Мировой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время в нашей стране, так как за сравнительно небольшой период времени в 15-20 лет мы находимся в состоянии постоянного экономического кризиса, который то ослабевает, то усиливается. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них.

Оглавление

Введение
1. Экономика стран во время финансового кризиса
1.1 Сущность экономического кризиса
1.2 Мировой финансовый кризис 2008 года
1.3 Начало экономического спада в Европе
1.4 Совместные действия финансовых и политических властей
2. Последствия экономического кризиса в России
2.1 Происхождение глобального кризиса
2.2 Инфляция
2.3 Действия руководства страны и денежных властей
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая институт.docx

— 231.22 Кб (Скачать)

27 октября 2008 года, в обстановке  секретности, Наблюдательный совет  Внешэкономбанка одобрил выделение  денег ряду компаний, распределив  около $10 млрд из общей суммы  $50 млрд: в числе компаний, спасаемых  от проблем с margin call, были UC Rusal, ритейлер X5 Retail Group, Вымпелком; часть средств получило также ОАО РЖД. Около половины выделенной ВЭБом суммы - $4,5 млрд - досталась компании О. Дерипаски UC Rusal.

Ноябрь - декабрь 2008 года

8 ноября 2008 года Председатель Правительства  В. Путин утвердил подготовленный  в соответствии поручением президента  Дмитрия Медведева "План действий, направленных на оздоровление  ситуации в финансовом секторе  и отдельных отраслях экономики".

11 ноября 2008 года Президент Д.  Медведев в Кремле на встрече  с президиумом Торгово-промышленной  палаты (ТПП) России заявил о  необходимости сократить число  посредников, участвующих в распределении  государственных ресурсов конкретным  предприятиям; также было сказано  о необходимости усиления государственного  контроля за деятельностью банков. В тот же день ЦБ РФ объявил  о "расширении с 11 ноября 2008 года коридора допустимых колебаний  операционного ориентира курсовой  политики - рублёвой стоимости бивалютной корзины" симметрично в каждую сторону.

Газета "Ведомости" от 17 ноября 2008 года, говоря о значении антикризисного саммита G20, по итогам которого Президент  Медведев поставил подпись под декларацией, которая, в частности, обязывает  участников воздерживаться от каких-либо новых торговых заградительных мер, отмечала: "Годовой мораторий  на протекционистские меры, с которым  согласились все участники саммита, - с одной стороны, довольно общее  заявление, с другой - накладывает  некие ограничения, прежде всего  моральные. Никаких механизмов принуждения  к соблюдению моратория нет. Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме, остальные участники „двадцатки“  смогут публично осудить. В этом смысле очень интересно, как будет действовать  российское правительство. Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится. В нём предусмотрено  повышение таможенных пошлин на несколько  десятков товарных позиций, в том  числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет. Поставщики российских товаров  получат ценовые преференции  при госзакупках: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5-25%. А сельхозпроизводители и экспортеры получат от государства щедрые субсидии. ". Утверждённый ранее, 8 ноября 2008 года, Председателем Правительства В. Путиным "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики" предусматривал повышение импортных пошлин на широкий круг товаров.17 ноября В. Путин публично поставил под сомнение обязательство об отказе от протекционизма, заявив, что Россия выполнит решения саммита G20, но реализует намеченные меры по защите национальных интересов.

19 ноября, выступая перед Госдумой, министр финансов А. Кудрин  утверждал: "Достигнутые показатели  объема золотовалютных резервов, которые Россия скопила за  последние годы, и понимая, и  оценивая опыт дефолта и опыт  девальвации 1998 года, позволяют говорить  о том, что сегодня накоплена  прочная основа для стабильности  макроэкономики, стабильности курса  национальной валюты."

20 ноября, выступая на 10-м съезде "Единой России" лидер партии  В. Путин предложил снизить  налоги на бизнес. В тот же  день Президент Медведев пригласил  ряд крупнейших предпринимателей  России (Владимир Потанин ("Интеррос"), Алишер Усманов ("Металлоинвест"), Михаил Фридман ("Альфа-групп"), Виктор Вексельберг ("Ренова"), Михаил Прохоров ("Онэксим"), Олег Дерипаска ("Базэл"), Алексей Мордашов ("Северсталь"), Алексей Миллер ("Газпром"), Игорь Зюзин ("Мечел"), Владимир Лисин (НЛМК), Виктор Рашников (ММК), Дмитрий Пумпянский (ТМК), Владимир Богданов ("Сургутнефтегаз"), Вагит Алекперов ("Лукойл")) на ужин в своей резиденции в Барвихе; во время беседы выступил каждый бизнесмен: гости говорили о необходимости ускоренного возврата НДС, снижения НДПИ и налогов в целом, замораживания тарифов естественных монополий, просили приостановить либерализацию энергорынка, дать льготные кредиты для рефинансирования внешних займов и капвложений; Медведев заинтересовался, кто уже успел получить госкредиты. Оппозиционный политик Владимир Милов оценил заявленные В. Путиным меры как "имитационные".

