Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:48, курсовая работа
Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время в нашей стране, так как за сравнительно небольшой период времени в 15-20 лет мы находимся в состоянии постоянного экономического кризиса, который то ослабевает, то усиливается. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них.
Введение
1. Экономика стран во время финансового кризиса
1.1 Сущность экономического кризиса
1.2 Мировой финансовый кризис 2008 года
1.3 Начало экономического спада в Европе
1.4 Совместные действия финансовых и политических властей
2. Последствия экономического кризиса в России
2.1 Происхождение глобального кризиса
2.2 Инфляция
2.3 Действия руководства страны и денежных властей
Заключение
Список используемой литературы
Характерно, что потребительское кредитование 2000-х годов часто не было способно за счет процентов покрыть инфляционные издержки банков. Кредитование населения под низкий процент (до 3%) являлось прямым следствием беспрецедентного глобального перенакопления капиталов, которые оказалось некуда больше вкладывать. В мировой экономике сложилась ситуация, когда возможности рынков исчерпались.
На протяжении двух последних десятилетий
не только потребление в США, но и
рост мировой экономики
2.2 Инфляция
Неожиданностью для мировой финансовой системы в 2008 году стало ускорение инфляции, прежде всего выразившееся в росте цен на продовольствие и топливо. В качестве причины инфляции большинство аналитиков называют рост цен на продукты питания и энергоносители, т.е. саму инфляцию. Невзирая на неадекватность подобных объяснений, мировая инфляция имеет объективные причины, связанные с общим кризисом модели глобальной экономики. Рост товарных цен - не причина, а следствие инфляции.
Характерной особенностью международной инфляции является ее глобальный характер. В разной степени она затрагивает все страны планеты, неравномерно понижая покупательную способность всех денежных единиц. В настоящее время быстрее всего растут цены на товары первой необходимости, потребляемые постоянно: продовольствие и топливо. В США торговые сети и небольшие магазины проводят распродажи, поскольку они переполнены нереализованными промышленными товарами. Как только запас продукции будет продан, цены на промышленные товары пойдут вверх, подчиняясь общей тенденции.
Учитывая, что в мире не произошло
скачкообразного роста
В настоящее время этот процесс продолжает развиваться, подготовляя торговый кризис, за которым неминуемо последуют новые биржевые падения. Это, в свою очередь, еще более осложнит ситуацию: инфляция ускорится, начнется остановка промышленности, рост безработицы. Цены на продукты питания относительно других товаров упадут. Несмотря на голод в мире, потребление продовольствия будет снижаться. Стоимость нефти останется высокой, пока не обвалится на кризисном пике. Глобальное хозяйство вступит в полосу стагфляции.
В результате масштабного биржевого обвала, отражающего уже общий хозяйственный кризис, в мире может не остаться ни одной устойчивой денежной единицы. При этом евро, вероятнее всего, станет валютой наименьших потерь. Правительства США и других стран продемонстрировали полную неготовность противостоять глобальной инфляции. Премьер-министр РФ сложил с себя ответственность за инфляционное снижение доходов населения. Никаких адекватных проблеме шагов в настоящее время не предпринято. Ввиду глубоко системных причин инфляции, как одного из проявлений кризиса мировой экономической модели, нет оснований ожидать ее прекращения в текущем году. Пока применяемые антиинфляционные меры (как часть антикризисных стратегий) не затрагивают причин инфляции, она не может быть приостановлена.
2.3 Действия руководства страны и денежных властей
В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд. рублей (2,6% ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики - 304 млрд. рублей.
Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:
субординированные кредиты - 450 млрд. рублей;
рекапитализация и другие меры прямой поддержки - 335 млрд. рублей;
рекапитализация Агентства по страхованию вкладов - 200 млрд. рублей;
рекапитализация банков - 75 млрд. рублей;
рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию - 60 млрд. рублей.
Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:
меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей - 272 млрд. рублей;
снижение налогового бремени - 220 млрд. рублей;
поддержка отраслей - 52 млрд. рублей;
меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению - 32 млрд. рублей;
приобретение жилья для
На 2009 год объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд рублей, из них на укрепление финансового сектора планируется направить 625 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики - 798,3 млрд рублей, на помощь регионам - 300 млрд рублей, на защиту уязвимых групп населения - 111,5 млрд рублей.
Август - октябрь 2008 года
Стремясь предотвратить кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд рублей; в сентябре - 763 млрд рублей (лимит повышен до 1,5 трлн рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков.
В сентябре-октябре 2008 года правительством
России были объявлены первые антикризисные
меры, направленные на решение самой
неотложной на тот момент задачи: укрепление
финансовой системы России. В число
этих мер вошли инструменты денежно-
7 октября 2008 года Президент России
Д. Медведев, после совещания с
экономическим блоком
The Financial Times от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество: "Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах."
10 октября 2008 года Государственная
дума приняла ряд
Также 10 октября, Председатель Правительства
В. Путин заявил, что в роли оператора
размещения гос. средств (включая средства
Фонда национального
За неделю, прошедшую после заявлений Путина, Медведева и Кудрина, к 17 октября 2008 года индекс РТС упал на 21%. В целом за пять месяцев индекс РТС потерял более 73%, опустившись с 2487,92 пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.
13 октября 2008 года Президент
Медведев подписал пакет
Русский Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал, что ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт "риск национализации" и передела собственности. Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель и депутат Госдумы четвёртого созыва А.Е. Лебедев: "В политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет для этого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностранными кредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. И не нужно ни платить много, как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать уголовные дела, как с ЮКОСом." Политолог А. Белковский считал, что "те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на одну цель - на спасение личных кошельков нескольких сотен представителей правящей элиты." Такое же мнение высказывала газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года: "Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн руб. - это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей."
23 октября 2008 года Госдума приняла
сразу во втором и третьем
чтениях поправки в