Мировой рынок рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы провести влияние рынка труда на мировую экономику.
Задачами являются рассмотрение следующих вопросов: международный рынок труда и тенденции его развития; конкурентоспособность российской рабочей силы; рынок труда в условиях глобализации мировой экономики; внеэкономические последствия миграции рабочей силы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
5
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
7
2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
18
3. РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
24
4. ВНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
42

Файлы: 1 файл

мировой рынок раб силы кур_р.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Лидером по привлечению иммигрантов в качестве рабочей силы является ЕС.  При этом «рекордсменом» по приему переселенцев является Испания (она принимает примерно 30% мигрантов, пересекающих границы ЕС). Происходящий в последнее время на фоне низкой рождаемости  значительный рост населения страны в наибольшей  степени связан с притоком мигрантов [8].  

Таким образом, современная миграция является динамичной и сложной, что требует нового подхода от правительств разных стран к регулированию миграционных перемещений. Несмотря на большую экономическую и социальную значимость, трудовая миграция остается слабо изученной, а выводы исследователей зачастую носят противоречивый характер. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграционные процессы  влияют на различные стороны  жизни общества, такие как  экономика, социология, демография,  политика, право, идеология, психология. С другой стороны, анализ размеров и тенденций современной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием надежных статистических показателей. 

Кроме того, до настоящего времени недостаточно изученными остаются такие теоретические аспекты, как воздействие трудовой миграции (особенно международной) на экономический потенциал страны,  рынок труда и сферу занятости.

Данное обстоятельство предопределяет особую актуальность рассматриваемого вопроса, тем более что в современной российской экономической литературе отсутствуют комплексные исследования  процессов трудовой миграции в России с учетом сложившейся миграционной ситуации на территориях страны. Единичные публикации по отдельным вопросам миграции рабочей силы не дают полного представления о фактическом состоянии процессов в данной сфере, что ограничивает возможности осуществления адекватных мероприятий государственной миграционной политики.

В связи с новизной для России возникающих в этой сфере проблем в центре внимания ученых и практиков находится миграционная ситуация в стране и ее влияние на рынок труда и занятость населения.

Упоминая о новизне, автор имеет в виду тот фактор, что в России достаточно длительный период миграция большей части населения была ограничена (действием института прописки, статусом определенных категорий населения, отсутствием паспортов у колхозников, «железным занавесом» и т.д.). Кроме того, прежние идеологические стереотипы ориентировали многих наших исследователей на поиски искусственно подобранных доказательств «порочности» международной миграции населения, в меньшей степени они занимались анализом реальных процессов, происходящих в мировой экономике.

В связи с этим огромное значение приобретает разработка и осуществление государственной миграционной политики России, создание условий для полноценного  вхождения России в мировой  рынок труда.

Проведенный анализ текущей миграционной ситуации в России и ее регионах  позволил выявить следующие особенности:

1. Рост миграционной активности. Согласно цифрам официальной статистики, за 2006 г. число мигрантов внутри России увеличилось на 24,3 тыс. человек, или на 1,3 %, по сравнению с предыдущим годом. При этом миграционный прирост населения России увеличился на 20,9 тыс. человек, или на 19,4 %.

На первый взгляд это может показаться некоторым стабилизирующим фактором, однако направления миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечают стратегическим потребностям государства.

2. Миграция в Россию является важным фактором поддержания численности населения страны в условиях его естественной убыли. В 2006 г. было отмечено увеличение миграционного прироста в обмене населением практически со всеми государствами - участниками СНГ, кроме Беларуси, Казахстана, Киргизии и Туркмении.

3. Продолжается стихийный отток населения  Дальнего Востока, Крайнего Севера в центральные регионы страны. Этот процесс усугубляет диспропорции регионального развития и  превращается в фактор дисбаланса и рассредоточения рабочей силы.

4. Сохраняется значительная  незаконная внешняя миграция, в том числе криминальная. По оценке Федеральной миграционной службы,  в России проживает не менее  10 млн. мигрантов, а по некоторым сведениям – 15 млн. При этом только 2 млн. мигрантов находятся в стране на законном основании, а официально платят налоги только 700 тыс. иностранцев [10].

Проведенный анализ показал, что такое расхождение в количестве нелегальных мигрантов объясняется разными подходами к их  определению, поскольку нередко происходит смешение двух категорий: лиц, незаконно находящихся на территории РФ, и лиц, прибывших законно, но работающих без разрешения миграционной службы. Так, большинство гастарбайтеров (так в средствах массовой информации именуют иностранных работников) из Молдовы, Таджикистана, Украины приехали в Россию на законных основаниях, но незаконно трудятся. В то же время такие представители дальнего зарубежья, как вьетнамцы и афганцы, остаются в России, въехав по туристической визе.

