Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:37, курсовая работа
Целью исследования являются особенности инвестиционного процесса в
Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
-показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
-провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов
инвестирования в Республике Беларусь;
-представить методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.
Введение……………………………………………………………………………...4
1.ИНВЕСТИЦИИ:ПОНЯТИЯ,ФАКТОРЫ,НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ…………………………………………………………………….5
1.1 Сущность инвестиций и их формы……………………………………...........5
1.2 Источники инвестиций…………………………………………………...........9
1.2.1 Внутренние источники инвестиций…………………………………………9
1.2.2 Внешние источники инвестиций……………………………………………12
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РБ И МЕТОДЫ
ПРИВЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………16
2.1 Об иностранных инвестициях в Республике Беларусь за 2007-
2009 г………………………………………………………………………………16
2.2 Государственная политика в области привлечения иностранных
инвестиций …………………………………………………………………….......19
2.3 Льготы и преференции для иностранных инвесторов……………….............23
2.4 Свободные экономические зоны в РБ………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как видно из таблицы1.3 прямых иностранных инвестиций в 2008 году привлечено 2,28млрд. долларов. Это в 1,7 раза больше, чем в 2007году. Данное увеличение объясняется не столько улучшением инвестиционной привлекательности страны, сколько изменением методологии подсчета прямых иностранных инвестиций /с начала этого года в статотчетности по привлечению ПИИ отражаются суммы задолженности за полученные товары, работы, услуги от прямого инвестора - нерезидента Республики Беларусь, а также суммы полученных авансовых платежей от прямого инвестора - нерезидента Республики Беларусь под последующий экспорт товаров, работ, услуг/
Наибольший
объем прямых иностранных инвестиций
в 2009 году поступил из следующих
стран:
Рисунок2-
Структура поступления
иностранных инвестиций
по странам инвесторам,% [16]
Основными источниками
Таблица1.3- Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам (млн. долл. США) [16]
2007 | 2008 | 2009 | |
Всего | 5421,9 | 6525,9 | 9303,7 |
В том числе: | |||
Австрия | 594,3 | 945,6 | 931,7 |
Виргинские острова, Британские | 57,6 | 112,4 | 47,1 |
Германия | 309,7 | 116,8 | 59,7 |
Кипр | 376,9 | 555,7 | 536,5 |
Латвия | 148,4 | 97,7 | 58,9 |
Нидерланды | 123,6 | 118,6 | 439,3 |
Россия | 1818,3 | 2167,0 | 6076,6 |
Соединенное Королевство | 860,7 | 713,9 | 467,7 |
Соединенные Штаты | 69,6 | 61,9 | 53,9 |
Швейцария | 606,4 | 1225,4 | 371,2 |
Таблица1.4- Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам (млн. долл. США) [16]
2007 | 2008 | 2009 | |
Всего: | 1313,5 | 2279,8 | 4821,1 |
В том числе: | |||
Австрия | 19,4 | 38,1 | 7,0 |
Виргинские острова, Британские | 5,6 | 35,7 | 1,1 |
Германия | 28,0 | 93,7 | 51,6 |
Кипр | 214,1 | 263,1 | 102,0 |
Латвия | 33,0 | 36,0 | 30,7 |
Нидерланды | 26,3 | 26,7 | 38,8 |
Россия | 219,7 | 328,5 | 4026,5 |
Соединенное Королевство | 21,1 | 42,2 | 50,8 |
Соединенные Штаты | 37,6 | 37,2 | 35,1 |
Швейцария | 580,3 | 1215,7 | 353,1 |
Эстония | 34,9 | 31,6 | 12,2 |
Таким
образом, целесообразно делать упор
не на количество привлеченных инвестиций,
а на его качество, структуру, т.е. предпочтения
необходимо отдавать лишь тем инвестициям,
которые смогут принести в нашу экономику
реальный иностранный капитал, инновации
и новые технологии.
2.2 Государственная
политика в области
привлечения иностранных
инвестиций
Формирование государственной политики в области инвестиционной деятельности возложено на Департамент по делам инвестиций, который является самостоятельным структурным подразделением Министерства экономики.
Основной задачей Департамента является разработка принципов, механизмов инвестиционной политики, а также мер по стимулированию, привлечению и эффективному использованию внутренних и внешних инвестиций в целях создания условий для устойчивого экономического роста.
Основной программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в нашей стране, — Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, одобренная правительством в 2002 году.
Программа
определяет стратегию и механизмы
привлечения внутреннего и внешнего
капитала, а также законодательные и организационно-экономические
мероприятия для создания благоприятной
инвестиционной среды. Цель Программы
— привлекать в экономику страны начиная
с 2003 года не менее $1 млрд и к 2010 году выйти
на объемы свыше $10 млрд.