21 ноября Наблюдательный совет  ВЭБа одобрил кредит для горно-металлургической группы Evraz Group на $1,8 млрд.

24 и 28 ноября ЦБ РФ повторно  расширил валютный коридор на 30 копеек в обе стороны, что  привело в совокупному падению  рубля к корзине валют примерно  на 9% с максимума, отмеченного  в августе 2008. Некоторыми экспертами  высказывались сомнения в адекватности  мер ЦБ РФ ситуации и задачам.  С 1 декабря ЦБ повысил ставку  рефинансирования с 12 до 13% и основные  ставки по ключевым операциям  и продлил с трёх месяцев  до полугода сроки кредитования  ЦБ банков на безналоговых  аукционах.

19 декабря на совещании по  вопросам развития автомобильной  промышленности был принят пакет  протекционистских мер с целью  поддержания российского автопрома.

25 декабря Правительственная комиссия  по повышению устойчивости развития  российской экономики утвердила  перечень системообразующих организаций,  имеющих стратегическое значение, которые могут претендовать на  получение прямой государственной  поддержки. В этот список вошли  295 предприятий. Кроме того, был  опубликован список из 1148 регионально  значимых предприятий, которые  также могут претендовать на  прямую господдержку.

2009 год.

19 января Председатель Правительства  В.В. Путин поручил Минфину  пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических  параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть  (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3%, инфляция - на уровне 13%, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5% ВВП. 10 марта министр финансов Алексей Кудрин объявил о решении правительства на время отказаться от трёхлетнего бюджета, а также оптимизировать ряд расходных статей бюджета на 2009 год. 27 марта 2009 года Государственная Дума во втором и третьем чтениях одобрила поправки к Бюджетному кодексу, которые предоставили правительству правовые основания для внесения в Госдуму новой редакции закона о бюджете на 2009 год: было снято ограничение на использование средств резервного фонда для финансирования дефицита бюджета (по прежней версии, деньги фонда можно было использовать лишь для замещения недополученных нефтегазовых доходов).

Как отмечал 27 апреля журнал "Эксперт", "мартовская статистика показала, что  спад в российской промышленности закончился", "всего на 7% сократились реальные доходы населения, всего на 11% - объемы розничной торговли и не дотянуло до 20% сокращение инвестиций. Такие  соотношения не характерны для затяжных рецессий. Скорее они характерны для  краткосрочных, но энергичных спадов". В июне 2009 года В.В. Путин подписал новую программу антикризисных  мер, приоритеты которой - социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.

 

Заключение

Тема мирового экономического кризиса  интересна, думаю не только мне. Она  будет актуальной еще большое  количество времени, а, может быть, и  всегда, так как я не думаю, что  в ближайшее время экономисты научаться сглаживать цикл до такой  степени, чтобы ее амплитуда колебаний  была равна нулю. При амплитуде  колебаний больше нуля - это уже  цикл.

Когда наблюдаешь, как назревают  и происходят кризисы в странах-лидерах, таких как США, Япония, Германия, Англия, Франция, то невольно задумываешься, что даже такие богатые страны, имеющие столько специалистов, средств, влияния до сих пор не могут  избежать кризисов. .

Россия же - уникальная страна. Если в Европе многие страны в общем  схожи по экономической структуре, экономике, культуре, то Россия - страна, аналогов которой в мире нет и  не будет.

По моему мнению, наша экономика  превзойдет многих своих зарубежных партнеров не только из-за собственных  успехов, но и по причине крупных  неудач этих самых зарубежных партнеров. Говоря иначе, рубль превзойдет доллар еще и потому, что именно "вечнозеленая" валюта начнет стремительно "деревенеть".

Экономика России носит периферийный характер и обслуживает тенденции  развития мировой экономики, задаваемые американскими и европейскими корпорациями.

Падение значения нефти для глобального  хозяйства приведет к ослаблению политического влияния страны и  мощи сырьевых корпораций. Кризис обострит все общественные противоречия и  потребует от России отраслевой переориентации, что, вероятно, обернется серьезными общественно-экономическими потрясениями.

Сырьевые монополии могут потерять власть или будут вынуждены частично ее уступить. Страна выйдет из кризиса  совершенно другой. Ценность ее нефтяных ресурсов для мировой экономики  упадет.

Однако в условиях повышательной  волны качественные трудовые и интеллектуальные ресурсы России неминуемо будут  востребованы.

Теоретически Россия еще имеет  шанс избежать разрушительных последствий  кризиса, удар которого по странам - экспортерам  сырья окажется особенно сильным. Для  этого необходимо понизить уязвимость национального хозяйства, переориентировав его на опережающее технологическое  развитие.

