Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа
Эволюция мирового хозяйства во второй половине ХХ века связывается с поступательным развитием экономики отдельных, прежде всего, промышленно развитых стран. При этом основной ее тенденцией развития стала интернационализация хозяйственной жизни. Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей и интенсивный обмен информацией определяют лицо и динамику уходящего века.
Крупнейшие американские инвестиционные банки все эти годы действовали практически безнадзорно, без вмешательства Федеральной резервной системы, и, в результате, в какой-то момент была пропущена "точка невозврата". Более того, даже до середины сентября 2008 года европейские и американские финансовые власти и институты смотрели на кризис достаточно поверхностно, недооценили его глубины и возможных последствий. И вот ряд крупнейших инвестиционных банков (бывшие ориентирами для инвесторов и участников финансового рынка) либо стали банкротами (Lehman Brothers), либо были перепроданы или перепрофилированы (Merrill Lynch, Goldman Sachs и пр.). Все это явилось прямым следствием неверной оценки негативных процессов, начавшихся в мировой финансовой системе. В последние годы имело место "головокружение от успехов", эйфории от динамики роста мирового финансового рынка, которой не мешали ни колебания курса евро-доллар, ни резкий рост цен на энергоносители. При этом на фоне особенностей циклического развития мировой экономики, стагнации, либо снижения темпов ее роста, избыток финансового капитала попадал не в реальный сектор экономики, а в финансовый, вследствие чего формировался "финансовый пузырь" [8, c.70].
С практической точки зрения любой кризис ведет к:
1. - общему росту напряженности в компании;
2.
- попаданию под пристальный
3.
- нарушению нормального
4.
- нанесению ущерба имиджу
5.
- нарушению финансово-
Ни один кризис не похож на другой, каждая отдельно взятая ситуация уникальна. Тем не менее кризис можно условно разбить на четыре фазы :
1.
- начальная (продромальная)
2. - фаза обострения;
3. - хроническое состояние;
4. - разрешение кризиса.
Если научиться правильно управлять кризисной ситуацией, то она повлечет за собой и не мало позитивных моментов, из нее можно извлечь много пользы. Например, она может снабдить сырьем для выработки новых позиций, установок и принципов, принятия адекватных мер и использования более совершенных методов и инструментов, улучшения процессов общения и сотрудничества [10, c.18].
Кризис - это двойственная система, которая заставляет нас шевелить мозгами, вырабатывать идеи и затем реализовывать их; это пусковой механизм, работа которого влечет усовершенствования во многих направлениях. В основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятий. Одним словом, кризис или придает сил, или лишает их. И в каждом конкретном случае требуется нестандартный подход, своя стратегия, которая позволила бы остаться на плаву при любых коллизиях.
Трудности здесь связаны с отсутствием готовых рецептов, четких систем действий, необходимостью постоянного поиска оптимального для данных обстоятельств решения.
Итак, выбор конкретной стратегии зависит от специфики кризиса. Коснемся проблемы типологии кризисов. Скажем, можно отдельно выделить кризисы экономического характера. К ним относятся: финансовые проблемы предприятия, утрата его конкурентоспособности, угроза банкротства, потеря рынка, дефект продукта и т.д. [11, с.15]
Особого подхода требуют экологические кризисы, вызванные загрязнением окружающей среды. Кризисы могут быть вызваны изменением законодательства, регулирующего деятельность фирмы, потерей ее спонсоров, утечкой конфиденциальной информации, смертью или болезнью руководящих лиц. Кризис может разразиться и в результате воздействия таких факторов, как забастовки занятых, террористические акты, угрозы шантажа. Особняком стоят кризисы, вызванные слухами, скажем о криминальной деятельности предприятия. В целом все они подразделяются на две большие группы: на технологические (вызванные ошибками в производстве или технологический разрыв), и на управленческо-организационные (связанные с людскими ресурсами).
