Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:01, курсовая работа
В настоящее время страны Западной Европы являются крупными производителями потребительской продукции, хотя для региона в целом характерна истощенность минерально-сырьевой базы. Доля отраслей легкой промышленности в экономике Италии, Португалии и Греции составляет18-24%, а на долю пищевой промышленности в этих странах приходится до 20% производства. Страны Западной Европы специализируются также на производстве сельскохозяйственной продукции. Для стран региона характерен также высокий уровень развития сферы услуг, и прежде всего – транспорта, средств связи, а также банковской деятельности и финансовых услуг.
Введение.
Основные этапы послевоенного экономического развития Западной Европы.
Создание Европейского Экономического Сообщества и некоторые вехи в его развитии.
Первые шаги к Европейской интеграции. Создание Европейского сообщества.
Цели объединения.
Расширения ЕС.
Единый рынок – единая валюта.
Основные принципы свободы на едином рынке.
ЭКЮ.
Евро как новая валюта.
Отставание Западной Европы от США.
Заключение.
Список литературы.
Российский государственный
торгово-экономический
Тульский филиал
Курсовая работа
по дисциплине «Мировая Экономика»
тема: «Место Западной Европы в мировом хозяйстве»
Тула – 2004 г.
Содержание:
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году австрийский лидер и основатель пан-европейского движения, Каунт Кауденхав Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году, расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более широкой интеграции.
Несмотря на это, все
попытки мирного объединения
потерпели поражение от доминирующих
потоков национализма и империализма.
Только после того, как Европа опять
была отброшена назад войной, была
действительно оценена губитель
Общее «смешение» Европы и разрушение политических и экономических национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании современной Европы. Последующие шаги на пути к интеграции исходят из трех основных положений:
В настоящее время Западную Европу рассматривают как единое целое. В ХХ в. Экономика Европы развивалась крайне неравномерно. На это повлияли мировые войны, экономические кризисы, межнациональные конфликты. Например, в конце XIX и первой половине XX вв. в Европе наблюдались значительные демографические потери. Менее чем за столетие демографический ущерб составил 1/3 численности ее населения. Так же хозяйство было разрушено двумя мировыми войнами, после которых промышленное производство стран существенно сократилось, а уровень ВНП соответствовал в 1945 г. уровню1886-1909 гг.
К 90-м годам, создав довольно
сильное и влиятельное
В настоящее время
страны Западной Европы являются крупными
производителями
Западную Европу отличает высокая степень вовлеченности в систему мирохозяйственных связей. Экспортная квота стран региона в 3 раза превышает подобный показатель США и более чем в 2 раза – показатель Японии. Наибольшей зависимостью от участия во внешнеэкономических связях отличаются «малые страны», в которых экспортные и импортные квоты достигают 50% и более. Наиболее характерной чертой развития Западной Европы является интенсивная экономическая интеграция, в которую вовлечены практически все страны данного региона.
1. Основные этапы послевоенного экономического развития Западной Европы.
Вторая мировая война сделала в Европе свое «черное» дело: ее экономическому потенциалу в результате военных действий был нанесен огромный урон, значимость Западной Европы в мировой торговле, экспорте и импорте капиталов серьезно ослабилась. В результате регион становится во все большей степени зависимой от США. Соединенные Штаты превращаются в единоличного политического и экономического лидера капиталистического мира, навязывают мировой экономике Бреттон-Вудскую валютную систему, во главе которой стоял американский доллар, курс которого по отношению к валютам европейских стран был явно завышен.
Европа вышла из войны
в состоянии нравственного
Справившаяся с угрозой нацизма лишь при помощи СССР и США, Европа стала разменной монетой во всемирной игре новых великих держав. Она была ослаблена в хозяйственном отношении, дезориентирована политически, лучшие европейские умы оказались за океаном. На сорок долгих лет континент был разделен "железным занавесом".
В этих условиях трудно было предположить, что к концу XX в. Европа вновь станет мировым лидером в производительности, торговле, инвестициях, политических и социальных технологиях. Тем не менее уже в первое послевоенное десятилетие, достигнув предвоенного уровня хозяйственного развития в 1949-1951 г., европейские страны опередили Соединенные Штаты по темпам экономического роста.
В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек. Война унесла около 55 млн. человеческих жизней. Она уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли соответствующий показатель первой мировой войны.
В тяжелом экономическом
положении оказались почти все
страны-участницы, в том числе
и страны Западной Европы. Послевоенная
западно-европейская экономика
Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить свои потребности в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце и цинке на 30%, сале и масле примерно на 15%, жидком топливе и мясе только на 10%.
Лишь США, находясь в географическом удалении от основных военных действий, смогли умело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру. За годы войны промышленное производство этой страны удвоилось, а чистая прибыль корпораций даже утроилась. Ряд стратегических отраслей дал высочайшие результаты роста: алюминиевая промышленность — в 6 раз, самолетостроение — в 16, производство синтетического каучука — в 400 раз и т.д. В результате США стали обладателями двух третей промышленного производства и золотого запаса мира.
Комиссия по анализу помощи иностранным государствам, созданная в США, предложила программу сотрудничества, удовлетворяющую следующим критериям: обеспечение большей самоокупаемости экономического возрождения Европы, повышение отдачи от американской помощи и соответствие начавшемуся в конце 40-х годов очередному обновлению технологической базы американской экономики. США выступили в качестве своеобразного спонсора. Официальным автором программы так называемого «восстановления и развития» Европы стал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 г. государственным секретарем Джордж Кэтлетт Маршалл (1880—1959).
План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г., он представлял собой конкретный вклад в решение послевоенных финансовых проблем. Соединенные Штаты Америки поставили цель задействовать механизм международной торговли посредством новой версии закона о ленд-лизе, действовавшим во время Второй мировой войны. Это позволило заменить передачу союзникам вооружений, боеприпасов и продовольствия на поставки товаров, необходимых для восстановления экономики стран Европы; в то же время план Маршалла способствовал конверсии американской промышленности.
Но план Маршалла летом 1947 г. Советский Союз подверг критике, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла СССР был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.
В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже и ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервах, военных разрушениях, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.
За 4 года выполнения плана Маршалла (1948—1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд.долл. Причем, более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран — Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германия из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали явное предпочтение. Следует отметить, что главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.
В 1948 г. для регулирования и распределения помощи, поступающей в рамках плана Маршалла была создана Организация Европейского Экономического Сотрудничества - прообраз современной Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). В рамках сотрудничества стран-участниц ОЕЭС по реализации плана Маршалла либерализация торговли и платежей потребовала, в свою очередь, координации инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.
Высокая результативность
плана Маршалла в сочетании с
реализацией собственных
В пятую годовщину капитуляции Германии - 9 мая 1950 г. - министр иностранных дел Франции Роберт Шуман официально обратился к правительству ФРГ с предложением покончить давнюю вражду и недоброжелательность в отношениях между двумя странами и начать строить отношения на основе принципов мира, дружбы и сотрудничества. Первым шагом на пути этого было совместное восстановление базовых отраслей промышленности путем создания франко-германского объединения угля и стали. Декларация Шумана, тем не менее, выходила за пределы только двусторонних отношений. Франция обратилась с призывом к объединению и созданию «Европейской Федерации» ко всем странам, а декларация Шумана, разработанная с участием другого известного французского политического деятеля Жана Моннэ, стала концепцией строительства общеевропейского дома. Основными положениями «Плана Шумана» стали:
Информация о работе Место Западной Европы в мировом хозяйстве