Методы и инструменты государственного регулирования экономики современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить основные методы и инструменты государственного регулирования экономики Российской Федерации на современном этапе, раскрыть их суть и проследить практическое применение.
Задачи, которые я поставила перед собой при написании курсовой работы:
1. Рассмотреть особенности государственного регулирования экономики России;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности государственного регулирования экономики современной России 5
Глава 2. Методы государственного регулирования экономики современной России 8
§2.1. Программно-целевой метод 10
§2.2. Балансовый метод 14
§2.3. Нормативный метод 17
Глава 3. Инструменты государственного регулирования экономики современной России 23
§3.1. Административные и правовые инструменты ГРЭ 25
§3.2. Финансово-экономические инструменты ГРЭ. 28
Заключение 30
Источники 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа ГРЭ.docx

— 66.37 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

 

Кафедра экономической теории и предпринимательства

Государственное регулирование экономики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Методы и инструменты государственного регулирования экономики современной России».

 

 

 

Выполнила студентка

факультета управления группы ГМУБ-412

Куткова Анастасия Алексеевна

Научный руководитель

Кандидат экономических наук, доцент

Мартыненко Татьяна Васильевна

 

 

 

 

Г. Ростов-на-Дону

2014 г 
Оглавление

 

 

Введение


Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

Организация и конкретные правила регулирования экономики в каждой стране складываются столетиями. Чрезвычайно тяжелые природно-климатические условия и огромные пространства России, общинные народные традиции диктуют необходимость разработки уникальных механизмов регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики имеет большое значение для развития страны. Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта. Тема данной курсовой работы крайне актуальна и важна, так как именно выбор правильных и уместных рычагов управления экономикой определяет эффективность государственного вмешательства в эту сферу общественной жизни.

Цель курсовой работы: выявить основные методы и инструменты государственного регулирования экономики Российской Федерации на современном этапе,  раскрыть их суть и проследить практическое применение.

Задачи, которые я поставила перед собой при написании курсовой работы:

  1. Рассмотреть особенности государственного регулирования экономики России;
  2. Проанализировать основные методы, которые применяются в России для регулирования экономической системы в современном ее состоянии;
  3. Определить главные инструменты регулирования экономической деятельности;
  4. Сделать выводы о механизме государственного управления экономикой РФ на современном этапе.

Объектом исследования курсовой работы является государственное регулирование экономики. Предмет исследования – методы и инструменты государственного регулирования экономики современной России.

Изучением данной темы занимались многие известные экономисты и профессора, в частности, такие как Кушлин Валерий Иванович – заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, доктор экономических наук, Райзберг Борис Абрамович - главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований Министерства экономического развития Российской Федерации и другие. В их работах отражены основы регулирования российской экономики, а также раскрыты методы и инструменты, используемые в России на современном этапе.

 

Глава 1. Особенности государственного регулирования экономики современной России


Под государственным регулированием понимается система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов (инструментов), воздействующих на все сферы социально-экономической жизни страны.

Государственное регулирование – это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с системой государственного управления, с экономической теорией, муниципальным менеджментом, статистикой и др.

Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

В России опыт предыдущих десятилетий показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставления стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.

Экономика России имеет ряд характерных особенностей, которые определяют уникальность подхода к государственному регулированию.

Во-первых, это крупномасштабная экономика, что определяется ее территорией (17,1 млн км2), численностью населения (143,5млн человек – на 2012г.), значительным трудовым, природным, научно-техническим и производственным потенциалом.

Во-вторых, Россия обладает большим богатством и разнообразием природных ресурсов – земельных, минеральных, лесных, водных.

В-третьих, Россия отличается значительным социокультурным разнообразием, накладывающим отпечаток на социально-экономические отношения. На территории нашей страны проживают представители более 100 национальностей и народностей, множество этносов и конфессий. Это разнообразие необходимо учитывать в социально ориентированной экономической политике.

В-четвертых, в результате реформ 90-х гг. экономика России приобрела ярко выраженный многоукладный характер. В 2013 г. из общего числа занятых в экономике 67,8 млн человек 10% заняты в сельском хозяйстве, 18% - в торговле, 8,5% - в государственном и муниципальном управлении, 7% - в здравоохранении.1 Важная задача государства при таких обстоятельствах состоит в создании таких условий, чтобы каждый экономический уклад (капиталистический, мелкотоварный, государственный, смешанный) функционировал наиболее эффективно в присущей ему нише.

В-пятых, экономика характеризуется дифференциацией региональных показателей хозяйственного и социального развития 85 субъектов РФ. Например, по данным на 2013г. Москва по обороту розничной торговли превосходит Ростовскую область почти в 6 раз, а республику Адыгею – в 367 раз. Объем валового регионального продукта Ростовской области на 804 млрд рублей больше того же показателя в Ингушетии. При таком разнообразии экономических потенциалов субъектов Федерации, приобретает большое значение политика, направленная на постепенное сближение уровней социально-экономического развития в различных регионах страны.2

Суть государственного регулирования на современном этапе заключается в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта в прошлом. Прежде всего, создание такой системы регулирования связано с проведением ряда мероприятий:

  • оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам планирования, использованию финансовых рычагов;
  • осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, инновационных технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка обычными методами через рассеяние капиталов и создание через них необходимых накоплений – это слишком длительный и неэффективный путь. Поэтому инвестиции необходимо направить на развитие приоритетных отраслей, определив точки роста. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование государством структурной перестройки прямыми и косвенными методами значительно облегчат и ускорят этот процесс; именно ускоренная диверсификация структуры российской экономики выступает одной из приоритетных задач сегодня;
  • проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер повышения уровня занятости населения;
  • проведение четкой антимонопольной политики, повышение государственного контроля над деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий.3

Таким образом, рыночный механизм должен дополняться элементами государственного регулирования экономики. Особенности России в том, что, во-первых, идет переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладности хозяйства, во-вторых, страна обладает богатым ресурсным потенциалом и отличается социокультурным разнообразием. Это оказывает прямое воздействие на выбор инструментов и механизмов государственного регулирования. 
Глава 2. Методы государственного регулирования экономики современной России


Метод регулирования – способ осуществления регулирующего воздействия, в результате которого достигаются цели управления, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.4

В каждом методе регулирования необходимо различать содержание, направленность и организационную форму. Кроме того, каждому методу соответствует определенный набор инструментов, с помощью которых он реализуется.

Методы носят альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Правильно сочетая и используя различные методы, государство в смешанной экономике способно решать стоящие перед ним важные социальные и экономические задачи.

Методы и инструменты государственного регулирования не являются раз и навсегда данными и неизменными. Их возникновение и эволюция предопределяются потребностями технологического развития и экономического роста, изменениями проводимой социальной и экономической политики, воздействием групп специальных интересов, развитием таких отраслей науки, как экономика, право, управление, психология, социологи и др.

Среди экономических методов в отечественной практике государственного регулирования на современном этапе широкое распространение получили балансовый, нормативный и программно-целевой. Они используются для реализации различных функций – прогнозирования, планирования, контроля.

С помощью балансового метода осуществляется привязка потребностей и ресурсов, обеспечение необходимой пропорциональности и координации в производстве и потреблении различных продуктов, развитии отраслей, регионов и всей социально-экономической системы в целом.

Нормативный метод позволяет на основе прогрессивной системы норм и нормативов разрабатывать и обосновывать прогнозные, плановые и оценочные показатели развития социально-экономической системы и составляющих ее элементов.

Программно-целевой метод предполагает отбор основных целей социально-экономического развития и разработку программ взаимоувязанных мероприятий по их достижению.

 

§2.1. Программно-целевой метод

 

Программно-целевой подход представляет собой современный метод управления сложными экономическими системами разного уровня: от крупной и средней корпорации до национальной экономики.

Этот подход, сокращенно называемый ППБ – «планирование-программирование-бюджетирование» (planning-programming-budgeting system) был применен Р. Макнамарой сначала в управлении финансовыми ресурсами Министерства обороны США, а затем и другими ведомствами, получающими ресурсы из государственного бюджета.

ППБ – система управления экономикой, обеспечивающая решение ее целевых установок при ориентации на минимальное использование финансовых ресурсов. В соответствии с этой системой руководство при осуществлении своей деятельности должно учитывать:

    1. поставленные цели;
    2. виды деятельности (мероприятия), необходимые для достижения этих целей;
    3. ресурсы, необходимые для осуществления этих видов деятельности;
    4. результаты, которые будут достигнуты.

Эта система – антипод традиционного способа выделения и использования бюджетных средств, по которому руководство бюджетной системы классифицирует расходы по двум принципам: кто осуществляет расходы и как расходуются средства (оплата труда, закупка оборудования и т.д.). А системе ППБ расходы классифицируются в соответствии с целями функционирования и развития организации, которые достигаются при осуществлении тех или иных видов расходов (бюджетная программа).5

Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется большой значимостью и невозможностью решения ее другими методами. В настоящее время правительство России применяет программно-целевой подход как инструмент управления экономическими субъектами (министерствами и ведомствами), получающими средства из бюджета страны.

Необходимость применения программно-целевого метода ГРЭ России обусловлена ростом и усложнением задач, стоящих перед социально-экономической системой в целом, а также сложностью взаимосвязей и взаимодействий, возникающих между элементами системы в процессе ее развития. Указанный метод, с одной стороны, предполагает процедуру выработки и согласования целей развития системы и ее составляющих на определенный период, с другой стороны – разработку конкретных направлений и мероприятий, программу действий.6

В самом общем виде цель – это относящиеся к будущему желательные состояния объекта управления, его отдельных параметров. Цели определяют как направления изменений в объекте управления, так и соответственно содержание управленческого воздействия. Формирование целей является исходным моментом, а их достижение – конечным пунктом в процессе управления. Учитывая сложность социально-экономической системы как объекта управления, необходимо говорить и целой системе целей.

Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования экономики современной России