Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 00:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить основные методы и инструменты государственного регулирования экономики Российской Федерации на современном этапе, раскрыть их суть и проследить практическое применение.
Задачи, которые я поставила перед собой при написании курсовой работы:
1. Рассмотреть особенности государственного регулирования экономики России;
Введение 3
Глава 1. Особенности государственного регулирования экономики современной России 5
Глава 2. Методы государственного регулирования экономики современной России 8
§2.1. Программно-целевой метод 10
§2.2. Балансовый метод 14
§2.3. Нормативный метод 17
Глава 3. Инструменты государственного регулирования экономики современной России 23
§3.1. Административные и правовые инструменты ГРЭ 25
§3.2. Финансово-экономические инструменты ГРЭ. 28
Заключение 30
Источники 32
Рассмотрим область применения нормативного регулирования в российской экономике. Функции государства в смешанной экономике традиционно определяются с позиции неэффективности рынка (сфер деятельности, в которых рыночные механизмы не работают или не обеспечивают Парето-эффективности). К сферам государственного регулирования в смешанной экономике относятся:
В каждой из перечисленных сфер используются нормы и нормативы. Законодательство является системой нормативных документов, определяющих права и обязанности различных субъектов экономики (в том числе и государства). Распределение ресурсов с целью обеспечения производства общественных благ в государственном секторе осуществляется в соответствии с нормативами. Нормативный метод широко используется при регулировании перераспределительных процессов: различные виды нормативного регулирования уровня жизни (нормативы минимального уровня оплаты труда, потребления различных социально-экономических групп населения), налоговая система и т.д. 12
Нормативный метод тесно связан с другими методами государственного регулирования экономики – балансовым и программно-целевым. Эффективное регулирующее взаимодействие государства на экономику предполагает комплексное применение перечисленных методов с учетом их взаимосвязи.
При построении экономических балансов на плановый период в расчетах могут широко использоваться отдельные нормативные показатели. Например, технико-экономические нормативы расхода отдельных видов продукции в народном хозяйстве являются основой для прогнозирования отраслевой структуры экономики на основе межотраслевого баланса. Расчет плановых материальных балансов так же предполагает широкое использование нормативов.
Достижение нормативов экономической безопасности должно выступать в качестве важнейшей целевой установки государственных планово-программных документов. В программных документах Минэкономразвития и Минфина России обязательно должны содержаться показатели, характеризующие степень экономической безопасности страны. Должно проводиться сравнение прогнозируемых показателей развития страны и проектировок государственного бюджета с их пороговыми значениями.
Обеспечение выполнения социально-трудовых нормативов, оказывающих непосредственное влияние на уровень жизни населения, должно рассматриваться как важная предпосылка государственных программ развития страны.
Значение многих нормативов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики определяется исходя из приоритетов государственного регулирования, определенных программными документами правительства. Установление нормативных показателей на объективно обусловленном уровне предполагает проведение комплексных расчетов, основывающихся на экономических балансах. Так, исчисление размеров минимальной оплаты труда и других социальных нормативов должно согласовываться с балансовыми расчетами доходов и потребления населения.
В обобщение вышеизложенного следует сказать, что совокупность методов государственного регулирования образует мощный механизм поддержания устойчивости и стимулирования развития экономики России. Программно-целевой метод обеспечивает решение целевых экономических установок с минимальными затратами ресурсов. Нормативы устанавливают связи между ресурсами предприятий и конечными результатами, в которых заинтересовано общество. А с помощью системы балансов обеспечивается единство и целостность экономической системы, ее согласованность в процессе развития.
Глава 3. Инструменты государственного регулирования экономики современной России
Реализация целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. Существует несколько классификаций инструментов в зависимости от выбранного критерия. По форме в системе государственного регулирования принято выделять финансово-экономические, административные и правовые инструменты.
Финансово-экономические методы находятся в тесной взаимосвязи с административными и правовыми. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку находится под контролем той или иной государственной службы. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита не раньше, чем будет принято решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.
Административные и правовые инструменты государственного регулирования охватывают те действия правительства, которые носят предписывающий характер и направлены на формирование институциональных основ экономики.
Административные меры и средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового потрясения, базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения, а также различного рода стандарты и нормы. Типичным примером запрета или разрешения является лицензированная деятельность. К мерам принуждения можно отнести требование к промышленным предприятиям организовывать у себя производственное обучение молодежи, создавать бытовые удобства на производстве, устанавливать новые очистные сооружения и т.д.
Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики и уровня ее развития. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием приемлемых условий для экономической деятельности относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль значительно возрастает. Самым ярким примером крупномасштабного государственного регулирования с помощью административных рычагов является осуществление денежной реформы и разукрупнение ведущих концернов в послевоенных Германии и Японии.13
Правовые инструменты государственного регулирования экономики - это система законов и нормативно-правовых актов, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти. Правовые инструменты охватывают обеспечение правового поля, т.е. создание наиболее разумных условий для развития свободного предпринимательства через законотворчество.
Основой правового регулирования экономики является разработка и юридическое закрепление законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д.
В Российской Федерации основы государственного регулирования экономики закреплены в Конституции. Согласно ст.71 Конституции РФ в ведении РФ находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д.14 Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии.
Основную массу
среди источников российского права составляют
федеральные законы, среди которых особое
место занимают кодексы: Гражданский кодекс
РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс
РФ, Земельный кодекс РФ, Таможенный кодекс
РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях,
Уголовный кодекс.
В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности. Условно можно выделить федеральные законы:
Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:
К финансово-экономическим инструментам относят те действия правительства, которые имеют не предписывающий, а воздействующий характер. Это в первую очередь воздействие на макроэкономические величины – совокупный спрос, совокупное предложение, централизацию капитала, а также на социальные, региональные и структурные элементы экономики. Главными экономическими инструментами регулирования являются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - целенаправленная деятельность государства (в лице органов государственной власти и местного самоуправления) по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации задач экономической политики.
Целями фискальной политики являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости
ресурсов (прежде всего решение
проблемы циклической
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.
Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному.
Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:
• увеличение государственных закупок;
• снижение налогов;
• увеличение трансфертов.
Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:
• сокращение государственных закупок;
• увеличение налогов;
• сокращение трансфертов.15
Денежно-кредитное регулирование выполняет Центральный банк России, который совместно с Правительством Российской Федерации осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики государства. Через структуры Центрального банка на местах осуществляется обслуживание денежных счетов федерального казначейства, счетов государственных внебюджетных фондов.
Резюмируя данную
главу, важно отметить, что инструменты
государственного регулирования экономики
оказывают предписывающий и воздействующий
характер на рынок. Административно-правовые
инструменты направлены на сознание институциональных
снов экономики, а финансово-экономические
позволяют государству изменить соотношение
спроса и предложения в необходимом направлении.
Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования экономики современной России