Однако не вызывает сомнение, что  правительство, располагая всеми необходимыми ресурсами, не пойдет на это.

Структурное переориентирование экономики  не выгодно "Газпрому" и другим сырьевым компаниям, а потому не реализовывалось  прошедшие десять лет и не предполагается к осуществлению.

Все положительные перемены в национальном хозяйстве могут быть осуществлены только стихийно в процессе полномасштабного поражения России кризисом.

 

Список используемой литературы

Журнальные и газетные статьи:

1.         "Настоящие  причины мирового финансового  кризиса" (Независимый взгляд) // газета "Россия" 9 декабря 2008 г.

2.         "Правительства  придержат невидимую руку рынка." "Ведомости" (13 октября 2008).

3.         Георгий  Дерлугьян "Конец прекрасной эпохи." "Эксперт" (6 октября 2008).

4.         Егор Лысенко,  Алексей Полухин "Стаблюди" "Новая газета" (30 октября 2008 (№ 81)). - "Называем поименно тех, кто получит все наши деньги."

5.         Максим  Рубченко "Изменись - или проиграешь". "Эксперт" (20 октября 2008 (№ 41)).

6.         Михаил  Прохоров "Кризис: Психология момента:  матрица перезагружается." "Ведомости" (11 ноября 2008 (№ 213)).

7.         Никита  Кричевский "Сплавы России." "Новая  газета" (9 февраля 2009 (№ 13)).

8.         Олег Буклемишев "Антикризисный саммит: Прощай, консенсус." "Ведомости" (13 ноября 2008).

9.         Электронные  ресурсы:

10.      http://old. vedomosti.ru/newspaper/article. shtml? 2008/10/02/163334

11.      http://www.all-of-all.ru/digest/crisis/

12.      http://www.ap7.ru/prognozy/konvertiruemost_russkogo_rublja.html

13.      http://www.arteksgroup.com

14.      http://www.expert.ru/economy/

15.      http://www.kroufr.ru/forum/index. php? topic=7093.0

 

[1] Экономи́ческий пузы́рь (также называемый «спекулятивным», «рыночным», «ценовым», «финансовым») — торговля крупными объёмами товара или чаще производных бумаг по ценам, существенно отличающимся от справедливой цены. Как правило, ситуация характеризуется ажиотажным спросом на некий товар, в результате чего цена на него значительно вырастает, что, в свою очередь, вызывает дальнейший рост спроса. Единого мнения о причинах возникновения пузырей и этапах их развития в экономической теории нет. Существуют гипотезы, рассматривающие возникновение экономических пузырей как следствие неопределённости истинной стоимости, результат спекуляций или случай ограниченной рациональности. Совсем недавно была высказана гипотеза, что пузыри в конечном счёте возникают в результате ценового сговора или институционализации рынка капитала (роста доли корпоративных инвесторов). Для каждой из предложенных гипотез, однако, известны случаи возникновения пузырей, отрицающие их главные постулаты. Поскольку на реальном рынке трудно выявить истинную стоимость товара, пузыри, как правило, обнаруживаются только пост-фактум, после внезапного падения цен. Такое падение известно как «схлопывание» пузыря. И рост, и схлопывание пузыря являются примерами регулирования с положительной обратной связью, в отличие от регулирования с отрицательной обратной связью, которое должно определять равновесную цену в случае нормальных рыночных условий. Цены в экономическом пузыре зачастую хаотически флуктуируют и не могут быть определены исключительно из соотношения спроса и предложения.

Экономические пузыри в целом считаются  вредными для экономики, поскольку  приводят к неоптимальному распределению  и расходу ресурсов. Кроме того, обвал, обычно следующий за экономическим  пузырем, может уничтожить огромное количество капитала и вызвать продолжительный  спад в экономике. Длительный период «безрисковых» прибылей может просто продлить период спада, как это было для значительной части мира во время Великой депрессии в 1930-х годах и в 1990-х в Японии, во время бума недвижимости. Последствия схлопывания пузыря могут не только опустошить национальную экономику, но и откликнуться за её границами.

Ещё один важный аспект экономических  пузырей — их взаимодействие со сформировавшейся традицией расходования. Участники рынка с переоценёнными активами склонны тратить больше, поскольку чувствуют себя богатыми. Когда пузырь неожиданно «схлопывается», держатели переоценённых активов обычно испытывают чувство обеднения и склонны максимально урезать свои расходы, что приводит к замедлению экономического роста и, что ещё хуже, углублению кризиса. Таким образом, задачей центрального банка является слежение за адекватностью оценки активов и принятии мер для сглаживания спекулятивной. активности. Обычно такой мерой является увеличение ставки рефинансирования, то есть стоимости заёмных денег.

Информация о работе Мировой кризис