положение предопределяется политикой, прежде всего индустриальных стран, которая носит ярко выраженный иммиграционный характер. Начиная с 70-х годов страны Запада начали ужесточать меры по ограничению иммиграции, почти одновременно с этим западные страны, и прежде всего США, в рамках политики защиты прав человека развернули кампанию за свободу передвижения людей. Усилилась селективность допуска исходя из целей внешней политики и решения своих экономических проблем. Иммиграционные правила пересматривается в сторону поощрения притока научных и высококвалифицированных лиц. В этом отношении представляются обоснованными предложения ряда стран о выработке механизма компенсации за использование трудовой иммиграции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Выступая в прошлом главным образом в формах кочевничества, военных и колонизационных переселений, международная миграция населения с развитием капиталистической системы хозяйствования приобрела новые черты. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства. Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлого века, но и первой половины прошлого столетия. Главные его особенности следующие.
1. Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела поистине глобальный характер. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности.
2. Доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.
3. Миграции трудовых ресурсов способствуют и современные технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда. Это связано прежде всего с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.
4. На современном этапе развития значительно увеличилась нелегальная миграция рабочей силы, которая стала мировой проблемой.
5. В международной миграции происходят качественные изменения, обусловленные НТР, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов.
6. Одной из характерных особенностей современного этапа международной миграции рабочей силы стало все более активное вмешательство государства в этот процесс. Оно регулирует сделки на мировом рынке рабочей силы, дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов. Оно занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для найма иностранных рабочих.
Таким образом, стратегию действий государства в сфере регулирования миграции необходимо рассматривать в контексте общенациональной цели: безопасности и благополучия человека, построения сильного и самостоятельного государства.
В результате проделанной работы в рамках курсовой работы по исследуемой теме были достигнуты поставленные цели и задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ершов, М.В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике / М.В. Ершов. – М.: Экономист, 2005. – С.7.
2. Зайончковская, Ж. Нормальной миграции люди не замечают / Ж. Зайончковская // Известия. – 2003. – 13 февраля. – С. 3.
3. Ивахнюк, И.В. Международная трудовая миграция / И.В. Ивахнюк. - М.:ТЕИС, 2005. – С. 242, 270.
4. Ионцев, В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения / В.А. Ионцев. – М.: Диалог-МГУ, 2000. – С. 93.
5. Клавдиенко, В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления. - 2005.- № 6. – С. 35.
6. Коршунов, А. Гастарбайтерам везде у нас дорога / А. Коршунов // Экономика и жизнь. – 2006. - № 30. – С. 7.
7. Лундестад, Г. Восток, Запад, Север, Юг. Основные направления международной политики / Г. Лундестад. – М., 2002. – С. 42.
8. Макарян, А.С. Глобализация и человеческий потенциал: демографическое измерение (международный аспект) / А.С. Макарян. – М.: Экономика, 2003. – С. 51.
9. Мировая экономика / под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 256.
10. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ / под ред. Р.И. Цвылева. – М.: Наука, 1999. – С. 7-8.
11. Орешкин, В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов / В. Орешкин // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – С.76, 79.
12. Покрытан П. Формирование организационных структур на рынке труда // Экономист. - 2003. - № 3. – С. 28.
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006 г. / Российская газ. – 2006. – 11 мая (№ 97). – С. 2.
14. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) и плана действий Правительства РФ по реализации в 2006 г. положений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)» / Собрание законодательства РФ. – 2006. – 30 янв. (№ 5). – Ст. 589.
15. Россия в современном мировом хозяйстве. – М., 2003. – С. 149-150.
16. Хенкин, С. Иммиграционный вызов: испанский случай / С. Хенкин // МЭМО. - 2006. – № 7. – С. 117.
17. Херрманн-Пиллат К. Социальная рыночная экономика как форма цивилизации// Вопросы экономики. 1999. № 12.
18. Черников Г.П..- Мировая экономика., учебник д/Вузов.- М.: Дрофа, 2003 –
19. Шлендер П.Э. Экономика труда./ Кокин Ю.П., Романов А.Н. - М: ЮРИСТЪ, 2003 – с.582.
20. Юрьева Т. В. Социальная рыночная экономика. - М., 1999 - 280с.