Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:57, курсовая работа
В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.
Введение....................................................................................................................3
1.Общая характеристика международных институтов.......................................5
2. Международный валютный фонд – правовой статус.......................................8
3. Международные финансовые институты, входящие во всемирный банк...15
3.1 Международный банк реконструкции и развития.......................................17
3.2 Международная финансовая корпорация .....................................................20
3.3 Международная ассоциация развития...........................................................22
3.4 Многостороннее агенство по инвестиционным гарантиям........................25
3.5 Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.......27
4. Иные финансовые институты...........................................................................28
4.1 Европейский банк реконструкции и развития..............................................28
4.2 Банк международных расчетов.......................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной л
В результате проделанного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.
В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.
Построение взаимоотношений России с МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны - государство-заемщик, с другой - руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.
Результаты взаимодействия
Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.
Во-вторых, кредиты ведущих МФО при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д. ), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.
В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.
Каждое из направлений сотрудничества характеризуется соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Изучение функциональных отношений страны с МФО дает возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные последствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оценить роль, выполняемую МФО, с точки зрения реализации потребности стран-заемщиков или интересов стран-доноров.
Впервые стратегический подход к сотрудничеству России с Всемирным банкам был реализован при разработке государственной Программы сотрудничества (принята 21.02.2002 г.), затем была сформирована и принята Программа сотрудничество с ЕБРР, а в последующем разработана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ. Подготовка и реализация этих программ стали основой формирования государственной среднесрочной политике России по отношению к МФО.
В
2000- 2003гг. финансово-экономическая
Финансовый кризис, поразивший мировую экономику в 2008 году, наложил свой отпечаток на взаимоотношения России с международными финансовыми организациями. Главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич высказал мнение, что РФ будет вынуждена обратиться к международным финансовым организациям (МФО) за финансовой помощью в случае, если среднегодовая цена нефти в 2009-2010 годах опустится до 30 долларов за баррель. Эксперты же полагают, что даже если цены на нефть опустятся и «замрут» на уровне 30 долларов за баррель, лучше пойти на сокращение бюджетных расходов, нежели опять влезать в долги. Россия давно отказалась от займов у международных финансовых организаций и, несмотря на кризис и возможный дефицит бюджета в 2009 году, прибегать к этому не будет. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01 октября 2008 года представлена в Приложении 1.
Анализ участия России в международных финансовых организациях позволяет сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными с точки зрения совершенствования отношений с ними:
-
сотрудничество с МФО должно
осуществляться на основе
-
фундаментом сотрудничества
-
концепция сотрудничества
- информация о характере и
рамках соглашений о
-
государственная политика
Каждое
из рассмотренных направлений
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации5
по
состоянию на 01 октября 2008 года
Категория долга | млрд.
долларов США |
млрд.
евро6 |
Государственный
внешний долг Российской
Федерации
(включая обязательства |
40.4 | 28.0 |
Задолженность
перед официальными кредиторами - членами
Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации |
1.4 | 1.0 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 2.0 | 1.4 |
Задолженность
перед официальными
кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1.5 | 1.0 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР7 | 0.8 | 0.6 |
Задолженность
перед международными
финансовыми организациями |
4.6 | 3.2 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 27.7 | 19.2 |
Задолженность по ОВГВЗ | 1.8 | 1.2 |
Предоставление гарантий Российской | 0.6 | 0.4 |