«Нелегалы» не платят налогов, не делают отчислений в страховые фонды и в результате сбивают уровень заработной платы, что негативно влияет на экономику и положение российских граждан. Как правило, эти явления сопровождаются втягиванием «нелегалов» в криминальные структуры.

За годы реформ наша страна вошла в число ведущих мировых центров иммиграции. В среднем в 1992-2002 гг. за год США «впитывали» 925 тыс. человек, Германия – 865 тыс. Для России данный показатель был на уровне 610 тыс.человек [11]. Таким образом, можно утверждать, что в количественном плане эмиграция рабочей силы из России перекрывалась иммиграционным притоком, чего, однако, нельзя сказать о качественном соотношении указанных перемещений. Другими словами, участие России в мировом рынке труда приняло достаточно уродливые формы, так как происходил активный отток высококвалифицированных кадров за рубеж. Как справедливо заметил А. Макарян, «утечка умов» и межстрановая миграция специалистов – такова типичная характерная черта современного рынка труда России» [12].

Относительно последствий международной иммиграции необходимо сказать, что мнения чрезвычайно разнообразны. Ряд исследователей видят в иммиграции единственный для нашей страны выход, благодаря которому в условиях естественной убыли коренного населения сохраняется неизменной его численность и тем самым обеспечивается необходимое для экономического роста количество рабочих рук. В связи с этим сложилось мнение, что использование иностранных рабочих содействует хозяйственному развитию стран-реципиентов, помогая многим из них совершить «экономическое чудо» [13].

Их оппоненты придерживаются прямо противоположной точки зрения. Они убеждены, что появление у нас большого числа мигрантов наносит вред экономическому развитию России [11]. Существуют и более взвешенные взгляды на эту проблему, сводящиеся к утверждению, что в XXI в. реальный выбор для России состоит не в том, быть или не быть иммиграции, а в том, в какой форме  - легальной или нелегальной - она появится на рынке труда страны, каковы качество и структура привлекаемой рабочей силы. В первом случае страна приобретет дополнительные перспективы, а во втором  - наоборот, столкнется с серьезными  трудностями [2].

Для подкрепления данного постулата обычно обращаются к послевоенному опыту стран Западной Европы, в частности Германии,  где мигранты из Турции внесли определенный вклад в развитие экономики.

Возможно, данное утверждение в основе своей справедливо, но  требует более рациональных подходов. Как показывает мировая практика, проблемы экономического и демографического развития страны нельзя решить за счет иностранцев. Поэтому выход из создавшейся ситуации, с одной стороны, банально прост, а с другой – чрезвычайно сложен: повышение уровня благосостояния граждан и рождаемости населения на базе  эффективных программ социального развития. В этом процессе президентским национальным проектам принадлежит решающая роль. Их реализация – приоритетная долгосрочная задача. Подтверждение этому – Программа социально-экономического развития РФ на 2006-2008 гг., где политика по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, развития агропромышленного комплекса названа в качестве ориентира на данный период [14].  

Что касается  последствий эмиграции из России человеческих ресурсов, то автор убежден, что любые (как в количественном, так и в качественном отношении) потери людских ресурсов, причем независимо от конкретных причин, способны обернуться для страны комплексом серьезных социально-экономических и геополитических проблем, привести к дестабилизации сферы занятости. Ситуация осложняется еще и тем, что среди трудовых мигрантов из России значительна доля ученых, инженерно-технических работников, программистов, потенциальных специалистов (аспирантов, студентов), которые составляют до 1/3 всех эмигрантов. Убытки, связанные  с «утечкой умов», огромны и оцениваются специалистами в 45 млрд долл. в  год [15].

Поэтому так важно уже сейчас сконцентрировать внимание ученых-экономистов на малоизученных вопросах эмиграции и ее последствиях для России.

Зарубежная и отечественная практика свидетельствует, что для решения поставленных проблем трудовой миграции необходима эффективная миграционная политика, которая  должна быть нацелена на то, чтобы воздействовать на динамику человеческого потенциала, направления миграции населения и интеграцию трудовых мигрантов с учетом интересов пространственного развития страны. При этом для регулирования миграционных потоков могут быть использованы различные экономические, административные и социально-психологические методы.

