Методы привлечения иностранных инвестиций в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются особенности инвестиционного процесса в

Республике Беларусь и тенденции его развития.

Задачи:

-показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;

-провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов

инвестирования в Республике Беларусь;

-представить методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4

1.ИНВЕСТИЦИИ:ПОНЯТИЯ,ФАКТОРЫ,НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ…………………………………………………………………….5

1.1 Сущность инвестиций и их формы……………………………………...........5

1.2 Источники инвестиций…………………………………………………...........9

1.2.1 Внутренние источники инвестиций…………………………………………9

1.2.2 Внешние источники инвестиций……………………………………………12

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РБ И МЕТОДЫ

ПРИВЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………16

2.1 Об иностранных инвестициях в Республике Беларусь за 2007-

2009 г………………………………………………………………………………16

2.2 Государственная политика в области привлечения иностранных

инвестиций …………………………………………………………………….......19

2.3 Льготы и преференции для иностранных инвесторов……………….............23

2.4 Свободные экономические зоны в РБ………………………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Мой курсач.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

    Участие иностранных инвесторов может быть связано также с выкупом принадлежащих  государству акций ранее созданных открытых акционерных обществ на инвестиционных конкурсах.

    Иностранные инвесторы могут и приобретать  акции дополнительных выпусков под  конкретный инвестиционный проект открытых акционерных обществ. 

    Новые инвестиционные возможности республики откроются с получением в 2004 г. суверенного  кредитного рейтинга. В этом году планируется  принять проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о  назначении финансового консультанта по вопросам присвоения рейтинга и проект соглашения между правительством Республики Беларусь и финансовым консультантом.

    Положительная оценка кредитоспособности нашей страны расширит доступ к более дешевым  внешним кредитным ресурсам, облегчит отдельным субъектам хозяйствования, в частности, банковским учреждениям, возможность организации заимствований на международном рынке капитала, а также повысит привлекательность страны для привлечения прямых инвесторов.

    Таким образом, в республике сформирована и реализуется долгосрочная государственная инвестиционная политика. Однако еще многое предстоит сделать для повышения инвестиционной привлекательности нашей страны.

    В перспективе основные усилия будут  направлены на создание ясной и предсказуемой  экономико-правовой среды. Речь идет в первую очередь о стабильности действий правительства и законодательства в сфере регулирования инвестиционной сферы.

    В разрезе макроэкономических параметров продолжится работа по снижению инфляции, стоимости кредитных ресурсов банков, уменьшению совокупной налоговой нагрузки, дальнейшей либерализации ценового регулирования.[11] 

    2.3 Льготы и преференции для иностранных инвесторов

    Руководство Республики Беларусь поставило перед  собой амбициозную цель — войти  в число 30 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.

    В Беларуси проводятся обширные реформы, направленные на радикальную либерализацию  экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны.

    Преобразования  уже затронули широкий спектр отношений, совершенствуется налоговое  и инвестиционное законодательство. Отменен институт «золотой акции», ведется работа по сокращению лицензируемых видов деятельности и административных процедур. Ограничено вмешательство контрольных органов в работу бизнеса. Введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования в день подачи заявления.

    Изменены  подходы к структуре собственности  и процессу приватизации. Предоставлена  возможность приобретения в собственность  земельных участков и их использования  в качестве предмета залога для получения  банковского кредита. Сейчас идет процесс преобразования в акционерные общества более 470 государственных организаций.

    Об  эффективности принимаемых в  Беларуси мер свидетельствуют данные ежегодного отчета Всемирного Банка  «Doing Business 2010». Беларусь второй год подряд занимает четвертое место в первой десятке стран-реформаторов в нормативно-правовой сфере. В области упрощения правил ведения бизнеса страна поднялась с 85 на 58 место (из 183 стран, охваченных исследованием).

    Кроме того, Беларусь продолжает работу над повышением своей позиции в классификации страховых кредитных рисков Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) (в настоящее время страна отнесена к 7-ой группе), что в дальнейшем позволит снизить процентную ставку по привлекаемым внешним ресурсам.

    Результаты  предпринятых Правительством мер нашли  отражение в статистических показателях 2009 года. Удельный вес инвестиций составляет 31,7 процента от ВВП, т. е. практически  каждый третий рубль являлся инвестиционным.

    За 2009 год в экономику республики поступило около 4,9 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, что сопоставимо с объемом их привлечения за предыдущие 4 года. Валовой приток зарубежного капитала составил 9,3 млрд. долларов США. 

    Сегодня Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как:

     -выгодное географическое положение;

    -высококвалифицированную рабочую силу;

    -значительный научно-технический потенциал;

    -развитую сеть транспортных коммуникаций и инфраструктуру;

    -прогрессивное инвестиционное законодательство.[15,c.4] 

    Основными странами-инвесторами в экономику  Республики Беларусь являются Россия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Германия.[8]

    В республику инвестируют такие известные  российские компании, как: ОАО «Лукойл» НТК, «Славнефть», «Итера — групп», ОАО «Газпром» и Газпромбанк, СООО «МТС» и др.

    Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.

    В Беларуси — единственной из стран  СНГ — принят Инвестиционный кодекс, регулирующий инвестиционную деятельность в стране.

    Все секторы национальной экономики  открыты для иностранных инвестиций, за исключением немногочисленных отраслей, что характерно и для мировой практики (оборона, безопасность, производство и распространение наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ).

    Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства.

    Законодательством Беларуси предусмотрена поддержка  иностранных инвесторов в форме  представления гарантий Правительства  Беларуси и доступа к централизованным инвестиционным ресурсам.

    Всем  инвесторам гарантирована равная, без  какой-либо дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального  статуса. Инвестиции не могут быть безосновательно  национализированы или реквизированы. Такие процессы допустимы исключительно при полной и своевременной компенсации не только стоимости полученного инвестором имущества, но и всех понесенных им затрат.

    Государство гарантирует инвестору право  самостоятельного распоряжения результатами инвестиционной деятельности (реинвестировать прибыль либо свободно переводить полученный доход за границу после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством). Кроме того, гарантируется возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.

    Гарантии  зарубежным инвесторам предоставляются  и в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Беларусь является также участницей многосторонних договоров. 

    Особые  преференции предоставляются инвесторам в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий.

    На  территории Республики Беларусь создано  шесть свободных экономических  зон во всех областях страны: «Брест» (1996), «Витебск» (1999), «Гомель-Ратон» (1998), «Гродноинвест» (2002), «Минск» (1998) и «Могилев» (2002). 

    Регистрация субъектов хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, при условии реализации инвестиционного  проекта с объемом инвестиций не менее 1 млн. евро. 

    Основными преференциями для резидентов СЭЗ  являются:

    -освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортное оборудование и товары, используемые для производства экспортной продукции;

    -освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли и снижение налога на прибыль на 50 процентов в последующие годы, но не более 12 процентов;

    -освобождение от налогов на недвижимость и на приобретение автомобильных транспортных средств;

    -льготные условия предоставления земельных участков в аренду для реализации инвестиционных проектов;

    -свободное распоряжение валютной выручкой;

    -неизменность условий деятельности резидентов СЭЗ в течение семи лет. 

    Для резидентов Парка высоких технологий предусмотрены следующие льготы:

    -освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей, уплачиваемых с выручки от реализации;

    -освобождение от налогов на прибыль, на недвижимость, земельного налога, оффшорного сбора;

    -освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли;

    -уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов. 

    Основная  часть перечисленных льгот применяется  и в отношении юридических  лиц, не являющихся резидентами Парка  высоких технологий, но реализующим  бизнес-проекты в сфере новых  и высоких технологий. 

    В Беларуси созданы дополнительные условия для развития микро- и малых предприятий. 

    Микропредпрития с числом работников, не превышающим 15 человек и выручкой за первые деять  месяцев работы, не превышающей 1 млрд. белорусских рублей (порядка 350 тысяч  долларов) подлежат налогообложению по ставке 8 процентов от их валового дохода и обсвобождаются от любых других налогов, включая НДС (исключение составляют ввозные таможенные пошлины, оффшорный сбор, налог на приобретение транспортных средств и взнос в фонд соцстрахования). Малые предприятия с числом работников до 100 человек и оборотом за первые девять месяцев, не превышающим 3,5 млрд. белорусских рублей (порядка 1,3 млн. долларов) подлежат налогообложению по ставке 6 процентов валового дохода и освобождаются от тех же налогов, что и микропредприятия, за исключением НДС.

    Инвестиционная  деятельность может осуществляться путем заключения инвестиционного  договора иностранного инвестора с Республикой Беларусь.

    Это позволяет инвестору получить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала, а также льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта:

    -право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;

    -упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона;

    -освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе оборудования и запасных частей к нему для реализации инвестиционного проекта;

    -освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;

    -освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь;

    -освобождение от целевых сборов в местные бюджеты. 
 

    Республика  Беларусь заинтересована в реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими  и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимической отрасли, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, биотехнологий, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере транспортных коммуникаций, связи, инфраструктуры, туризма, строительных услуг.

    В рамках исполнения поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. о совершенствовании законодательства в области инвестиционной деятельности Минэкономики совместно с заинтересованными в настоящее время проводится работа по подготовке новой редакции Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, соответствующей международным стандартам защиты прав инвесторов, закрепленным в международных договорах Республики Беларусь, а также изданным в последнее время актам Главы государства.[2] 
 

    2.4 Свободные экономические  зоны в РБ 

Информация о работе Методы привлечения иностранных инвестиций в РБ