Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:46, контрольная работа
Как известно, метод науки – это свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета. Научной основой метода всех наук о природе и обществе является материалистическая теория познания, материалистический, диалектический метод исследования, который предполагает изучение реального мира в становлении и развитии; вскрытие диалектических противоречий этого развития, борьбы нового и отмирающего, всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных явлений; определение движущих сил и субъективных законов развития.
Литература: Теория экономического анализа (Учебное пособие). Автор: Сафонов А.А. , редактор: Моисеева Л.В.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
А.С. Булатов. Экономика.
Баканов Михаил Иванович .Теория экономического анализа.
Вопрос № 22
Раскройте существо рыночного равновесия,
равновесной цены и равновесного
количества. Когда возникает ситуация
избыточного предложения и
Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия. На рис. 1 представлены те же самые кривые спроса и предложения, что и раньше, но на этот раз они обе изображены в одной системе координат.
Рыночный спрос и рыночное предложение взаимосвязаны. Хотя интересы продавцов и покупателей на рынке прямо противоположны, тем не менее устанавливается некая равновесная цена, удовлетворяющая обе стороны. Каким образом устанавливается такая цена? Рассмотрим его на графическом примере (рис. 1).
Точка Ео — точка пересечения кривых спроса и предложения. Она показывает, что только при таком соотношении пены и объема реализуемой продукции продавцы и покупатели хотят продавать и покупать одинаковое количество данного товара и по одинаковой цене. Спрос и предложение в такой ситуации находятся в состоянии равновесия, поэтому цену Ро называют ценой равновесия, а объем производства Qro - равновесным объемом производства.
В точке Ео рыночный спрос равен рыночному предложению. Производителям невыгодно дальнейшее расширение производства, а значит, и предложения, ибо товар не найдет спроса; покупатели не станут рассчитывать на снижение цены единицы товара, ибо такое снижение противоречит интересам продавцов (производителей).
Предположим теперь, что в силу каких-то причин цена на данный товар увеличилась с Р0 до Р1. Из рисунка видно, что в этом случае величина предложения 0Qr2 превысит величину спроса 0Qr1. Возникнет товарный избыток, равный Qr1Qr2. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. Снижение цены сократит предложение товара и будет побуждать потребителей покупать его в большем количестве. Установление цены на уровне Ро уравновесит спрос и предложение.
Если цена P2 окажется ниже равновесной Ро, то величина спроса превысит величину предложения и возникнет товарный дефицит, равный Qr1Qr2- В этом случае конкуренция покупателей будет способствовать повышению цены, что, в свою очередь, побуждает производителей расширять производство данного товара, в результате чего дефицит станет постепенно исчезать. В точке Е0 опять произойдет уравновешивание интересов покупателей и продавцов, и цена установится на уровне Р0.
Сказанное о равенстве спроса
и предложения, т.е. покупок
и продаж, предполагает определенные
абстракции. Так, мы предполагаем,
что на рынке реализуется
Рис.1 Рыночное равновесие
В случае когда предложение превышает спрос (образуется излишек), покупатель находится в более благоприятном положении.
Излишек
для производителей равняется
суммарной величине превышения
цены над предельными
Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, мы переходим к анализу противоположного случая. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше равновесной и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. В результате действия рыночного механизма все продавцы продают товар по единой рыночной цене. Однако некоторые производители были бы согласны продавать свой товар и по более низким ценам. Это объясняется тем, что у одних производителей затраты на производство продукции могут быть ниже, чем у других. Поэтому часть производителей получает выгоду от продажи своего товара по рыночной цене.
Когда
существует избыток продукта, то
продавцы не могут продать
все, что они надеялись
Продавцы
ответят на рост запасов
Так как
чрезмерные товарные запасы «
На рынках,
где не существует товарных
запасов, избыток приводит к
формированию очередей
Равновесием
в экономической системе
Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага – в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы устанавливалась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения. Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.
В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка – на рынке не остается ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).
Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса – при этой цене продавцы принесут на рынок, ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения соответствующий ей – равновесными объемами спроса и предложения.
Литература: Баканов Михаил Иванович .Теория экономического анализа.
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.economy-bases.ru/
Вопрос №42
Объясните сущность естественной монополии, искусственной монополии. Почему монополии практикуют ценовую дискриминацию? Какие условия делают ее возможной?
Монополия-исключительное (монопольное) право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д. В экономике монополия — одна из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:
существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма;
существуют непреодолимые или
труднопреодолимые входные
Фирма, работающая на рынке в условиях
монополии, контролирует рынок (отрасль)
полностью или в значительной
степени. Антимонопольное
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальные (лат. legalis - законный) монополии
образуются на законном основании. К ним
можно причислить такие формы монополистических
организаций:
а) патентная система. Под
патентом подразумевается
б) авторские права, согласно
которым интеллектуальные
в) торговые знаки - специальные
рисунки, названия, символы, которые
позволяют идентифицировать (отождествить)
товар, услугу или фирму (
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
1.создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
2.ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
3.создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
4.применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
5."забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии
Картель - союз нескольких предприятий
одной отрасли промышленности, в
котором его участники
Синдикат - объединение ряда предприятий,
изготавливающих однородную продукцию;
здесь собственность на материальные
условия хозяйствования сохраняется
за участниками объединения, а готовая
продукция реализуется как их
общее достояние через
Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.