Методы привлечения иностранных инвестиций в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются особенности инвестиционного процесса в

Республике Беларусь и тенденции его развития.

Задачи:

-показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;

-провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов

инвестирования в Республике Беларусь;

-представить методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4

1.ИНВЕСТИЦИИ:ПОНЯТИЯ,ФАКТОРЫ,НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ…………………………………………………………………….5

1.1 Сущность инвестиций и их формы……………………………………...........5

1.2 Источники инвестиций…………………………………………………...........9

1.2.1 Внутренние источники инвестиций…………………………………………9

1.2.2 Внешние источники инвестиций……………………………………………12

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РБ И МЕТОДЫ

ПРИВЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………16

2.1 Об иностранных инвестициях в Республике Беларусь за 2007-

2009 г………………………………………………………………………………16

2.2 Государственная политика в области привлечения иностранных

инвестиций …………………………………………………………………….......19

2.3 Льготы и преференции для иностранных инвесторов……………….............23

2.4 Свободные экономические зоны в РБ………………………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Мой курсач.doc

— 353.50 Кб (Скачать)
 

    Как видно из таблицы1.3 прямых иностранных инвестиций в 2008 году привлечено 2,28млрд. долларов. Это в 1,7 раза больше, чем в 2007году. Данное увеличение объясняется не столько улучшением инвестиционной привлекательности страны, сколько изменением методологии подсчета прямых иностранных инвестиций /с начала этого года в статотчетности по привлечению ПИИ отражаются суммы задолженности за полученные товары, работы, услуги от прямого инвестора - нерезидента Республики Беларусь, а также суммы полученных авансовых платежей от прямого инвестора - нерезидента Республики Беларусь под последующий экспорт товаров, работ, услуг/

    Наибольший  объем прямых иностранных инвестиций в  2009 году поступил из следующих  стран: 

      

    Рисунок2- Структура поступления  иностранных инвестиций по странам инвесторам,% [16] 

      Основными источниками поступления  иностранных инвестиций являются  Россия (65,3%), что обусловлено тесными  экономическими связями с данным  государством, Австрия (10%) и страны, являющиеся оффшорными зонами (около 10%). Подобные цифры свидетельствуют о возможности существенного усиления зависимости экономики Беларуси от Российской Федерации. 

    Таблица1.3- Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам (млн. долл. США) [16]

  2007 2008 2009
Всего 5421,9 6525,9 9303,7
В том  числе:      
Австрия 594,3 945,6 931,7
Виргинские  острова, Британские 57,6 112,4 47,1
Германия 309,7 116,8 59,7
Кипр 376,9 555,7 536,5
Латвия 148,4 97,7 58,9
Нидерланды 123,6 118,6 439,3
Россия 1818,3 2167,0 6076,6
Соединенное Королевство 860,7 713,9 467,7
Соединенные Штаты 69,6 61,9 53,9
Швейцария 606,4 1225,4 371,2

    Таблица1.4- Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам (млн. долл. США) [16]

  2007 2008 2009
Всего: 1313,5 2279,8 4821,1
В том  числе:      
Австрия 19,4 38,1 7,0
Виргинские  острова, Британские 5,6 35,7 1,1
Германия 28,0 93,7 51,6
Кипр 214,1 263,1 102,0
Латвия 33,0 36,0 30,7
Нидерланды 26,3 26,7 38,8
Россия 219,7 328,5 4026,5
Соединенное Королевство 21,1 42,2 50,8
Соединенные Штаты 37,6 37,2 35,1
Швейцария 580,3 1215,7 353,1
Эстония 34,9 31,6 12,2
 

    Таким образом, целесообразно делать упор не на количество привлеченных инвестиций, а на его качество, структуру, т.е. предпочтения необходимо отдавать лишь тем инвестициям, которые смогут принести в нашу экономику реальный иностранный капитал, инновации и новые технологии. 

       2.2 Государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций 

    Формирование  государственной политики в области  инвестиционной деятельности возложено  на Департамент по делам инвестиций, который является самостоятельным  структурным подразделением Министерства экономики.

    Основной  задачей Департамента является разработка принципов, механизмов инвестиционной политики, а также мер по стимулированию, привлечению и эффективному использованию внутренних и внешних инвестиций в целях создания условий для устойчивого экономического роста.

    Основной  программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в нашей стране, — Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, одобренная правительством в 2002 году.

    Программа определяет стратегию и механизмы  привлечения внутреннего и внешнего капитала, а также законодательные и организационно-экономические мероприятия для создания благоприятной инвестиционной среды. Цель Программы — привлекать в экономику страны начиная с 2003 года не менее $1 млрд и к 2010 году выйти на объемы свыше $10 млрд. 

    При формировании механизмов привлечения  зарубежного капитала в Беларуси активно используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Эти страны достигли значительных успехов в эффективном использовании внешних инвестиций для развития своего экономического потенциала.

    Для создания благоприятного инвестиционного  климата в республике предлагаются такие широкоиспользуемые стимулы, как преференциальный режим осуществления  инвестиций, государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов включая предоставление льгот, гарантий, централизованных ресурсов, создание и развитие свободных экономических зон, вовлечение зарубежных инвесторов в процесс приватизации, совершенствование инвестиционного законодательства, информационно-организационная поддержка инвестиционного процесса.

    Существенное  внимание уделяется в нашей стране правовой обеспеченности инвестиционной деятельности, основу которой закладывает  Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году. 

    В Кодексе установлены ключевые для  всех инвесторов гарантии: защита прав собственности и законных интересов; равенство прав независимо от их формы  собственности и их стабильность; самостоятельное распоряжение прибылью (доходом) и ее беспрепятственный перевод за рубеж; защита от безвозмездной национализации или реквизиции, а также от незаконных действий государства. В случае принятия новых нормативных правовых актов, ухудшающих условия деятельности инвесторов, Кодекс также гарантирует применение иностранным инвестором в течение 5 лет законодательства, действовавшего на день регистрации его организации.

    Работа  над совершенствованием инвестиционного  законодательства продолжается. В настоящее  время разработан и принят в первом чтении Национальным собранием Республики Беларусь проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь". 

    Проектом  предусмотрено расширение перечня  иностранных инвесторов и форм осуществления  инвестиционной деятельности, совершенствование порядка взимания таможенных и налоговых платежей при ввозе имущества в качестве вклада в уставные фонды, расширение организационно-правовых форм коммерческих организаций с иностранными инвестициями и др.

    Международно-правовое регулирование инвестиционной сферы реализуется посредством заключения двусторонних соглашений по иностранным инвестициям, присоединения к международным многосторонним конвенциям.

    Беларусь  является участницей Вашингтонской  конвенции 1965 г. "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами". Беларусь также участвует в Сеульской конвенции 1985 г. "Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". Республикой подписано около 50 двусторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций с такими странами, как Германия, Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Италия, Чехия, Китай, Турция, Египет, Кипр и др. Беларусь заключила более 40 договоров об избежании двойного налогообложения.

    Правительство республики активно участвует в инвестиционных процессах страны, предоставляя государственную поддержку субъектам хозяйствования республики.[12,c 5] 

    Государственная поддержка участников инвестиционной деятельности осуществляется в  виде: 

    1) гарантий правительства Республики  Беларусь (в случае получения кредитов под инвестиционный проект);

    2) преференций по налоговым и  таможенным платежам (в виде отсрочки  по уплате налоговых и таможенных  платежей);

    3) централизованных инвестиционных  ресурсов (выделяются на основе  платности, срочности и возвратности при условии финансирования инвестором проекта не менее чем на 20% общего объема инвестиций).

    При реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с  инвестором может быть заключен инвестиционный договор. К таким проектам относятся прежде всего проекты по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности белорусской продукции и объемов экспорта, решению проблем социального значения.

    Стоимость реализуемого проекта должна быть не менее $5 млн. Инвестиционный договор  предоставляет дополнительные гарантии инвестору по экономическим и  законодательным условиям реализации инвестиционного проекта. 

    Одним из важных звеньев инвестиционной политики является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям.

    Опыт  компаний и организаций — членов Консультативного совета, накопленный  ими в ходе работы в различных  странах, может позволить нашей  стране успешно решать поставленные задачи по наращиванию инвестиционного потенциала и формированию привлекательного инвестиционного климата. В рамках деятельности этой структуры в ближайшее время будут рассмотрены такие важные законопроекты, как Кодекс Республики Беларусь о земле, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон "О хозяйственных обществах", Закон "О внешнеторговой деятельности" и ряд других.

    Также усилия будут направлены на совершенствование  рекламы инвестиционного климата  республики и формирование благоприятного имиджа среди потенциальных инвесторов. 

    Экономика Беларуси, являясь открытой, должна удовлетворять требованиям мировых  рынков.

    Поддержание и рост конкурентоспособности отечественных  товаров и услуг является важнейшим  условием устойчивого экономического роста в нашей стране. Поэтому для развития имеющейся в республике производственной базы правительством установлены приоритетные сферы, в которых республика заинтересована использовать иностранные инвестиции.

    Это машиностроение и приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм.

    Правительство готово поддерживать инвестиции в высокотехнологичное  производство, а также в создание новых рабочих мест.

    Одним из наиболее перспективных путей привлечения иностранных инвестиций является участие иностранного капитала в процессе приватизации. В Беларуси существует несколько способов участия иностранных инвесторов в приватизационном процессе.

    Так, например, зарубежный инвестор может участвовать в создании открытого акционерного общества путем внесения в его уставный фонд денежного или имущественного взноса в размере не менее $20 тыс.

Информация о работе Методы привлечения иностранных инвестиций в РБ