Методы и инструменты государственного регулирования экономики современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить основные методы и инструменты государственного регулирования экономики Российской Федерации на современном этапе, раскрыть их суть и проследить практическое применение.
Задачи, которые я поставила перед собой при написании курсовой работы:
1. Рассмотреть особенности государственного регулирования экономики России;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности государственного регулирования экономики современной России 5
Глава 2. Методы государственного регулирования экономики современной России 8
§2.1. Программно-целевой метод 10
§2.2. Балансовый метод 14
§2.3. Нормативный метод 17
Глава 3. Инструменты государственного регулирования экономики современной России 23
§3.1. Административные и правовые инструменты ГРЭ 25
§3.2. Финансово-экономические инструменты ГРЭ. 28
Заключение 30
Источники 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа ГРЭ.docx

— 66.37 Кб (Скачать)

Проблема построения оптимальной системы целей развития социально-экономической системы имеет давнюю историю. Первая «классическая» классификация целей, с точки зрения содержания была предложена А. Смитом. Он выделил 3 основные, глобальный цели:

  1. обеспечение безопасности по отношению к внешней среде;
  2. обеспечение правового порядка;
  3. обеспечение государством инфраструктуры.

В настоящее время, в связи с развитием и усложнением социально-экономической системы нашей страны, говорят о «магическом шестиугольнике»:

  1. умеренный и стабильный экономический рост;
  2. высокий уровень занятости;
  3. стабильность цен (устойчивость денег);
  4. внешнеэкономическое равновесие;
  5. справедливое балансирование по доходом и имуществу;
  6. охрана и улучшение окружающей среды.7

Процесс выработки целей формально предполагает прохождение 4 этапов:

  1. анализ ситуации, в которой находится объект управления, и выявление возможных тенденций ее изменения;
  2. формирование «корзины целей»;
  3. структуризация, построение иерархии целей;
  4. авторизация целей.

Данный процесс представляет собой первый составной элемент программно-целевого метода государственного регулирования.

Связующим звеном между целью и средствами ее достижения являются комплексные программы. Поэтому вторым составным элементом программно-целевого метода выступает разработка и утверждение целевых программ.

Целевая комплексная программа – это инструмент программно-целевого метода ГРЭ. Она представляет собой совокупность иерархически соподчиненных целей, мероприятий по их достижению, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Поэтому она и получила название комплексной.

Главное содержание программы образует комплекс мероприятий, реализация которых необходима для достижения целей программы. Перечень этих мероприятий должен быть достаточно конкретен, а набор их носит всеобъемлющий характер.

Например, самые «свежие» программы, реализуемые в России – это государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», принятая 24 апреля 2014г., и программа "Экономическое развитие и инновационная экономика", вступившая в силу с 30 декабря 2013г.8

Социально-экономические программы направлены на решение проблем социального характера, повышения уровня и качества жизни населения. Наряду с обычными, плановыми целевыми комплексными программами во время кризисных ситуаций могут разрабатываться чрезвычайные целевые комплексные программы.

Пионерами в области использования программно-целевого метода в практике государственного регулирования считаются Франция, Нидерланды, Япония. В последующем он получил развитие в большом количестве стран. Одна из самых известных региональных программ в мире – освоение бассейна реки Теннесси в США.

Программно-целевой метод государственного регулирования использовался и в практике директивного планирования в СССР. Достаточно вспомнить о разработке и реализации «Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 1986-2005гг.», о формировании в середине 80-х годов прошлого века территориально-производственных комплексов, принятии «Продовольственной программы» и создании аграрно-промышленного комплекса.

В настоящее время согласно Федеральному закону РФ № 115 от 20.07.1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» за основу государственного регулирования социально-экономического развития принят программно-целевой метод. 
§2.2. Балансовый метод

Баланс – слово французского происхождения, оно означает «весы». Это понятие применяется во многих сферах человеческой деятельности, в том числе и в экономической науке. В экономической науке этот термин обозначает «равновесие».

Пионерами балансовых построений на уровне народного хозяйства были В. Петти, Г. Кинг, Ф. Кенэ. Дальнейшие разработки балансовый метод ГРЭ получил в работах Дж. Ст. Миля, К. Маркса, В.И. Ленина, С.Г. Струмилина, Р. Стоуна.

