Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Практически во всех национальных системах права в качестве основного субъекта рыночных отношений рассматривается фирма. В зависимости от цели деятельности различают также банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры. Причем фирмы относятся к основным субъектам предпринимательской деятельности, а банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры — к субъектам рынка, обслуживающим сферу предпринимательской деятельности.

Оглавление

1. Производственная структура фирм. Различия структур по отраслям материального производства
2. Управление фирмой. Понятие, основные методы и принципы управления
3. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономика Структура Производственной фирмы.docx

— 143.45 Кб (Скачать)

     Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей  частью к конкретным ситуациям.

     Обычно  распорядительные методы основываются на организационных.

     Сущность  организационного регламентирования  состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав  фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

     Организационное нормирование включает нормы и нормативы  расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

     Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих  фирм.

     Распорядительные  методы реализуются в форме:

  • приказа;
  • постановления;
  • распоряжения;
  • инструктажа;
  • команды;
  • рекомендации.

     Управление  производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений  в процессе производства.

     Социально-психологические  методы управления.

     Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и  отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны  с другими методами управления.

     К ним относятся:

  • моральное поощрение;
  • социальное планирование;
  • убеждение;
  • внушение;
  • личный пример;
  • регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
  • создание и поддержание морального климата в коллективе.

 

     3. Методы анализа  финансово-хозяйственной  деятельности фирмы

 

     В функционировании любой фирмы важное значение имеет финансово-экономический  анализ ее деятельности.

     Значение  анализа финансово-экономического состояния фирмы трудно переоценить, поскольку именно он является той  базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной  и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской  и финансовой отчетности, когда еще  имеется возможность изменить ряд  статей баланса, а также для составления  пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового  анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка  почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько  качественно он проведен, зависит  эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового  анализа зависит от применяемой  методики, достоверности данных бухгалтерской  отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение  в области финансовой политики.

     В буквальном переводе с греческого языка  слово "метод" означает "путь к  чему-либо". Говоря современным языком, метод ― это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Человек давно осознал несомненную пользу научного метода. Английский философ Ф. Бэкон, сравнивая метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, писал: "Даже хромой, медленно идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги".

     Человеческая  деятельность может иметь теоретическую  или практическую направленность, поэтому  понятие метода в равной степени  относится и к теории, и к  практике. Под методом любой науки  понимают свойственный ей способ проникновения  в содержание своего предмета, т.е. способ его познания. Метод представляет собой совокупность мыслительных или  физических операций, осуществляемых в ходе научного исследования; в  нем заключены процедуры, необходимые  для получения нового знания. Таким  образом, метод можно назвать  своеобразной мыслительной технологией.

     В целом методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные. К общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, формализация, абстрагирование и т.д. Применение этих методов к конкретной науке или исследованию зависит от специфических особенностей изучаемого предмета, общего уровня развития познания о нем, имеющихся в распоряжении технических средств.

     Конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не используются в рамках всех остальных.

     Метод анализа финансово-хозяйственной  деятельности как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно  осуществляемых действий (стадий, этапов):

  • наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;
  • систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;
  • обобщение ― построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

     Метод анализа финансово-хозяйственной  деятельности ― это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов2.

     В наиболее общем виде метод можно  представить как комбинацию трех составляющих:

     

     где К ― категории науки;

     I ― инструментарий исследований;

     Р принципы.

     Категории ― это наиболее общие понятия данной науки. Для анализа финансово-хозяйственной деятельности к категориям можно отнести: фактор, модель, система, затраты, доходы и т.д.

     Принципы  в анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий используются общие для многих областей познания: системность, научность, конкретность и т.д.

     Научный инструментарий (аппарат) ― это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей анализа. Любой из инструментов анализа может называться методом в узком смысле этого слова. Можно выделить две основные особенности научного инструментария, применяемого в анализе.

     Первая  ― это открытость, выраженная в аккумулировании методов исследования из смежных отраслей знаний (математики, экономической теории, статистики и т.д.). Анализ не замыкается на специфических, разработанных в его рамках приемах, но активно использует самые разнообразные методики, творчески их переработав применительно к собственным требованиям. В последние годы совершенствование научного аппарата анализа шло по пути усиленной математизации методик. Это естественно, поскольку еще Леонардо да Винчи сказал: "Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой".

     Вторая  особенность состоит в том, что  на разных этапах анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия применяются  различные методики и приемы. При  этом не существует никакой четкой регламентации по поводу их применения. Многое здесь зависит от цели анализа, имеющихся в распоряжении аналитика  временных, информационных и человеческих ресурсов, информационного и технического обеспечения. В реальном анализе  чаще всего используются комбинации различных приемов и методик.

     Многие  аналитические методы используются в совокупности с различными типами моделей, которые позволяют структурировать  и идентифицировать связи между  основными показателями.

     Можно выделить три основных типа моделей, используемых в экономическом анализе: дескриптивные, предикативные и  нормативные3.

     Дескриптивные модели. Эти модели, известные также как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

     В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности ― в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

     Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках.

     Система аналитических коэффициентов  ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджерами, аналитиками, акционерами, инвесторами, кредиторами и др. Известны десятки этих показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп. Чаще всего выделяют пять групп показателей по следующим направлениям финансового анализа.

     1. Анализ ликвидности. Показатели этой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу алгоритма расчета этих показателей заложена идея сопоставления текущих активов (оборотных средств) с краткосрочной кредиторской задолженностью. В результате расчета устанавливается, в достаточной ли степени предприятие обеспечено оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности, рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности.

     2. Анализ финансовой  устойчивости. С помощью этих показателей оценивается состав источников финансирования и динамика соотношения между ними. Анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем себестоимости, степенью доступности, уровнем надежности, степенью риска и др.

     3. Анализ текущей  деятельности. С позиции кругооборота средств текущая деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов оборотных активов в другие:

     

     где ДС денежные средства;

     СС  сырье на складе;

     НП ― незавершенное производство;

     ГП  готовая продукция;

     СР  средства в расчетах (дебиторы).

     Эффективность текущей финансово-хозяйственной  деятельности может быть оценена  протяженностью операционного цикла, зависящей от оборачиваемости средств  в различных видах активов. При  прочих равных условиях ускорение оборачиваемости  свидетельствует о повышении  эффективности. Поэтому основными  показателями этой группы являются показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов: выработка, фондоотдача, коэффициенты оборачиваемости  средств в запасах и расчетах.

     4. Анализ рентабельности. Показатели этой группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. В отличие от показателей второй группы здесь абстрагируются от конкретных видов активов, рентабельность капитала анализируют в целом. Основными показателями поэтому являются рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала.

     5. Анализ положения и деятельности на рынке капитала, В рамках этого анализа выполняются пространственно-временные сопоставления показателей, характеризующих положение предприятия на рынке ценных бумаг: дивидендный выход, доход на акцию, ценность акции и др. Этот фрагмент анализа выполняется главным образом в компаниях, зарегистрированных на биржах ценных бумаг и котирующих там свои акции. Любое предприятие, имеющее временно свободные денежные средства и желающее вложить их в ценные бумаги, также ориентируется на показатели данной группы.

Информация о работе Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы