Международные финансовые институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

Оглавление

Введение....................................................................................................................3
1.Общая характеристика международных институтов.......................................5
2. Международный валютный фонд – правовой статус.......................................8
3. Международные финансовые институты, входящие во всемирный банк...15
3.1 Международный банк реконструкции и развития.......................................17
3.2 Международная финансовая корпорация .....................................................20
3.3 Международная ассоциация развития...........................................................22
3.4 Многостороннее агенство по инвестиционным гарантиям........................25
3.5 Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.......27
4. Иные финансовые институты...........................................................................28
4.1 Европейский банк реконструкции и развития..............................................28
4.2 Банк международных расчетов.......................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной л

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Исполнительным  органом МВФ является исполнительный совет. Большую часть своих полномочий Совет Управляющих делегирует Исполнительному Совету. Исполнительный Совет ведает широким кругом вопросов административного и операционного характера, а также занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов. Он ведет повседневные дела Фонда. Он состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами с наибольшими вкладами (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания). Его председателем является Директор-распорядитель.

     Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок. 

     Комитет Развития так же, как и Временный Комитет состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ. 

     Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно 125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

     При вступлении в МВФ каждое государство  подписывается на определенную долю его капитала. Этой квотой определяется количество принадлежащих государству голосов, а также размер помощи, на которую оно может рассчитывать. Порядок голосования, по словам французского юриста А.Пелле, «позволяет небольшому числу промышленно развитых государств играть ведущую роль в функционировании системы»3.

     Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом «Участников» (membership) Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.

     Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условиям при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развитии, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации - Международной ассоциации развития. Вступление Российской Федерации в 1992 г. в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, который является ядром Всемирного банка (WorldBank), значительно укрепило позиции Российской Федерации на мировых валютно-финансовых рынках и способствовало адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений.

     Членство  в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять  требования, зафиксированные в Статьях  соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.

     Во-первых, в соответствии со статьей VIII устава обязанностью стран - членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.

     Во-вторых, статья VIII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности.

     В-третьих, непременным условием членства России и других государств бывшего СССР в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно  предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

     Основной  капитал МВФ образуется из взносов (квот) стран, входящих в фонд. Размеры квот устанавливаются с учётом экономического значения страны в мировой торговле.

     Задачей фонда с момента его образования  является установление твёрдых паритетов  валют. Страны - члены МВФ согласились  установить паритеты своих валют в золоте или долларах США и не изменять их без согласия фонда больше чем на 10 %.

     В целях смягчения и предотвращения вспышек валютного кризиса МВФ  предоставляет странам-членам краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до 3-5 лет) кредиты из расчёта в среднем 2-3,5 % годовых. Кредиты предоставляются в форме купли-продажи национальной валюты данной страны на эквивалент национальной валюты других стран-членов.

     Центральной проблемой, стоящей перед МВФ, была и остаётся проблема обеспечения  международной ликвидности, то есть способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим международным операциям и свободно превращать образующееся активное сальдо платёжного баланса в валюты, используемые в качестве средств международных расчётов.

     Валютно-финансовая система, основы которой были разработаны  на Бреттонвудской конференции, в качестве международных ликвидных средств  использует золото и доллар как ключевую валюту. С февраля 1973 года за основу этой системы принято равенство: 44,22  доллара за 1 тройскую унцию золота (31,0035 г.).

     В целях повышения уровня международной  ликвидности на сессии МВФ в Рио-де-Жанейро (1967) была разработана и с 1 января 1970 введена система «специальных прав заимствования» (система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах - СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США). Кредиты в СДР предоставляются странам - членам МВФ при дефиците платёжного баланса и недостатке золотовалютных резервов. Новые кредитные средства выдаются странам пропорционально их квоте в капитале фонда.

     Как уже было ранее сказано, Россия входит в число членов МВФ. В своем  Постановления от 22 мая 1992 года Верховный  совет РФ постановил: согласиться с предложением Правительства РФ и Центрального банка РФ о вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд  путем принятия:

     а) статей соглашений Фонда;

     б) условий, установленных в резолюциях Совета управляющих Фонда касающихся членства Российской Федерации.

     Нынешнее  положение России в МВФ несравнимо с положением СССР в Фонде на момент его образования. Тогда СССР занимал по квотам третье место после США и Великобритании. Квота СССР равнялась $1200 млн. (США - $2750 млн., Великобритания - $1300 млн.).

     В марте 2008 г. Администрация Международного валютного фонда форсировала решение вопроса о перераспределении национальных квот стран-членов фонда. России предлагаемая формула расчета квот не сулит усиления позиций - ни сразу, ни в обозримой перспективе. Формально цель нововведений заключается в том, чтобы привести квоты в «большее соответствие» с реальным удельным весом стран в мировой экономике, а также «усилить роль» стран с развивающейся и переходной экономикой при принятии решений в МВФ.

Известно, однако, что около 50 стран-членов фонда, включая Египет, Иран и Индонезию, выступили против этого предложения, причем именно потому, что оно плохо отвечает заявленным целям. Эту позицию поддержала и Россия. По словам специалистов, дело даже не только в том, что действующая квота для нашей страны снижается с 2,7 до 2,4%. Более неприятно то, что при предлагаемой формуле положение принципиально не изменится и в перспективе, даже при условии сохранения в России высоких темпов роста. Как известно, российское руководство ставит задачу войти через 10-15 лет в пятерку крупнейших по размерам экономики стран мира. В схожей ситуации находятся и другие нынешние лидеры экономического роста, прежде всего Китай и Индия. Они, однако, не выступают против предложенной схемы, возможно, потому, что она помимо общей формулы предусматривает и «персональные надбавки» для отдельных стран.

  •          МВФ призван обеспечить уважение «кодекса добропорядочного валютного поведения», содержащегося в учредительном акте, а также оказывать помощь членам в его применении. Функция помощи приобрела за годы существования Фонда большое значение.
  • 3. Международные финансовые  институты, входящие  во Всемирный банк 

     

         Всемирный банк представляет собой сложное  международное образование, связанное с ООН. Группа учреждений Всемирного банка, основанная в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, предоставляющих помощь на цели развития. Банк, предоставивший в 2002 финансовом году странам-клиентам займы на общую сумму $19,5 млрд., в настоящее время осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах, оказывая финансовую и консультационную помощь с целью повышения уровня жизни и улучшения жизни беднейшего населения. Банк разрабатывает стратегии помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с государственными органами, неправительственными организациями и частным сектором. Представительства Банка в различных странах мира занимаются реализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданским обществом и способствуют более глубокому пониманию проблем развития.

         Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся cтранах и  сокращению нищеты. Приоритетными являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с всемирным банком для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи всемирного банка состоит в том, что за кредитами всемирного банка идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.

         Отличие Всемирного банка от МВФ состоит в том, что первый оказывает долгосрочную помощь и только развивающимся странам, а МВФ нацелен на преодоление временных финансовых кризисов в любой стране.

             Совладельцами Всемирного банка являются более 184 стран-членов, интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров, находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательное решение.

         В систему Всемирного банка входят пять автономных учреждения, подчиненные президенту Всемирного банка:

      • Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
      • Международная финансовая корпорация (МФК);
      • Международная ассоциация развития (МАР);
      • Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ);
      • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУУИС).

  •           Общая цель этих учреждений - содействие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждое учреждение осуществляет свои функции.
  •           Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве. 7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. В начале 1993 года банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором в настоящее время работает около 70 человек, в основном - российских граждан.
  • 3.1 Международный банк  реконструкции и  развития

     

         Международный банк реконструкции и развития является одним из крупнейших международных финансовых институтов. Он был учрежден в 1945 году. Его участниками являются подавляющее большинство государств, включая Россию и страны СНГ. Его цели:

         - содействие реконструкции и развитию  государств-членов путем капиталовложений на производственные цели;

    Информация о работе Международные финансовые институты