Безусловно, влияние внешних факторов, и ситуации на иностранных финансовых рынках очевидно. Однако масштаб снижения капитализации финансового рынка несоизмерим со снижением с этих рынков в других странах мира.
Товары
и услуги, представленные на рынок
не находят адекватного
2.Характеристика проблем в экономике Беларуси, являющихся последствиями мирового
финансово- экономического
кризиса
Первые негативные проявления мирового финансового кризиса в 2010 году органы государственного управления Республики Беларусь встретили спокойно. На правительственном уровне возобладало мнение, что Белоруссию глобальный кризис не коснется в силу слабой связи финансовой и банковско-кредитных систем республики с аналогичными мировыми и международными структурами. Фактически как определенное преимущество «белорусской модели экономики» в условиях кризиса преподносился факт неразвитости в РБ рынков ценных бумаг, кредитов, депозитов, страховых и гарантийных услуг. Это обстоятельство якобы уже само по себе автоматически защищало Белоруссию на микроэкономическом уровне от вредных воздействий глобального кризиса, «произошедшего из-за переизбытка долларов». Общественность убеждали в стабильности ситуации, полностью контролируемой властями (включая банковско-финансовый сектор), аргументируя это внушительными цифрами прироста ВВП, показателями развития промышленного производства по отраслям и устойчивым курсом национальной валюты, которую никто не собирается девальвировать.
Никаких антикризисных планов срочного реагирования государственно-политическим руководством республики не разрабатывалось. Это было тем более странно, поскольку, с одной стороны, экономика РБ является преимущественно экспортноориентированной (более 70% производимой продукции предназначено на экспорт), почти полностью зависимой от зарубежных рынков сбыта и мировой конъюнктуры, а с другой – в значительной степени зависящей от импорта энергоресурсов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих.
Только весной этого 2010 года глава государства и правительство вынуждены были констатировать существование кризисных явлений в экономике Белоруссии. Итоги первого квартала 2010 года неумолимо свидетельствуют о разрушительных последствиях первой волны мирового кризиса, перешедшего в системный финансово-экономический, для хозяйственной системы Белоруссии.
2 января обвалилась в среднем на 20% (по отношению к доллару США, евро и российскому рублю) национальная валюта. С начала 2010 года белорусский рубль, несмотря на объявленный НББ коридор: 960 белорусских руб. за 1 у.е. корзины валют (евро, доллар, рубль РФ) плюс – минус 5%, реально ослабел примерно на 35 - 37%. На поддержку курса ослабевшей национальной валюты по-прежнему приходилось тратить значительные золотовалютные резервы (в среднем до 300 млн. долларов в месяц). «Черными месяцами» стали декабрь 2008, когда международные резервные активы РБ по экспертным оценкам сократились на 714,3 млн. долларов, и январь 2010 года – на 900 млн. (по данным НББ – на 297,9 млн.).
Однако, золотовалютные резервы Белоруссии на 1 апреля 2009 года пополнились и достигли 3 млрд. 955,2 млн. долларов США за счет, прежде всего, внешних кредитов (500 млн. долларов от России, 787,9 млн. от МВФ), а также продажи очередного пакета акций ОАО «Белтрансгаз» российскому «Газпрому» (625 млн. долларов). Вместе с тем, объем резервного золотовалютного фонда Белоруссии в условиях мирового финансового кризиса должен быть признан недостаточным. Например, только за 2009 год Республика Беларусь вынуждена была по экспертным оценкам покрыть из средств фонда расходы на сумму около 2,6 млрд. долларов (по данным Национального банка РБ, рассчитанным с использованием «национальной методики» – 1 млрд. 330 млн. долларов). В основном эти средства ушли на валютные интервенции в целях стабилизации курса белорусского рубля и на купирование колоссального отрицательного сальдо, сложившегося во внешней торговле с Россией в 2009 году (13 млрд. долларов). Кроме того, объем золотовалютных резервов на тот момент был меньше объема долгов Республики Беларусь и процентов по ним, которые необходимо было погасить до 01.07.09.
В банковской сфере республики наблюдался рост объема проблемных кредитов – по данным НББ сумма просроченных и пролонгированных кредитов за первые три месяца 2010 г. достигла 472,4 млрд. белорусских руб. В сфере производства порядка 70% предприятий имеют просроченную кредиторскую задолженность.
Катастрофически упал объем
По официальным данным резко ухудшились показатели финансово-хозяйственной деятельности белорусских промышленных предприятий. Спрос на продукцию более 90% предприятий реального сектора экономики имел тенденцию к сокращению (рост спроса зафиксирован только у небольшой группы предприятий – менее 9%).
Объемы торговли промышленными товарами на внутреннем рынке упали за первый квартал на 60-70%. В свою очередь снижение внешнего и внутреннего спроса вызвало значительное увеличение объемов складских запасов готовой продукции на 40% белорусских предприятий и падение производства большой группы товаров. Все это привело к сокращению чистой прибыли у почти 58% субъектов хозяйствования. Почти половина предприятий вынуждена была сокращать рабочую неделю, отправлять своих работников в частично оплачиваемые отпуска, переводить коллективы на усредненное минимальное вознаграждение за труд. Отмечены случаи оплаты труда из произведенной продукции.
В строительной индустрии Белоруссии было заморожено возведение трех тысяч промышленных объектов, в промышленном строительстве росло число незавершенных объектов и строек с превышением нормативных сроков (за первый квартал последних более 35%). Вместе с объектами гражданского строительства в незавершенном строительстве находится сегодня порядка 15 тыс. объектов.
Доходная часть бюджета РБ за 1 квартал 2010 года не выполнена. Резкое снижение доходов консолидированного бюджета привело к необходимости его корректировки – доходную часть планируется уменьшить на 11,1 трлн. белорусских руб. Государственно-политическому руководству Белоруссии, скорее всего, придется расстаться и с идеей бездефицитного бюджета, с которой оно носилось в прошлом году, закрепив её в указе № 712 от 31.12.08 «О предельном размере дефицита республиканского бюджета на 2009 год».
Резкая девальвация белорусского рубля (на девальвации настоял МВФ), задержки с выплатой заработной платы и ее реальное снижение на фоне подорожания основных групп товаров в 2010 году привели к нарастанию социальной напряженности. .
После обвала национальной валюты был зафиксирован и резкий скачок цен, когда по целому ряду товаров рост цен существенно превысил уровень девальвации (рост цен на чай – до 29%, на рыбу – до 44%, на фрукты и овощи – до 59,6%, крупы – до 27%).
В республике так и не удалось создать условия для накопления эффективного национального и привлечения внешнего капитала. Государство слабо стимулировало экономический рост за счет факторов качества, что особенно проявилось в товарном обмене и промышленной кооперации с Россией, Украиной и другими странами СНГ.
Белорусская хозяйственная модель не способствовала формированию адекватной рыночной системе мотивации у субъектов хозяйствования. Кроме того, в перспективе экономический рост, учитывая экспортную ориентацию белорусского хозяйственного комплекса, мог обеспечиваться преимущественно за счет повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг, внедрения новейших технологий, включая информационные. А все это требовало активного включения Белоруссии в процессы глобализации (от чего правительственные чиновники долгое время открещивались), в мировые структуры обмена и кооперации.
Программу антикризисных реформ Совет министров стал разрабатывать под диктовку Международного валютного фонда только на исходе осени 2009 года. Исполнительный совет директоров МВФ одобрил ее 12 января 2010 года, что позволило выделить под нее первый транш кредита в 787,9 млн. долларов США (общий объем - 2,46 млрд.). Поскольку данная программа финансируется и контролируется МВФ, то белорусское правительство обязано ежеквартально отчитываться перед директоратом МВФ о ходе ее реализации и потраченных средствах. Фактически белорусский режим вынужден был впервые со дня обретения независимости принять элементы внешнего управления. МВФ немедленно выдвинул ряд условий, обязательных для исполнения Минском: