Место Западной Европы в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время страны Западной Европы являются крупными производителями потребительской продукции, хотя для региона в целом характерна истощенность минерально-сырьевой базы. Доля отраслей легкой промышленности в экономике Италии, Португалии и Греции составляет18-24%, а на долю пищевой промышленности в этих странах приходится до 20% производства. Страны Западной Европы специализируются также на производстве сельскохозяйственной продукции. Для стран региона характерен также высокий уровень развития сферы услуг, и прежде всего – транспорта, средств связи, а также банковской деятельности и финансовых услуг.

Оглавление

Введение.
Основные этапы послевоенного экономического развития Западной Европы.
Создание Европейского Экономического Сообщества и некоторые вехи в его развитии.
Первые шаги к Европейской интеграции. Создание Европейского сообщества.
Цели объединения.
Расширения ЕС.
Единый рынок – единая валюта.
Основные принципы свободы на едином рынке.
ЭКЮ.
Евро как новая валюта.
Отставание Западной Европы от США.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Соглашение по Европейскому Союзу вводит в силу экономическую и валютную политику, которая направлена на ввод единой европейской валюты.

 

2.3. Расширения ЕС

Первое расширение ЕС произошло 1 января 1973 года за счет вступления в Союз Великобритании, Ирландии и Дании. На тот момент в ЕС состояли 6 стран: Бельгия, Италия, Германия, Франция, Люксембург и Нидерланды. Великобритания официально заявила о своем желании вступить в Сообщество еще в августе 1961 года, Дания, Норвегия и Ирландия последовали ее примеру, но в результате затянувшихся переговоров Соглашения по объединению были подписаны только 22 января 1972 года. Скандинавские страны членство в Сообществе привлекало потому, что они могли больше выиграть, вступив в него, чем потерять. Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании в Сообщество, была перспектива свободного доступа на единый рынок. У Ирландии традиционно сложились тесные культурные, религиозные и военные взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Норвегия же осталась вне Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в Сообщества проголосовало 53,49 %.

Греция после возвращения  демократического правительства, заявила  о своем желании войти в  Сообщество в 1975 году. Греция видела в  этом для себя путь стабилизации вновь установившейся демократии, а также увеличения своего влияния на международной арене. С экономической точки зрения членство в Сообществе могло помочь модернизировать сельское хозяйство и промышленность, следовательно, поставить национальную экономику на ноги. Широко распространенные возражения о том, что это может затронуть национальный суверенитет и вызвать иностранную интервенцию отступили перед интересами экономики и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.

Присоединение Испании и Португалии, которые заявили о желании вступить в Сообщества в 1977 году, вызвало много сложностей, но все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества. Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций, несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. Для Португалии членство в Сообществе после потери всех колоний означало возвращение на обычные для Европы пути. Португальцы рассчитывали на Сообщество как в плане помощи и поддержки в реструктуризации экономики, в частности в сельском хозяйстве.

1 января 1995 года произошло  четвертое расширение ЕС за  счет вступления Австрии, Финляндии  и Швеции. Решение Австрии о  членстве в Сообществе было сначала продиктовано экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Австрия формально заявила о своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета. Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными по причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Исходя из своего географического положения и исторического опыта, Финляндия после Второй мировой войны очень осторожно реагировала на западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в какой-либо конфликт между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с Западом и Востоком давались ей очень тяжело.

Пятое и самое масштабное расширение произошло 1 мая 2004 года. В ЕС вступили 10 стран Центральной и Восточной Европы: Венгрия, Румыния, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Болгария и Эстония.

Данный  этап расширения уникален - подобного  прецедента никогда не было с точки  зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию исторического опыта и культур.

Данный  процесс был официально начат  в марте 1998 года. На саммите в Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо было выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершением процедур ратификации и проведение народных референдумов.

В предстоящие  годы другие страны, возможно, подадут  заявления на членство в ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического расчета.

 

2.4. Единый рынок – единая валюта.