Безусловно, разные авторы предлагают по-разному расставить акценты при проведении государственной миграционной политики. Одни делают упор на необходимость значительного увеличения бюджетных ресурсов, другие, апеллируя к ошибкам прежнего руководства и его излишнему либерализму, предлагают в рамках имеющегося бюджетного финансирования усилить контроль за миграцией со стороны надзорных органов. Особняком стоят авторы из числа правозащитников, обращающие внимание на общую ограничительную направленность реальных миграционных потоков. Но в целом существующие представления основаны на признании «ненормальности» сложившейся ситуации с мигрантами  и ее определенной "нормализации" за последнее время. Данный факт  признают и федеральные чиновники. Так, на заседании Правительства РФ 09.03.2007 г.  М. Фрадков дал положительную оценку работе кабинета министров по регулированию внешней трудовой миграции: «Можно сказать, что первоначальный этап мы прошли неплохо и достаточно организованно». Как отметил премьер, в результате постоянного мониторинга, который был организован Правительством РФ во взаимодействии с субъектами Федерации,  «мы чувствуем, что начинаем вытягивать целую цепочку вопросов занятости в широком смысле… В этом - ключ к успеху всего дела» [16].

Таким образом, стратегию действий государства в сфере регулирования миграции необходимо рассматривать в контексте общенациональной цели: безопасности и благополучия человека, построения сильного и самостоятельного государства.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.  Проблема формирования концептуальных основ государственной политики на рынке труда является для России фундаментальной, требует как теоретического осмысления, так и методических разработок, на основе которых возможна ее реализация. Поэтому одним из основных шагов, которые необходимо сделать  в рамках экономической теории, является создание единой концепции, обеспечивающей совместимость западной и отечественной теорий рынка труда.

2.  Современный  этап развития российской экономики характеризуется усилением ее интеграции в мировое хозяйство. Это дает нашей стране как новые шансы для развития, так и  неизвестные ранее риски и проблемы. Одно из самых ярких проявлений активного включения России в мировой рынок труда и глобальную экономику – значительные по своим масштабам объемы экспорта и импорта рабочей силы.

3.  Выбор конкретных вариантов модернизации национальной экономики России в условиях глобализации хозяйственных процессов обусловливает необходимость  объективного научного раскрытия природы мирового рынка труда и анализа  его фактически сложившейся модели. Решение соответствующих теоретических задач – обязательная предпосылка полноценного включения России в мировой рынок труда.

4.  Миграционные процессы играют исключительно важную роль в экономическом развитии страны, а миграционная политика является одним из важнейших направлений государственной социально-экономической политики. Проблемы, связанные с трудовой миграцией, становятся все более актуальными для России. Отсутствие жесткого регулирования оттока и притока рабочей силы обусловило во многом стихийный характер ее интеграции в мировой рынок труда, что привело к серьезным негативным последствиям.

5.  Нелегальная миграция является особой проблемой, масштабной и не имеющей тенденции к снижению. Россия стоит перед необходимостью не только совершенствовать миграционное законодательство и ограничивать прибытие в страну нелегальной рабочей силы, но и проводить активную социальную  политику,  способствуя адаптации иммигрантов  и повышению  их общеобразовательного, квалификационно-профессионального и культурного уровней.

6.  Проблемы миграции сложны, факторы, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Происходящие в настоящее время изменения на рынке труда в России требуют пересмотра теоретической базы реализации миграционной политики, поиска адекватных новым условиям концептуальных схем и моделей. Представляется, что без активных и системных мер по государственному регулированию миграционной политики она качественно не изменится и не улучшит кардинальным образом российский рынок труда, особенно в сфере наукоемких технологий, промышленного производства, рыночной инфраструктуры. Необходима разработка новой государственной миграционной стратегии, предусматривающей формирование  комплексной программы действий по регулированию миграционного процесса в стране и ее регионах. При этом государственная политика по регулированию миграции может быть эффективна, если осуществляемые в ее рамках действия разработаны в соответствии с правильно поставленными целями, трансформированы в конкретный набор адекватных мер, поддержаны соответствующими ресурсами, привязанными к институтам, способным достигать требуемых результатов. Совершенно очевидно, что в России назрел вопрос о разработке целостной системы государственного регулирования национального рынка труда с учетом влияния на него мирового рынка труда. В связи с этим важнейшим направлением научных исследований  в данной сфере является изучение концептуальных и теоретико-практических связей между рынками труда на макро- и мегауровне.

Информация о работе Мировой рынок рабочей силы