Балансовый метод – средство достижения равновесия в экономике путем использования не только внутренних рыночных регуляторов, но и инструментов внешнего воздействия на процесс общественного воспроизводства. В самом простом виде для отражения сбалансированности применяется система показателей, характеризующих, с одной стороны, источники образования данного вида продукции (ресурсов), а с другой – направления ее использования по состоянию на определенный момент.9

Для обеспечения пропорциональности развития экономики страны необходима балансовая увязка развития отдельных отраслей, регионов и предприятий. А это, в свою очередь, требует координации и взаимной увязки программ развития различных объектов, цель которых – обеспечить соответствие конкретных потребностей данного региона, отрасли, страны в целом имеющимся ресурсам для удовлетворения этих потребностей. В конечном счете, это сводится к установлению соответствия между производством и потреблением материальных благ и услуг.

Балансовая увязка планов развития отраслей и производств обеспечивает необходимые пропорции внутри каждой отрасли – внутриотраслевые пропорции и пропорции между смешными отраслями – межотраслевые пропорции. При координации территориальных планов устанавливаются пропорции внутри экономических районов страны – внутрирайонные пропорции и, наконец, пропорции внутри в развитии хозяйства отдельных районов – межрайонные пропорции. Все эти пропорции диктуются хозяйственно-политическими задачами плана, а от их соблюдения зависят темпы роста производства и потребления материальных благ и услуг.

Изменения натурально-вещественных пропорций оказывают влияние не только на те отрасли, в которых произошли изменения, но и на все народное хозяйство, на весь процесс воспроизводства.

Координация действий предприятий, отраслей, государственного сектора экономики включает согласование и увязку отдельных стоимостных и материально-вещественных элементов производства. Рост заработной платы и других доходов населения должен быть согласован с ростом производства товаров, предназначенных для продажи населению, с розничным товарооборотом, с планируемым размером различных платных услуг. Росту объема капитальных работ должна соответствовать сумма ассигнований на их финансирование за счет бюджета, кредитов банка, фонда развития предприятия и  других источников.

Важной проблемой является установление важнейших общехозяйственных пропорций. К их числу относятся соотношения между потреблением и инвестициями, между промышленностью и сельским хозяйством, между выпуском средств производства и предметов потребления, между развитием производства и развития транспорта, между производством предметов потребления и услуг, между объемом товарооборота и денежными доходами населения.

Основа обеспечения пропорциональности закладывается уже в процессе становления комплексного макроэкономического прогноза, при выборе вариантов развития на будущее, при разработке государственного бюджета, программ решения отдельных наиболее важных проблем, стоящих пред правительством страны, программ развития отдельных регионов и крупных территориально-производственных образований.

Обязательным условием соблюдения пропорциональности в условиях рыночной экономики является наличие резервов производственных мощностей, а также резервов сырья, материалов, топлива, валютных и других ресурсов.

Для обеспечения необходимых рациональных пропорций в экономике применяется система балансов: сводных стоимостных балансов продукции, материальных, стоимостных, трудовых и природно-ресурсных балансов.

Балансовый метод – основной метод координации и взаимной увязки всех объектов и субъектов экономики страны: спроса и предложения, ресурсов и потребностей, отраслей и многоотраслевых комплексов, регионов различного уровня и пр.

С помощью системы балансов обеспечивается единство и целостность экономической системы, ее согласованность в процессе развития, соответствие целевых установок будущего развития имеющимся производственным, трудовым, природным и финансовым ресурсам.

Балансовый метод служит инструментом для установления рациональных материально-вещественных и стоимостных пропорций в народном хозяйстве, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов между отраслями и сферами деятельности.10

 

§2.3. Нормативный метод

Нормативный метод государственного регулирования представляет собой регулирование развития экономической системы, темпов и пропорций общественного воспроизводства,   деятельности производственных и непроизводственных  звеньев экономики с помощью норм и нормативов. Данный метод  основан на использовании  различных видов нормативов – технических, технико-экономических,  экономических, социальных – для расчета  и обоснования планово-прогнозных показателей, закладываемых в регулирующие документы.

Под экономическими нормативами  понимают  абсолютные или  относительные величины, применяемые для  регулирования экономических  отношений в народном хозяйстве и выражающие требования к затратам, результатам производства, их распределению и использованию.  Нормативы – это форма контроля  государства над деятельностью  хозяйствующих субъектов.  Они отражают связи между объективными  экономическими категориями и соответствующими показателями.