Несмотря на то, что  Соглашением по ЕЭС был выработан  детальный 12-летний план постепенного перехода к общему рынку к концу 1969 года, цель эта не была достигнута. Единственный ощутимый результат был достигнут в сфере обеспечения свободного движения товаров путем создания союзов потребителей, которые открыли путь для свободного хождения товаров внутри Сообщества. Но в других важных сферах, таких как свободное движение услуг, рабочей силы и капиталов, свободы истеблишмента и либерализации платежей, ощутимого прогресса не было, кроме нескольких отдельных примеров. Созданная в рамках «европейской валютной змеи» зона твердых курсов валют не смогла противостоять пошатнувшемуся равновесию платежных балансов. Работа по созданию валютного союза была возобновлена в 1979 году, и ее следствием стало появление Европейской валютной системы (ЕВС), цель которой состоит в том, чтобы установить в Европе зону валютной стабильности.

Для выхода из тупикового состояния, в котором оказался ЕС, процессу экономической интеграции нужен был новый политический стимул. Такую инициативу подала в 1985 г. Комиссия в форме программы перехода к единому европейскому рынку до 1992 года. Позже, в том же году, был опубликована так называемая «Белая газета» — каталог специфических мероприятий с подробным планом для завершения создания внутреннего рынка к концу 1992 года, и в конце июня в Милане Совет Европы одобрил его. Но для каких-либо реальных перспектив успешного завершения такого сложного процесса за 7 лет, при том, что в этом не преуспело за 30 лет Сообщество, которое было гораздо меньшим, нужны были не только заявления о политических намерениях и принятие программы. Программа перехода к единому рынку должна была вылиться в Соглашение.

Для достижения этой цели все 282 меры, перечисленные в «Белой газете», успешно перешли в разряд законодательных. Но гораздо большим успехом оказалось то, что весь этот процесс прошел при минимальных возражениях со стороны стран-участниц, и целая сеть мер, мероприятий, средств и схем по созданию единого рынка была успешно принята к действию. Конечно, для того, чтобы реально использовать все эти схемы, их нужно было адаптировать с учетом особенностей каждой отдельной страны. Многие из этих 282 пунктов вышли в форме директив для обязательного включения в национальное законодательство и выполнения их до определенного срока. Некоторые государства легче справлялись этой задачей, у некоторых возникали проблемы, но исключительно по причине того, что не все местные власти были готовы к определенным изменениям в столь короткие сроки. С другой стороны, когда некоторые государства показали свою политическую неспособность исполнять заранее согласованные решения, Комиссией было принято решение разбора этих случаев в Суде Справедливости за нарушение законодательства Сообщества. Но даже после того, как все решения внедрены, должно пройти какое-то время, чтобы национальная экономика, а также население смогли приспособиться к новой ситуации и начать ощущать все ее экономические преимущества. Создание единого рынка — это именно тот редкий случай, когда подобное начинание настолько широко поддерживается как предпринимателями и промышленниками, так и общественностью. Одним из факторов, повлиявших на это, была широкая волна информации как для компаний, так и для граждан о том, какие права и какие выгоды они будут иметь после перехода к единому рынку. В распространении такой информации большую роль сыграли Европейские Информационные Центры, а также базы данных CELEX и INFO 92, к которым был свободный доступ, и в которых можно было найти любую информацию по законодательству Сообщества и регулирующим мерам по переходу к единому рынку.

Воодушевленные позитивной реакцией на программу по созданию единого рынка, в 1988 году Главы государств и правительств учредили Общество по продвижению создания экономического и валютного союза (EMU). При этом логика была следующей: как бизнесмен, так и рядовой гражданин не смогут ощутить всех преимуществ единого рынка без фиксированных обменных курсов, или даже единой европейской валюты. Большинство препятствий для свободного движения капитала должны были быть устранены с переходом к единому рынку, так как банки и страховые компании начали работать через национальные границы, и соответственно поток капиталов начал стабильно расти. Но это также чрезвычайно сузило спектр национальных полномочий в области валютной политики. И чем ближе к завершению был процесс перехода к единому рынку, тем более усиливалось давление по поводу тесного валютного сотрудничества, а также ускорялось дальнейшее продвижение по пути к экономическому и валютному союзу.

Отрицательным моментом явилась информация для общественного мнения о предложенных изменениях и причинах, вызвавших их, что вызвало всеобщее подозрение и непринятие. Люди не смогли увидеть преимуществ более тесной интеграции, и какие выгоды им это может принести. Вместо этого начало распространяться мнение, что людей хотят обмануть, в первую очередь это касалось устранения национальной валюты.

2.4.1. Основные принципы свободы единого рынка.

Центральным пунктом  экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный  странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.

Свободное движение товаров.

  • Таможенный союз.

Первым шагом в создании внутреннего рынка было аннулировать все таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами-участницами  до этого времени, и Соглашением  был выработан план по постепенного удаления всех внутренних пошлин в течение 12 лет.

  • Смещение количественных ограничений.

Создание единого рынка, где было бы обеспечено свободное  хождение товаров, потребовало не только смещения таможенных границ, но и поднятие количественных ограничений. Данные ограничения вводятся обычно для того, чтобы защитить внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается в создании определенных количественных или стоимостных квот. Столкнувшись со структурными проблемами в таких крупных областях как производство стали, судостроение или легкая промышленность, и под давлением таких факторов, как растущая безработица и рост импорта, в течение нескольких лет страны-участницы вынуждены были оградить свои рынки и от других стран-участниц, и вообще от торговли вне Сообщества. Много лет Сообщество пыталось убрать эти торговые барьеры и привести эти национальные правила к общеевропейским стандартам.

  • Устранение налоговых барьеров.

Ключевым фактором, гарантирующим  свободное движение товаров, является уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами Сообщества. Существуют также две основные причины, по которым налоговые границы все-таки должны существовать.

Во-первых, они дают гарантию того, что налоги на потребление, которыми облагаются товары на едином рынке, идут в конкретную страну Сообщества, где они потребляются. На практике это выглядит как возмещение налогов на экспорт. Во-вторых, налоговые границы играют важную роль в борьбе против уклонения от налогов и предотвращения теневой торговли. Без налоговых границ и соответствующего пограничного контроля, невозможно было бы проверить, действительно ли товар экспортируется, что дало бы возможность незаконного провоза товаров как экспортируемых, и тем самым возмещение непрямых налогов.

Свободное движение рабочей силы.

Свободное движение рабочей силы — уже реальность. Это право было зафиксировано в Соглашениях и включено в компетенцию Совета в 1968 году. Оно заключает в себе равные права для всех наций, входящих в Сообщество, по трудоустройству, заработным платам и условиям работы в любой стране Сообщества. Гражданам гарантируется географическая и профессиональная мобильность и минимальный уровень социальной интеграции в любой из стран, входящих в Сообщество, в которых они захотели работать.

  • Географическая мобильность.

Под географической мобильностью подразумевается право человека уехать и остановиться в любой стране Сообщества для того, что найти работу или получить образование по специальности.

  • Социальная интеграция.

Социальная интеграция заключается в праве работника  пользоваться всеми социальными благами, возможными в данной стране.

Свобода истеблишмента.

В широком смысле, свобода  истеблишмента это право людей  выбрать или получить любую работу. Но это право не относится к  постоянной или временной работе в органах власти.

Право на истеблишмент должно предотвратить любые открытые или скрытые попытки дискриминации при выборе занятия, как впрочем, и в случае со свободным движением рабочей силы.

Свобода предоставления услуг.

Свобода предоставления услуг, в принципе включает в себя те же принципы, что и свобода истеблишмента, но в случае с услугами, действия ограничены во времени и должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества.

Информация о работе Место Западной Европы в мировом хозяйстве