Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа
Эволюция мирового хозяйства во второй половине ХХ века связывается с поступательным развитием экономики отдельных, прежде всего, промышленно развитых стран. При этом основной ее тенденцией развития стала интернационализация хозяйственной жизни. Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей и интенсивный обмен информацией определяют лицо и динамику уходящего века.
-либерализация белорусской экономики и другие структурные реформы;
- одномоментная девальвация в среднем на 20% белорусского рубля;
- привязка курса национальной валюты к корзине валют;
-
жесткое ограничение
- заморозка размеров заработной платы для бюджетников;
- либерализация цен.
Обвал белорусского рубля, на котором настоял МВФ назвал «предварительной корректировкой курса национальной валюты».
План по либерализации
Еще раньше, 1 января 2009 года, вступил в силу Бюджетный кодекс Белоруссии, в котором, в частности, предусматривалось снижение до одного процента болезненной для белорусских производителей ставки сбора в фонд сельхозпроизводителей, а также налога на приобретение автотранспортных средств. Еще более значительным шагом следует считать переход на линейную единую шкалу подоходного налога, что направлено на снижение налоговой нагрузки (она самая высокая в Европе) на население и на предприятия республики.
В то же время государство пытается усилить контроль за внебюджетными средствами государственных субъектов хозяйствования. Перевод этих средств в режим исполнения через казначейскую систему, централизованное проведение их в госбюджете вряд ли можно квалифицировать как меру либерализации бизнеса, упрощение финансовой деятельности и отчетности организаций.
В условиях кризиса возникла и потребность в пересмотре процесса банкротства субъектов хозяйствования и регулирования с учетом новых реалий деятельности временных (антикризисных) управляющих. Глава государства вынужден был 06.04.09 издать указ № 178, корректирующий утративший актуальность указ № 508 от 12.11.03 и «оптимизирующий» институт экономической несостоятельности.
Предпринимаются действия по сохранению устойчивости национальной банковской системы и инициированию активной продажи клиентами иностранной валюты и покупки белорусских рублей. Такие меры вводятся директивно и носят преимущественно принудительный характер. Так, например, белорусские банки всех форм собственности обязаны изымать определенную долю с каждого вклада, положенного на счета банка, и перечислять ее безвозвратно в недавно созданный гарантийный фонд. Поскольку ЦББ поставил своей целью аккумулировать на счете фонда в 2010 году порядка 750 млрд. белорусских руб., то можно предположить, что вклады клиентов банков в нынешнем году «похудеют» почти на 5%. Чисто административными мерами выводится из внутреннего и внешнеторгового оборота вся иностранная валюта. Путем последовательной ликвидации системы лицензирования субъекты хозяйствования РБ лишились права принимать в оплату товаров и услуг наличную иностранную валюту.
Во время мирового кризиса правительство Беларуси основные усилия сосредоточило на поиске внешних источников финансирования. Еще относительно недавно в Республике Беларусь действовал закон, определявший максимальный объем текущей совокупной внешней задолженности государства суммой в 2 млрд. долларов США. Затем этот предел был доведен до 4-х млрд. долларов. Значительные средства белорусской стороне удалось получить от России, МВФ и Венесуэлы. Но плачевное состояние финансовой системы республики побуждало государственно-политическое руководство РБ вести все новые и новые переговоры с правительствами других государств и внешними институтами, специализирующимися на экспорте капитала.
Таким образом, белорусскому правительству удалось в значительной степени сократить расходную часть консолидированного бюджета, успешно бороться с «непервоочередными» расходами как по линии урезания государственных программ (их предполагается сократить на 900 млн. белорусских рублей), так и на уровне местных бюджетов, бюджетов субъектов хозяйствования. Уже сокращены расходы на содержание госаппарата, армии и строительство спортивных сооружений. В перспективе планируется отказаться от поддержки государством нерентабельных предприятий, изменить сами формы такой госпомощи (сегодня они прямые). Впервые заговорили в республике о введении к лету международных стандартов финансовой отчетности, что позволит в будущем облегчить привлечение иностранных инвестиций.
Руководство Республики Беларусь и до кризиса проводило политику государственной поддержки и защиты национального производителя, включая программу импортозамещения. С началом мирового финансово-экономического кризиса политика государственного патронирования проявилась в максимальной степени. Приоритет был отдан идее реализации продукции и услуг белорусских предприятий внутри страны с одновременным стимулированием внутреннего потребления. Был предпринят ряд шагов по значительному увеличению доли национальных товаров в оптовой и розничной торговле. В их числе и двухмесячная отсрочка за оплату поставленного в розничную сеть товаров белорусского производства, директивы министерства торговли РБ по принудительному включению в ассортимент товаров национального производителя, составление перечня товаров «некритического импорта», от покупки которых Белоруссия должна отказаться, план по снижению процентных ставок в рамках кредитов на покупку отечественных товаров и др.
План мероприятий по реализации Национальной программы развития экспорта на 2010 год предусматривал сохранение традиционных экспортных рынков для белорусских товаров с одновременной диверсификацией экспорта по географическому вектору (Азия, Африка, Латинская Америка) и по номенклатуре товаров. Большее внимание было уделено созданию заграницей сборочных производств белорусской техники (в первую очередь совместных) и сетей сервисных центров, а также поставкам наукоемкой и «сложнотехнической» продукции.
Однако механизм реализации всего этого предложен довольно слабый – межведомственный совет по развитию экспорта, межправительственные торгово-экономические комиссии и элементы товаропроводящей сети. Объекты последней, например, содержались в других государствах крупными белорусскими предприятиями, которые в условиях кризиса стали довольно быстро их свертывать, сокращая в то же время финансирование рекламных кампаний и маркетинга.Наиболее острые проблемы, связанные с качеством продукции, кредитованием и страхованием внешнеторговых операций, пока также не нашли своего решения.
Мировой финансово-экономический кризис затронул обоих участников Союзного государства, и поэтому Белоруссия и Россия совместно попытались разобраться в тех факторах, которые привели к напряженности в торгово-экономическом партнерстве и производственной кооперации. В сжатые сроки стороны даже разработали Антикризисный план совместных действий правительств Российской Федерации и Республики Беларусь. Минск большие надежды возлагал на те положения этого документа, которые позволили бы на межгосударственном уровне сдержать все нарастающий вал неплатежей и обеспечить допуск производителей РБ к российским программам госзакупок и господдержки, а также возобновлению практики. Другие пункты Плана, более важные для России, большого энтузиазма у правительственных чиновников Белоруссии не вызывали и просто не комментировались.
Особые усилия правительственные чиновники приложили к лоббированию в России проекта строительства по территории Белоруссии участка газотранспортной магистрали «Ямал – Европа-2», но не достигли по этой проблеме понимания российской стороны. Россия, наученная горьким опытом всевозможных газовых войн и конфликтов с Минском и Киевом, предпочла сосредоточить свои усилия на прокладке обходных маршрутов транспортировки газа на северо-восток и юг Европы, путем строительства «Северного потока» и «Южного потока».
Не
встретило поддержки Москвы и
предложение белорусской
Министерство финансов России объявило и о замораживании в условиях мирового финансово-экономического кризиса программы (которую ранее последовательно отстаивало) перехода к использованию на территории Республики Беларусь и России единого платежного средства в виде российского рубля. Последнее было позитивно воспринято государственно-политическим руководством Белоруссии, поскольку оно еще несколько лет назад официально отвергло возможность реализации этой идеи в среднесрочной перспективе по политическим, как представляется, соображениям.
Белорусское правительство попыталось в 2010 году купировать дисбаланс в торговле с Россией, который привел к тому, что за 2008 год у РБ с Россией сложилось громадное отрицательное сальдо почти в 13 млрд. долларов (при положительном с другими странами, включая ЕС). Именно на покрытие отрицательного сальдо во внешней торговле Белоруссия запросила у российского министерства финансов т.н. беспроцентный технический кредит в размере 100 млрд. российских рублей. Однако министерство финансов РФ в условиях кризиса не спешило рассматривать эту просьбу и задержало последний транш (500 млн. долларов) по кредиту в 2 млрд. долларов. Были претензии у российской стороны и по вопросам доступа ряда товаров на белорусский рынок, и по действиям НББ, и по доступу инвесторов из России к аукционам, равенству в конкурентной борьбе, оплаты за уже произведенные поставки природного газа (РБ с начала 2009 задолжала порядка 70 млн. долларов) и др.
Белорусское государственно-политическое руководство настоятельно добивалось от России разрешения оплачивать импортируемый газ по усредненной ставке (что нарушало существующее межгосударственное соглашение и протокол к нему от 31.12.2006). При этом Минск совершенно игнорировал льготный порядок ценообразования, предоставленный Белоруссии «Газпромом» на 2009 год в момент обострения газотранспортной войны с Украиной. Белорусская сторона даже попыталась в начале текущего года оплачивать поставки российского газа по прошлогодней ставке. Не согласовав с Россией, с 1 января 2009 года Белоруссия повысила на 21,6 - 22,5% тарифы (в евро) за транспортировку российской нефти через свою территорию.
Таким
образом, самым тяжелым последствием мирового
финансово-экономического кризиса, как
следует ожидать, станет погружение Белоруссии
в долговую яму, что при отсутствии в международном
праве прописанной процедуры банкротства
неизбежно приведет к необходимости продажи
субъектов хозяйствования, элементов
транспортной инфраструктуры, другой
недвижимости (включая землю), а также
государственных активов.
3.Рекомендации
и направления
по снижению отрицательного
влияния мирового
экономического кризиса
на работу предприятий
Республики Беларусь
В современных условиях мирового финансово-экономического кризиса приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми странами СНГ – свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов на постсоветском пространстве.
Беларусь уделяет серьезное внимание участию в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях.
Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. В повестке дня ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, нелегальной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств, и активно, предметно работает в ОДКБ.
Естественным
приоритетом внешней политики Республики
Беларусь является Европейский союз.
Беларусь готова к выводу взаимодействия
с ЕС на качественно иной, полноформатный
уровень, включающий конструктивное сотрудничество
в политической сфере, и приветствует
встречные шаги.
Взаимные объективные интересы в сферах трансграничного сотрудничества , стратегического транзита, энергодиалога, регионального партнерства, борьбы с преступностью, экологического и культурного взаимодействия служат дополнительным мотивом для выстраивания конструктивных отношений между Беларусью и Евросоюзом, а также отдельными его членами. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией [8, c.12].