Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 00:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить основные методы и инструменты государственного регулирования экономики Российской Федерации на современном этапе, раскрыть их суть и проследить практическое применение.
Задачи, которые я поставила перед собой при написании курсовой работы:
1. Рассмотреть особенности государственного регулирования экономики России;
Введение 3
Глава 1. Особенности государственного регулирования экономики современной России 5
Глава 2. Методы государственного регулирования экономики современной России 8
§2.1. Программно-целевой метод 10
§2.2. Балансовый метод 14
§2.3. Нормативный метод 17
Глава 3. Инструменты государственного регулирования экономики современной России 23
§3.1. Административные и правовые инструменты ГРЭ 25
§3.2. Финансово-экономические инструменты ГРЭ. 28
Заключение 30
Источники 32
Проблема построения оптимальной системы целей развития социально-экономической системы имеет давнюю историю. Первая «классическая» классификация целей, с точки зрения содержания была предложена А. Смитом. Он выделил 3 основные, глобальный цели:
В настоящее время, в связи с развитием и усложнением социально-экономической системы нашей страны, говорят о «магическом шестиугольнике»:
Процесс выработки целей формально предполагает прохождение 4 этапов:
Данный процесс представляет собой первый составной элемент программно-целевого метода государственного регулирования.
Связующим звеном между целью и средствами ее достижения являются комплексные программы. Поэтому вторым составным элементом программно-целевого метода выступает разработка и утверждение целевых программ.
Целевая комплексная программа – это инструмент программно-целевого метода ГРЭ. Она представляет собой совокупность иерархически соподчиненных целей, мероприятий по их достижению, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Поэтому она и получила название комплексной.
Главное содержание программы образует комплекс мероприятий, реализация которых необходима для достижения целей программы. Перечень этих мероприятий должен быть достаточно конкретен, а набор их носит всеобъемлющий характер.
Например, самые «свежие» программы, реализуемые в России – это государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», принятая 24 апреля 2014г., и программа "Экономическое развитие и инновационная экономика", вступившая в силу с 30 декабря 2013г.8
Социально-экономические программы направлены на решение проблем социального характера, повышения уровня и качества жизни населения. Наряду с обычными, плановыми целевыми комплексными программами во время кризисных ситуаций могут разрабатываться чрезвычайные целевые комплексные программы.
Пионерами в области использования программно-целевого метода в практике государственного регулирования считаются Франция, Нидерланды, Япония. В последующем он получил развитие в большом количестве стран. Одна из самых известных региональных программ в мире – освоение бассейна реки Теннесси в США.
Программно-целевой
метод государственного регулирования
использовался и в практике директивного
планирования в СССР. Достаточно вспомнить
о разработке и реализации «Комплексной
программы научно-технического прогресса
СССР на 1986-2005гг.», о формировании в середине
80-х годов прошлого века территориально-
Баланс – слово французского происхождения, оно означает «весы». Это понятие применяется во многих сферах человеческой деятельности, в том числе и в экономической науке. В экономической науке этот термин обозначает «равновесие».
Пионерами балансовых построений на уровне народного хозяйства были В. Петти, Г. Кинг, Ф. Кенэ. Дальнейшие разработки балансовый метод ГРЭ получил в работах Дж. Ст. Миля, К. Маркса, В.И. Ленина, С.Г. Струмилина, Р. Стоуна.
Балансовый метод – средство достижения равновесия в экономике путем использования не только внутренних рыночных регуляторов, но и инструментов внешнего воздействия на процесс общественного воспроизводства. В самом простом виде для отражения сбалансированности применяется система показателей, характеризующих, с одной стороны, источники образования данного вида продукции (ресурсов), а с другой – направления ее использования по состоянию на определенный момент.9
Для обеспечения пропорциональности развития экономики страны необходима балансовая увязка развития отдельных отраслей, регионов и предприятий. А это, в свою очередь, требует координации и взаимной увязки программ развития различных объектов, цель которых – обеспечить соответствие конкретных потребностей данного региона, отрасли, страны в целом имеющимся ресурсам для удовлетворения этих потребностей. В конечном счете, это сводится к установлению соответствия между производством и потреблением материальных благ и услуг.
Балансовая увязка планов развития отраслей и производств обеспечивает необходимые пропорции внутри каждой отрасли – внутриотраслевые пропорции и пропорции между смешными отраслями – межотраслевые пропорции. При координации территориальных планов устанавливаются пропорции внутри экономических районов страны – внутрирайонные пропорции и, наконец, пропорции внутри в развитии хозяйства отдельных районов – межрайонные пропорции. Все эти пропорции диктуются хозяйственно-политическими задачами плана, а от их соблюдения зависят темпы роста производства и потребления материальных благ и услуг.
Изменения натурально-вещественных пропорций оказывают влияние не только на те отрасли, в которых произошли изменения, но и на все народное хозяйство, на весь процесс воспроизводства.
Координация действий предприятий, отраслей, государственного сектора экономики включает согласование и увязку отдельных стоимостных и материально-вещественных элементов производства. Рост заработной платы и других доходов населения должен быть согласован с ростом производства товаров, предназначенных для продажи населению, с розничным товарооборотом, с планируемым размером различных платных услуг. Росту объема капитальных работ должна соответствовать сумма ассигнований на их финансирование за счет бюджета, кредитов банка, фонда развития предприятия и других источников.
Важной проблемой является установление важнейших общехозяйственных пропорций. К их числу относятся соотношения между потреблением и инвестициями, между промышленностью и сельским хозяйством, между выпуском средств производства и предметов потребления, между развитием производства и развития транспорта, между производством предметов потребления и услуг, между объемом товарооборота и денежными доходами населения.
