Международные финансовые институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

Оглавление

Введение....................................................................................................................3
1.Общая характеристика международных институтов.......................................5
2. Международный валютный фонд – правовой статус.......................................8
3. Международные финансовые институты, входящие во всемирный банк...15
3.1 Международный банк реконструкции и развития.......................................17
3.2 Международная финансовая корпорация .....................................................20
3.3 Международная ассоциация развития...........................................................22
3.4 Многостороннее агенство по инвестиционным гарантиям........................25
3.5 Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.......27
4. Иные финансовые институты...........................................................................28
4.1 Европейский банк реконструкции и развития..............................................28
4.2 Банк международных расчетов.......................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной л

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Заключение

 

     В результате проделанного в работе анализа  можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

     В настоящее время Российская Федерация  является членом различных  международных  валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с    некоторыми  из них на договорной основе.

     Построение  взаимоотношений России с МФО  определяется конкретными историческими  и экономическими факторами. В связи  этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны - государство-заемщик, с другой - руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

       Результаты взаимодействия России  с МФО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а  для покрытия бюджетного дефицита  и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося  сотрудничества  России с МФО, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

     Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные  для реализации инвестиционных проектов  МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.

        Во-вторых, кредиты ведущих МФО  при их сравнительно невысокой  договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д. ), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

     В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной  экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.

     Каждое  из направлений сотрудничества характеризуется  соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ  переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Изучение функциональных отношений страны с МФО дает возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные последствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оценить роль, выполняемую МФО, с точки зрения реализации потребности стран-заемщиков или интересов стран-доноров.

     Впервые  стратегический подход к сотрудничеству России с Всемирным банкам был  реализован при разработке государственной  Программы сотрудничества (принята 21.02.2002 г.), затем была сформирована и принята Программа сотрудничество с ЕБРР, а в последующем разработана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ. Подготовка и реализация этих программ стали основой формирования государственной среднесрочной политике России по отношению к МФО.

     В 2000- 2003гг. финансово-экономическая ситуация в России стала весьма благоприятной.  Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий привлечение займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирование бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной  сфере и государственном управлении. Поэтому встал вопрос об изменении политики дальнейших государственных заимствований у МБРР и ЕБРР.

     Финансовый  кризис, поразивший мировую экономику  в 2008 году, наложил свой отпечаток на взаимоотношения России с международными финансовыми организациями.  Главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич высказал мнение, что РФ будет вынуждена обратиться к международным финансовым организациям (МФО) за финансовой помощью в случае, если среднегодовая цена нефти в 2009-2010 годах опустится до 30 долларов за баррель. Эксперты же полагают, что даже если цены на нефть опустятся и «замрут» на уровне 30 долларов за баррель, лучше пойти на сокращение бюджетных расходов, нежели опять влезать в долги. Россия давно отказалась от займов у международных финансовых организаций и, несмотря на кризис и возможный дефицит бюджета в 2009 году, прибегать к этому не будет. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01 октября 2008 года представлена в Приложении 1.

     Анализ  участия России в международных финансовых организациях позволяет сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными с точки зрения совершенствования отношений с ними:

     - сотрудничество с МФО должно  осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой МФО в качестве ее члена или на договорной основе;

     - фундаментом сотрудничества должны  стать четкое определение роли  каждой из сторон и контроль  за использование заимствованных  средств, нужно разграничить ответственность  и функции МФО и государственных  ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними  от имени Российской Федерации;

     - концепция сотрудничества должна  быть ориентирована на сокращение  неэффективно используемых займов, а заемные ресурсы – сконцентрированы  на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;         

      - информация о характере и  рамках соглашений о сотрудничестве  должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности; министерства  и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление  сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;

     - государственная политика сотрудничества  России с МФО, на современном этапе должна быть ориентирована на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в МФО, ведь сотрудничество в них заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.

     Каждое  из рассмотренных направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать  решению актуальных социально-экономических  задач, в частности, стимулировать развитие отечественного несырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МФО, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. Поиск путей решения этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества - по линии взаимодействия России с международными региональными банками развития - Азиатским, Африканским, Межамериканским.    

Список  использованной литературы

 
  1. Астапов  Управление внешним и внутренним государственным долгом России.// Мировая экономика и международные отношения.- 2003 - №2
  2. Бородулина Л.П. Международные экономические организации. Гриф УМО МО РФ. М: Экономистъ. -  2005. - 263с.
  3. Градов А.П. Национальная экономика: Понятия сущности и принципы развития; Экономическая безопасность; Международные экономические отношения: Учебное пособие. Изд. 2-е. С-П.: Питер. - 2006. - 382 с. 
  4. Дергачев В.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов - М: ЮНИТИ-ДАНА. - 2005. - 367 с.
  5. Кузнецов  Отношения России с МВФ.// Мировая экономика и международные отношения.- 2002. - №7
  6. Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Вестник МГУ. Экономика. - 2002. - № 2
  7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник для вузов (под ред. Красавиной Л.Н.) Изд. 3-е, перераб., доп. - М: Финансы и статистика, 2005. - 576 с.
  8. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999. - 540с.
  9. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003. - 561с.
  10. Моисеев А.А. Международные финансовые организации: правовые аспекты деятельности. М.: Омега-Л, 2006. - 431с.
  11. Пузакова Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. Ростов: Феникс. - 2004. -  448 с.
  12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь - М.: Инфра, 1996. - 345с.
  13. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник/ Под ред. Р.И. Зименкова - М.: Финансы и статистика, 2002. - 430 с.
  14. Школяр Н. Международные банки развития и Россия.// Мировая экономика и международные отношения. - 2003 - №12
  15. Школяр Н. Новая политика сотрудничества России с МФО: системный подход.// Вопросы экономики -  2004. -  №2
  16. http://www.worldbankgroup.org/ru/ - официальный сайт группы организаций Всемирного банка
  17. http://www.worldbank.org/eca/russian/ - русскоязычный сайт Всемирного банка
  18. http://mvk.narod.ru/history.htm - сайт Межгосударственного валютного комитета
  19. http://www1.minfin.ru/ru/ - официальный сайт министрества финансов РФ
  20. http://rating.rbc.ru/ - рейтинги информационного агентства «Росбизнесконсалтинг»

http://www.imf.org/external/russian/index.htm - официальный сайт Международного валютного фонда 
Приложение 1

 
 

     Структура государственного внешнего долга Российской Федерации5

     по  состоянию на 01 октября 2008 года 

Категория долга млрд.

долларов

США

млрд.

евро6

Государственный внешний долг Российской

Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

40.4 28.0
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,

не являвшаяся предметом реструктуризации

1.4 1.0
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 2.0 1.4
Задолженность перед официальными

кредиторами - бывшими странами СЭВ

1.5 1.0
Коммерческая задолженность бывшего СССР7 0.8 0.6
Задолженность перед международными

финансовыми организациями

4.6 3.2
Задолженность по еврооблигационным займам 27.7 19.2
Задолженность по ОВГВЗ 1.8 1.2
Предоставление  гарантий Российской 0.6 0.4

Информация о работе Международные финансовые институты