Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Оглавление

1. Сущность мировой торговли……………………………………………..3
Сущность международной торговли и её роль в системе мирохозяйственных связей…...3
Теоретические основы международной торговли…………………………………………...5
Понятие, объекты и субъекты международной торговли…………………..……………….8
2. Газовая промышленность……………………………………………….12
Европейский рынок…………………………...………………………………………………16
Российский рынок…………………………………………………………………………….17
Роль “Газпрома” в экономике России………………………………………………………..19
Мировые тенденции…………………………………………………………………………...20

3. Юго-Восточная Азия……………………………………………………..22
Особенности циклического развития………………………………………………………..22
Роль иностранного капитала…………………………………………………………………24
Структура финансовой системы……………………………………………………………..25
Валютно-финансовый кризис 1997-1998 годов и механизмы его развертывания в новых индустриальных странах Азии……………………………………………………………….27
Дезорганизация хозяйственного процесса………..………………………………………...30

Список литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

      В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера – Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами. 

     Парадокс  Леонтьева.

      В середине 50-х годов XX в. американский экономист русского происхождения В. Леонтьев развил теорию внешней торговли в работе, известной под названием «парадокс Леонтъева». Используя теорему Хекшера – Олина, он показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Это противоречило существовавшим ранее представлениям об экономике США, которые в силу избытка капитала должны были бы экспортировать преимущественно капиталоемкие товары. Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.

Теория  Вернона и Киндельберга.

     Во  второй половине 60-х годов XX в. распространение получила теория «цикла жизни продукта», разработанная Р. Верноном, а также Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости.

Теория  конкурентных преимуществ  Майкла Портера.

      Рассмотренные выше теоретические объяснения международного обмена товарами показывают, что традиционные внешнеторговые теории недостаточны для объяснения современного международного обмена товарами. Тем не менее, они являются базовыми в теоретических исследованиях западных ученых и объясняют возникновение и направленность международной торговли товарами сравнительными преимуществами вследствие товарной дифференциации и различий в наборах факторов отдельных стран. Страна экспортирует товары, при производстве которых она имеет сравнительные преимущества в издержках, и импортирует товары, при производстве которых у нее нет этих преимуществ.

      В основе дальнейшего развития теории сравнительных преимуществ и новых теорий интернационализации лежит включение в процесс исследования дополнительных новых факторов и переменных, в том числе различных человеческих и капитальных ресурсов стран, НТП, условий несовершенного рынка товаров и факторов производства и международной мобильности последних и др.

      В последние два десятилетия макроэкономический подход к анализу в теориях международной торговли дополнился микроэкономическим, что проявляется в значительном интересе ученых к разработке различных моделей участия в международной торговле отдельных фирм и корпораций. Большинство авторов при этом решающую роль отводит реализации технологических преимуществ отдельных корпораций на рынках, максимально восприимчивых к нововведениям. Объектами международной торговли в данном случае является как технология, воплощенная в наукоемких товарах, так и чистая (в виде лицензий).

      Наиболее  известной из них является теория конкурентных преимуществ Майкла Портера. В ней последовательно проводится идея, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, поэтому очень важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью следующих четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом»: факторных условий (наличие в стране основных факторов производства); условий внутреннего спроса, вызывающих эффект масштаба;  наличия смежных и поддерживающих отраслей (кластеров); стратегия фирмы, её структуры и места во внутриотраслевой конкуренции.

   Понятие, объекты и субъекты международной торговли.

   Международная торговля связывает национальные экономики  в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

- на  мировой рынок поступают только  конкурентоспособные товары;

- действуют  мировые цены, в основе которых  лежит интернациональная стоимость  (образуется при производстве  товара в среднемировых общественно-нормальных  условиях);

- он  в большей степени подвержен  монополизации (господство ТНК);

- решающее  влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т.п.)

- расчеты  осуществляются в свободно-конвертируемой  валюте и в международных счетных  единицах.

      Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля – это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

      Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно- оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

      В процессе международной торговли возникает  два направления товаропотоков  – экспорт и импорт. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют следующие виды:

     Классификация видов экспорта и импорта: 

      ЭКСПОРТ       ИМПОРТ
      1) вывоз товаров, изготовленных  (произведенных) в данной стране;       1) ввоз из-за границы товаров,  технологий для реализации на  внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;
      2) вывоз сырья и п/ф для переработки  за границей под таможенным  контролем с последующим возвратом;       2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей дли переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;
      3) реэкспорт – вывоз товаров,  ранее ввезенных из-за границы,  включая товары, проданные на  международных аукционах, товарных  биржах и т.п.;       3)реимпорт  – обратный ввоз из-за границы  ранее вывезенных национальных товаров;
      4) временный вывоз за границу  национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом  или вывоз ранее ввезенных  иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки).       4) временный ввоз товаров на  международные выставки, ярмарки, аукционы;
      5) вывоз продукции в порядке  прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки  в рамках ТНК.       5) ввоз продукции в рамках ТНК  (транснациональные корпорации).

     Показатели  оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как:

     стоимостной и физический объём (товарооборот). Стоимостный объём внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объём международной торговли обычно выражается в долларах США  в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объём международной торговли представляет собой номинальный объём, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора (снижение общего (среднего) уровня цен в экономике страны; процесс снижения роста денежной массы в обращении). Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять её реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления;

     товарная  структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день насчитывается свыше 20 мил. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг;

     географическая  структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемый либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура – данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура – данные о международной торговле между странами  к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в отдельную группу по тем или иным критериям (например, страны – экспортеры нефти).

     Субъектами  международной торговли выступают  все государства мира, которые  в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой  (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в том числе «большая семерка») , развивающиеся страны (132 страны с низким и среднем уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны  Восточной Европы и СССР).

      Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает  в качестве одного из важнейших субъектов  международной торговли транснациональные  и многонациональные компании (ТНК  и МНК . так, в 90-е годы на внутрифирменную торговлю ТНК приходится более 40% международной торговли.

      Развитие  же интеграционных процессов предопределяется участие в качестве субъектов  международной торговли интеграционных региональных группировок  (например, Европейского Союза). Таким образом, субъектами международной торговли выступают:

      1. страны мира;

      2. ТНК и МНК;

      3. региональные интеграционные группировки.

      В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека –  товары и услуги.

    Международная торговля имеет важнейшее значение для экономического роста и развития стран в динамично развивающейся мировой экономике.

      Развитие  и усложнение мировой торговли нашло  отражение в эволюции теорий, объясняющих  движущие силы этого процесса. В  современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

      Рассмотрев  мировую торговлю в плане тенденций  ее развития, можно сделать вывод, что с одной стороны наблюдается  явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно развитые и отсталые.

      Следует обратить внимание на возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

      В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли. На мой взгляд, в будущем этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

      В заключение хочется сказать о  мировой торговле в нашей стране. Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.

Информация о работе Международная торговля