При
формировании механизмов привлечения
зарубежного капитала в Беларуси
активно используется опыт ряда государств
Центральной и Восточной
Для создания благоприятного инвестиционного климата в республике предлагаются такие широкоиспользуемые стимулы, как преференциальный режим осуществления инвестиций, государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов включая предоставление льгот, гарантий, централизованных ресурсов, создание и развитие свободных экономических зон, вовлечение зарубежных инвесторов в процесс приватизации, совершенствование инвестиционного законодательства, информационно-организационная поддержка инвестиционного процесса.
Существенное
внимание уделяется в нашей стране
правовой обеспеченности инвестиционной
деятельности, основу которой закладывает
Инвестиционный кодекс, принятый в 2001
году.
В Кодексе установлены ключевые для всех инвесторов гарантии: защита прав собственности и законных интересов; равенство прав независимо от их формы собственности и их стабильность; самостоятельное распоряжение прибылью (доходом) и ее беспрепятственный перевод за рубеж; защита от безвозмездной национализации или реквизиции, а также от незаконных действий государства. В случае принятия новых нормативных правовых актов, ухудшающих условия деятельности инвесторов, Кодекс также гарантирует применение иностранным инвестором в течение 5 лет законодательства, действовавшего на день регистрации его организации.
Работа
над совершенствованием инвестиционного
законодательства продолжается. В настоящее
время разработан и принят в первом
чтении Национальным собранием Республики
Беларусь проект Закона "О внесении
изменений и дополнений в Инвестиционный
Кодекс Республики Беларусь".
Проектом предусмотрено расширение перечня иностранных инвесторов и форм осуществления инвестиционной деятельности, совершенствование порядка взимания таможенных и налоговых платежей при ввозе имущества в качестве вклада в уставные фонды, расширение организационно-правовых форм коммерческих организаций с иностранными инвестициями и др.
Международно-правовое регулирование инвестиционной сферы реализуется посредством заключения двусторонних соглашений по иностранным инвестициям, присоединения к международным многосторонним конвенциям.
Беларусь является участницей Вашингтонской конвенции 1965 г. "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами". Беларусь также участвует в Сеульской конвенции 1985 г. "Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". Республикой подписано около 50 двусторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций с такими странами, как Германия, Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Италия, Чехия, Китай, Турция, Египет, Кипр и др. Беларусь заключила более 40 договоров об избежании двойного налогообложения.
Правительство
республики активно участвует в инвестиционных
процессах страны, предоставляя государственную
поддержку субъектам хозяйствования республики.[12,c
5]
Государственная
поддержка участников
инвестиционной деятельности
осуществляется в
виде:
1)
гарантий правительства
2)
преференций по налоговым и
таможенным платежам (в виде отсрочки
по уплате налоговых и
3)
централизованных
При реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор. К таким проектам относятся прежде всего проекты по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности белорусской продукции и объемов экспорта, решению проблем социального значения.
Стоимость
реализуемого проекта должна быть не
менее $5 млн. Инвестиционный договор
предоставляет дополнительные гарантии
инвестору по экономическим и
законодательным условиям реализации
инвестиционного проекта.
Одним из важных звеньев инвестиционной политики является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям.
Опыт компаний и организаций — членов Консультативного совета, накопленный ими в ходе работы в различных странах, может позволить нашей стране успешно решать поставленные задачи по наращиванию инвестиционного потенциала и формированию привлекательного инвестиционного климата. В рамках деятельности этой структуры в ближайшее время будут рассмотрены такие важные законопроекты, как Кодекс Республики Беларусь о земле, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон "О хозяйственных обществах", Закон "О внешнеторговой деятельности" и ряд других.
Также
усилия будут направлены на совершенствование
рекламы инвестиционного
Экономика
Беларуси, являясь открытой, должна
удовлетворять требованиям
Поддержание
и рост конкурентоспособности
Это машиностроение и приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм.
Правительство готово поддерживать инвестиции в высокотехнологичное производство, а также в создание новых рабочих мест.
Одним из наиболее перспективных путей привлечения иностранных инвестиций является участие иностранного капитала в процессе приватизации. В Беларуси существует несколько способов участия иностранных инвесторов в приватизационном процессе.
Так, например, зарубежный инвестор может участвовать в создании открытого акционерного общества путем внесения в его уставный фонд денежного или имущественного взноса в размере не менее $20 тыс.
Информация о работе Методы привлечения иностранных инвестиций в РБ