Мировой финансово-экономический кризис и его последствия для экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Эволюция мирового хозяйства во второй половине ХХ века связывается с поступательным развитием экономики отдельных, прежде всего, промышленно развитых стран. При этом основной ее тенденцией развития стала интернационализация хозяйственной жизни. Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей и интенсивный обмен информацией определяют лицо и динамику уходящего века.

Файлы: 1 файл

Мировой финансово-экономический кризис и его последствия для экономики Республики Беларусь.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     -либерализация белорусской экономики и другие структурные реформы;

     - одномоментная девальвация в  среднем на 20% белорусского рубля;

     - привязка курса национальной  валюты к корзине валют;

     - жесткое ограничение госбюджетных  расходов;

     - заморозка размеров заработной платы для бюджетников;

     - либерализация цен.

     Обвал белорусского рубля, на котором настоял МВФ назвал «предварительной корректировкой курса национальной валюты».

       План по либерализации экономики,  разработанный совместно правительством  республики и президентской администрацией, включает 52 мероприятия, разбитых на 12 «основных» блоков. Центральной идеей этого документа выступает правовое упрощение ведения бизнеса. По крайней мере, с 1 февраля 2009 года в соответствии с декретом №1 президента РБ был введен заявительный принцип госрегистрации всех субъектов хозяйствования (кроме банков и других кредитно-финансовых организаций). Одновременно декрет упростил процедуру ликвидации субъекта хозяйствования.

     Еще раньше, 1 января 2009 года, вступил в  силу Бюджетный кодекс Белоруссии, в котором, в частности, предусматривалось снижение до одного процента болезненной для белорусских производителей ставки сбора в фонд сельхозпроизводителей, а также налога на приобретение автотранспортных средств. Еще более значительным шагом следует считать переход на линейную единую шкалу подоходного налога, что направлено на снижение налоговой нагрузки (она самая высокая в Европе) на население и на предприятия республики.

     В то же время государство пытается усилить контроль за внебюджетными средствами государственных субъектов хозяйствования. Перевод этих средств в режим исполнения через казначейскую систему, централизованное проведение их в госбюджете вряд ли можно квалифицировать как меру либерализации бизнеса, упрощение финансовой деятельности и отчетности организаций.

     В условиях кризиса возникла и потребность  в пересмотре процесса банкротства  субъектов хозяйствования и регулирования  с учетом новых реалий деятельности временных (антикризисных) управляющих. Глава государства вынужден был 06.04.09 издать указ № 178, корректирующий утративший актуальность указ № 508 от 12.11.03 и «оптимизирующий» институт экономической несостоятельности.

     Предпринимаются действия по сохранению устойчивости национальной банковской системы и  инициированию активной продажи клиентами иностранной валюты и покупки белорусских рублей. Такие меры вводятся директивно и носят преимущественно принудительный характер. Так, например, белорусские банки всех форм собственности обязаны изымать определенную долю с каждого вклада, положенного на счета банка, и перечислять ее безвозвратно в недавно созданный гарантийный фонд. Поскольку ЦББ поставил своей целью аккумулировать на счете фонда в 2010 году порядка 750 млрд. белорусских руб., то можно предположить, что вклады клиентов банков в нынешнем году «похудеют» почти на 5%. Чисто административными мерами выводится из внутреннего и внешнеторгового оборота вся иностранная валюта. Путем последовательной ликвидации системы лицензирования субъекты хозяйствования РБ лишились права принимать в оплату товаров и услуг наличную иностранную валюту.

     Во  время мирового кризиса правительство Беларуси основные усилия сосредоточило на поиске внешних источников финансирования. Еще относительно недавно в Республике Беларусь действовал закон, определявший максимальный объем текущей совокупной внешней задолженности государства суммой в 2 млрд. долларов США. Затем этот предел был доведен до 4-х млрд. долларов. Значительные средства белорусской стороне удалось получить от России, МВФ и Венесуэлы. Но плачевное состояние финансовой системы республики побуждало государственно-политическое руководство РБ вести все новые и новые переговоры с правительствами других государств и внешними институтами, специализирующимися на экспорте капитала.

       Таким образом, белорусскому правительству удалось в значительной степени сократить расходную часть консолидированного бюджета, успешно бороться с «непервоочередными» расходами как по линии урезания государственных программ (их предполагается сократить на 900 млн. белорусских рублей), так и на уровне местных бюджетов, бюджетов субъектов хозяйствования. Уже сокращены расходы на содержание госаппарата, армии и строительство спортивных сооружений. В перспективе планируется отказаться от поддержки государством нерентабельных предприятий, изменить сами формы такой госпомощи (сегодня они прямые). Впервые заговорили в республике о введении к лету международных стандартов финансовой отчетности, что позволит в будущем облегчить привлечение иностранных инвестиций.

     Руководство Республики Беларусь и до кризиса проводило политику государственной поддержки и защиты национального производителя, включая программу импортозамещения. С началом мирового финансово-экономического кризиса политика государственного патронирования проявилась в максимальной степени. Приоритет был отдан идее реализации продукции и услуг белорусских предприятий внутри страны с одновременным стимулированием внутреннего потребления. Был предпринят ряд шагов по значительному увеличению доли национальных товаров в оптовой и розничной торговле. В их числе и двухмесячная отсрочка за оплату поставленного в розничную сеть товаров белорусского производства, директивы министерства торговли РБ по принудительному включению в ассортимент товаров национального производителя, составление перечня товаров «некритического импорта», от покупки которых Белоруссия должна отказаться, план по снижению процентных ставок в рамках кредитов на покупку отечественных товаров и др.

     План  мероприятий по реализации Национальной программы развития экспорта на 2010 год предусматривал сохранение традиционных экспортных рынков для белорусских товаров с одновременной диверсификацией экспорта по географическому вектору (Азия, Африка, Латинская Америка) и по номенклатуре товаров. Большее внимание было уделено созданию заграницей сборочных производств белорусской техники (в первую очередь совместных) и сетей сервисных центров, а также поставкам наукоемкой и «сложнотехнической» продукции.

     Однако  механизм реализации всего этого  предложен довольно слабый – межведомственный совет по развитию экспорта, межправительственные торгово-экономические комиссии и элементы товаропроводящей сети. Объекты последней, например, содержались в других государствах крупными белорусскими предприятиями, которые в условиях кризиса стали довольно быстро их свертывать, сокращая в то же время финансирование рекламных кампаний и маркетинга.Наиболее острые проблемы, связанные с качеством продукции, кредитованием и страхованием внешнеторговых операций, пока также не нашли своего решения.

     Мировой финансово-экономический кризис затронул обоих участников Союзного государства, и поэтому Белоруссия и Россия совместно попытались разобраться в тех факторах, которые привели к напряженности в торгово-экономическом партнерстве и производственной кооперации. В сжатые сроки стороны даже разработали Антикризисный план совместных действий правительств Российской Федерации и Республики Беларусь. Минск большие надежды возлагал на те положения этого документа, которые позволили бы на межгосударственном уровне сдержать все нарастающий вал неплатежей и обеспечить допуск производителей РБ к российским программам госзакупок и господдержки, а также возобновлению практики. Другие пункты Плана, более важные для России, большого энтузиазма у правительственных чиновников Белоруссии не вызывали и просто не комментировались.

     Особые  усилия правительственные чиновники  приложили к лоббированию в России проекта строительства по территории Белоруссии участка газотранспортной магистрали «Ямал – Европа-2», но не достигли по этой проблеме понимания российской стороны. Россия, наученная горьким опытом всевозможных газовых войн и конфликтов с Минском и Киевом, предпочла сосредоточить свои усилия на прокладке обходных маршрутов транспортировки газа на северо-восток и юг Европы, путем строительства «Северного потока» и «Южного потока».

     Не  встретило поддержки Москвы и  предложение белорусской стороны  по переводу финансовых отношений по китайскому варианту. На межгосударственном уровне белорусское правительство  и Национальный банк РБ сегодня пытаются перевести расчеты по внешнеторговым операциям с Россией и Украиной в соответствующие национальные валюты (исключив доллар США и евро). Первый подобный шаг уже сделан в отношениях с КНР, с которой заключено соглашение о валютном свопе, предусматривающее перекрестное открытие счетов в НББ в объеме 20 млрд. юаней и Народном банке Китая в размере 8 триллионов белорусских рублей.

     Министерство  финансов России объявило и о замораживании  в условиях мирового финансово-экономического кризиса программы (которую ранее  последовательно отстаивало) перехода к использованию на территории Республики Беларусь и России единого платежного средства в виде российского рубля. Последнее было позитивно воспринято государственно-политическим руководством Белоруссии, поскольку оно еще несколько лет назад официально отвергло возможность реализации этой идеи в среднесрочной перспективе по политическим, как представляется, соображениям.

     Белорусское правительство попыталось в 2010 году купировать дисбаланс в торговле с Россией, который привел к тому, что за 2008 год у РБ с Россией сложилось громадное отрицательное сальдо почти в 13 млрд. долларов (при положительном с другими странами, включая ЕС). Именно на покрытие отрицательного сальдо во внешней торговле Белоруссия запросила у российского министерства финансов т.н. беспроцентный технический кредит в размере 100 млрд. российских рублей. Однако министерство финансов РФ в условиях кризиса не спешило рассматривать эту просьбу и задержало последний транш (500 млн. долларов) по кредиту в 2 млрд. долларов. Были претензии у российской стороны и по вопросам доступа ряда товаров на белорусский рынок, и по действиям НББ, и по доступу инвесторов из России к аукционам, равенству в конкурентной борьбе, оплаты за уже произведенные поставки природного газа (РБ с начала 2009 задолжала порядка 70 млн. долларов) и др.

     Белорусское государственно-политическое руководство  настоятельно добивалось от России разрешения оплачивать импортируемый газ по усредненной ставке (что нарушало существующее межгосударственное соглашение и протокол к нему от 31.12.2006). При этом Минск совершенно игнорировал льготный порядок ценообразования, предоставленный Белоруссии «Газпромом» на 2009 год в момент обострения газотранспортной войны с Украиной. Белорусская сторона даже попыталась в начале текущего года оплачивать поставки российского газа по прошлогодней ставке. Не согласовав с Россией, с 1 января 2009 года Белоруссия повысила на 21,6 - 22,5% тарифы (в евро) за транспортировку российской нефти через свою территорию.

     Таким образом, самым тяжелым последствием мирового финансово-экономического кризиса, как следует ожидать, станет погружение Белоруссии в долговую яму, что при отсутствии в международном праве прописанной процедуры банкротства неизбежно приведет к необходимости продажи субъектов хозяйствования, элементов транспортной инфраструктуры, другой недвижимости (включая землю), а также государственных активов. 
 

3.Рекомендации  и  направления  по снижению отрицательного  влияния мирового  экономического кризиса  на работу предприятий  Республики Беларусь 
 

     В современных условиях мирового финансово-экономического кризиса приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми странами СНГ – свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов на постсоветском пространстве.

     Беларусь  уделяет серьезное внимание участию  в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях.

     Активное  участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.

     Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вносит весомый вклад в  обеспечение региональной безопасности. В повестке дня ОДКБ – противодействие  терроризму, незаконной разработке и  распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, нелегальной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств, и активно, предметно работает в ОДКБ.

     Естественным  приоритетом внешней политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги.  
 

     Взаимные  объективные интересы в сферах трансграничного сотрудничества , стратегического транзита, энергодиалога, регионального партнерства, борьбы с преступностью, экологического и культурного взаимодействия служат дополнительным мотивом для выстраивания конструктивных отношений между Беларусью и Евросоюзом, а также отдельными его членами. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией [8, c.12].

Информация о работе Мировой финансово-экономический кризис и его последствия для экономики Республики Беларусь