Нормативы устанавливают связи между ресурсами предприятий  и конечными результатами, в которых  заинтересовано общество, ориентируют  хозяйствующих субъектов на принятие экономических решений, отвечающих интересам как занятых на них людей,  так  и экономики в целом, служат средством достижения этих интересов. Основной задачей нормативных показателей, применяемых в целях регулирования экономической деятельности как на макро- так и на микроуровне, является повышение  обоснованности  планово-программных документов и преодоление их субъектизма.  С помощью нормативов обеспечивается связь между результатами производства, затратам и  доходами предприятий, определяются важнейшие  общественные потребности и возможности  их удовлетворения при научно-обоснованных, по возможности  минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.11

Для иллюстрации рассмотрим пример нормативного регулирования природоохранной деятельности. Данное регулирование предполагает законодательное  установление экологических нормативов, отражающих  величину  предельно допустимого  загрязнения окружающей среды с точки зрения  общества   в целом. Нормативы характеризуют  уровень содержания  вредного вещества, практически не  влияющего на здоровье человека и не вызывающие неблагоприятных экологических  последствий. Несоблюдение нормативов влечет за собой  применение штрафов и иных санкций, что является отражением   права государственного принуждения. Таким образом,  нормативы служат основой контроля над деятельностью государственных  негосударственных  хозяйствующих  субъектов. Они ориентируют предприятия и организации на принятие хозяйственных решений  с учетом не только  микроэкономической эффективности, но и общественных требований к уровню выброса вредных веществ.

Использование различных видов нормативов  (экологических, социальных,  финансовых,  экономической безопасности и др.)  в процессе планирования  позволяет учесть комплекс требований, являющихся  необходимым условием  нормального воспроизводства экономической системы  и развития общества в целом. Так, соблюдение отдельных видов  социальных нормативов  не всегда экономически  эффективно с точки зрения  предприятия, действующего на  основе рыночных принципов ведения хозяйства, однако оно необходимо для  нормального общественного развития как условие предотвращения чрезмерного неравенства и социальных конфликтов.  Выступая как представитель общества, государство обязано учитывать подобные  ограничения, носящие объективный характер, а так же ориентировать  субъектов рынка на их выполнение  путем применения регулирующих мер прямого и косвенного характера.

Ниже приведены некоторые виды норм и нормативов, применяемые в практике государственного регулирования России:

      • Нормативы эффективности производства;
      • Нормативы затрат труда и заработной платы;
      • Нормативы расхода и запасов сырья, материалов топлива и энергии; использование производственных мощностей и продолжительности  освоения проектных мощностей;
      • Нормативы капитальных вложений и капитального  строительства;
      • Нормативы потребности, запасов и использования  оборудования;
      • Финансовые нормы и нормативы;
      • Нормативы затрат на производство;
      • Нормативы охраны окружающей среды.

Следует обратить внимание  на то,  что понятие «норма» и «норматив» не тождественны по своему содержанию. Понятие «норма» происходит от латинского «norma» - руководящее начало, образец, правило. В экономике под нормой  обычно понимается предельная величина расхода ресурсов на определенные цели. Другая трактовка данного термина  связана с пониманием  нормы как узаконенного  установления, признанного обязательным порядка (например норма права). Норма права – это установленное государством  общее правило поведения, регулирующее  общественные отношения  и охраняемое принудительной силой государства; данные нормы  закрепляются в нормативно-правовых документах. В отличие от нормы – норматив обычно отражает количественную меру  связи между различными показателями.

Роль нормативов в регулировании экономических  систем не одинакова. В СССР  в централизованно планируемой экономике  сфера применения  социально-экономических нормативов была очень широка. Поскольку экономическая деятельность  предприятий осуществлялась  в строгом соответствии с плановыми заданиями, число нормируемых показателей было велико. В экономической  системе современной России  сфера государственного регулирования ограничена, соответственно и число  непосредственно нормируемых показателей меньше.  Поскольку главная функция государства – защита общенациональных интересов, при переходе к рынку  акцент смещается в сторону  макроэкономических нормативов.  Меняется и назначение данных показателей – нормативы выступают как ориентиры хозяйственной деятельности  предприятий и организаций частного сектора, формируют их рациональные  ожидания.

Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования экономики современной России