Основа обеспечения пропорциональности
закладывается уже в процессе становления
комплексного макроэкономического прогноза,
при выборе вариантов развития на будущее,
при разработке государственного бюджета,
программ решения отдельных наиболее
важных проблем, стоящих пред правительством
страны, программ развития отдельных регионов
и крупных территориально-
Обязательным условием соблюдения пропорциональности в условиях рыночной экономики является наличие резервов производственных мощностей, а также резервов сырья, материалов, топлива, валютных и других ресурсов.
Для обеспечения необходимых рациональных пропорций в экономике применяется система балансов: сводных стоимостных балансов продукции, материальных, стоимостных, трудовых и природно-ресурсных балансов.
Балансовый метод – основной метод координации и взаимной увязки всех объектов и субъектов экономики страны: спроса и предложения, ресурсов и потребностей, отраслей и многоотраслевых комплексов, регионов различного уровня и пр.
С помощью системы балансов обеспечивается единство и целостность экономической системы, ее согласованность в процессе развития, соответствие целевых установок будущего развития имеющимся производственным, трудовым, природным и финансовым ресурсам.
Балансовый метод служит инструментом для установления рациональных материально-вещественных и стоимостных пропорций в народном хозяйстве, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов между отраслями и сферами деятельности.10
Нормативный метод государственного регулирования представляет собой регулирование развития экономической системы, темпов и пропорций общественного воспроизводства, деятельности производственных и непроизводственных звеньев экономики с помощью норм и нормативов. Данный метод основан на использовании различных видов нормативов – технических, технико-экономических, экономических, социальных – для расчета и обоснования планово-прогнозных показателей, закладываемых в регулирующие документы.
Под экономическими нормативами понимают абсолютные или относительные величины, применяемые для регулирования экономических отношений в народном хозяйстве и выражающие требования к затратам, результатам производства, их распределению и использованию. Нормативы – это форма контроля государства над деятельностью хозяйствующих субъектов. Они отражают связи между объективными экономическими категориями и соответствующими показателями.
Нормативы устанавливают связи между ресурсами предприятий и конечными результатами, в которых заинтересовано общество, ориентируют хозяйствующих субъектов на принятие экономических решений, отвечающих интересам как занятых на них людей, так и экономики в целом, служат средством достижения этих интересов. Основной задачей нормативных показателей, применяемых в целях регулирования экономической деятельности как на макро- так и на микроуровне, является повышение обоснованности планово-программных документов и преодоление их субъектизма. С помощью нормативов обеспечивается связь между результатами производства, затратам и доходами предприятий, определяются важнейшие общественные потребности и возможности их удовлетворения при научно-обоснованных, по возможности минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.11
Для иллюстрации рассмотрим пример нормативного регулирования природоохранной деятельности. Данное регулирование предполагает законодательное установление экологических нормативов, отражающих величину предельно допустимого загрязнения окружающей среды с точки зрения общества в целом. Нормативы характеризуют уровень содержания вредного вещества, практически не влияющего на здоровье человека и не вызывающие неблагоприятных экологических последствий. Несоблюдение нормативов влечет за собой применение штрафов и иных санкций, что является отражением права государственного принуждения. Таким образом, нормативы служат основой контроля над деятельностью государственных негосударственных хозяйствующих субъектов. Они ориентируют предприятия и организации на принятие хозяйственных решений с учетом не только микроэкономической эффективности, но и общественных требований к уровню выброса вредных веществ.
Использование различных видов нормативов (экологических, социальных, финансовых, экономической безопасности и др.) в процессе планирования позволяет учесть комплекс требований, являющихся необходимым условием нормального воспроизводства экономической системы и развития общества в целом. Так, соблюдение отдельных видов социальных нормативов не всегда экономически эффективно с точки зрения предприятия, действующего на основе рыночных принципов ведения хозяйства, однако оно необходимо для нормального общественного развития как условие предотвращения чрезмерного неравенства и социальных конфликтов. Выступая как представитель общества, государство обязано учитывать подобные ограничения, носящие объективный характер, а так же ориентировать субъектов рынка на их выполнение путем применения регулирующих мер прямого и косвенного характера.
Ниже приведены некоторые виды норм и нормативов, применяемые в практике государственного регулирования России:
Следует обратить внимание на то, что понятие «норма» и «норматив» не тождественны по своему содержанию. Понятие «норма» происходит от латинского «norma» - руководящее начало, образец, правило. В экономике под нормой обычно понимается предельная величина расхода ресурсов на определенные цели. Другая трактовка данного термина связана с пониманием нормы как узаконенного установления, признанного обязательным порядка (например норма права). Норма права – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства; данные нормы закрепляются в нормативно-правовых документах. В отличие от нормы – норматив обычно отражает количественную меру связи между различными показателями.
Роль нормативов в регулировании экономических систем не одинакова. В СССР в централизованно планируемой экономике сфера применения социально-экономических нормативов была очень широка. Поскольку экономическая деятельность предприятий осуществлялась в строгом соответствии с плановыми заданиями, число нормируемых показателей было велико. В экономической системе современной России сфера государственного регулирования ограничена, соответственно и число непосредственно нормируемых показателей меньше. Поскольку главная функция государства – защита общенациональных интересов, при переходе к рынку акцент смещается в сторону макроэкономических нормативов. Меняется и назначение данных показателей – нормативы выступают как ориентиры хозяйственной деятельности предприятий и организаций частного сектора, формируют их рациональные ожидания.
Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования экономики современной России